Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:35, контрольная работа
Единство объективного и субъективного в праве противоречиво, что порождает реальную возможность формирования многообразия полей конфликта: 1) несоответствие состояния и уровня развития правосознания реальности правовых отношений, объективным потребностям их регулирования новыми юридическими нормами. Несоответствие, развивающееся до противоречия, проявляется в столкновении обычая и закона; устаревших законов и вырабатываемых непосредственно практикой, вне деятельности законодателя, новых обязательных правил общественного поведения; в коллизии законов и др.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Природа гражданского-правового конфликта …………………….….5
1.1.Причины и последствия конфликта……….…….…………………..……….5
1.2. Конклюдентные действия………………………………………………...….7
1.3. Специфика проявления конфликтов……………………………….…….….8
Глава 2. Особенности гражданско-правовых конфликтов……………………12
2.1.Особенности гражданско-правовых конфликтов…………………….…....12
2.2.Предмет гражданско-правового конфликт………………………………..21
2.3.Идейно-психологические, нравственно-юридические установки….........24
Заключение………………………………...……………………….………….....27
Список используемой литературы……………………….………………….….28
Между конфликтным и неконфликтным вариан тами правоотношений находятся промежуточные модели: частичное признание субъектом правовой оценки и норм, исходя из своих корыстных интере сов, и частичное признание права, основанное на понимании его объективной значимости и соответ ствующее, неполностью добровольное исполнение правовых требований. Конфликт в том и другом ва риантах сохраняется, проявляясь в меньшем объе ме и сглаженной форме.
Многообразие правовых конфликтов сложно классифицировать. Юристами-конфликтологами предлагаются различные подходы и модели реше ния данного вопроса, заслуживающие внимания. Нет необходимости здесь их воспроизводить. Огра ничимся прежде всего разделением конфликтов на две группы: а) собственно правовые; б) правовые по форме выражения и способам регулирования и раз решения. Первые внутренне присущи правосозна нию и правоотношениям. Вторые возникают в зоне взаимодействия права с другими сферами общественной жизни. Их условно можно было бы на звать «конфликтами-симбиозами», то есть смешан ными. Предлагаемое разграничение относительно, как и любая другая классификация. Существова ние и действие всякого конфликта не изолировано от влияния общественного фактора. Тем не менее для научного анализа оно имеет существенное зна чение. Собственно правовые конфликты, связанные с противоречиями в самом правосознании и праве, это — формы борьбы за «чистоту» права, за его адекватное выражение объективных потребностей правовой реальности; это — форма разрешения противоречий между различными элементами право сознания и правовых отношений (коллизия норм и пр.) Диалектика развития, а тем более разрешения, этих конфликтов принципиально иная, нежели конфликтов другой группы. Принуждение, скажем, не применимо в разрешении споров по поводу трактовки юристами тех или иных законодательных актов. Высшей инстанцией в таких ситуациях вы ступает конституционный суд, не выносящий какихлибо приговоров — наказаний.
Конфликты-«симбиозы» возникают на иной ос нове: в сфере практической жизни или прямо свя заны с ней. Некоторые из них формируются перво начально в виде правовых, а затем приобретают элементы содержания и формы проявления эконо мических, политических и прочих социальных конф ликтов. Таким же образом развиваются конфлик ты между представительной и исполнительной вет вями власти. Другие конфликты, по природе своей неправовые, перерастают в таковые со временем, оставаясь и функционируя в прежней социальной среде. Экономический конфликт, связанный с отно шениями собственности, какую бы юридическую форму ни приобретал, в своей основе останется эко номическим, хотя по определению становится эко номико-правовым.
Из
обозначенных групп конфликтов можно
вы делить конструктивно-созидательные
и деструктив но-
Основная линия данного конфликта в нынешней России — дальнейшая легитимация системы, противостоящая делегитимации Основного закона РФ — ее Конституции. Эта проблема порождена при нятием Конституции на всенародном референдуме (в декабре 1993 г.) одной третьей частью зарегист рированных избирателей. А также постоянной и острой критикой, партией большинства в парламенте РФ отдельных основополагающих статей Конституции, закрепивших по сути дела всевластие Президента России, и требованием внесения в Ос новной Закон необходимых поправок.
К числу
конструктивно-созидательных
Преодоление конфликтов в правовой системе спо собствует прогрессу права и демократии. Характер ными для нашего государства на данном этапе оказались конфликтные ситуации, связанные с взаимоотношением президентской и законодательной властей. Многочисленные президентские «вето» на за конопроекты, принимаемые федеральным Собрани ем РФ, свидетельствуют о наличии в практике законотворчества и правовых отношений между властями явлений «неправового права», фактов субъективизма и волюнтаризма, провоцирующих конфликты. Последние, несомненно, создают извес тную напряженность в государстве. Однако, в ко нечном итоге, все же играют роль стимула укрепле ния его демократических основ. Коллизии ветвей власти выявляют те стороны в законодательстве, ко торые нуждаются в доработке.
Позитивный характер конфликтных ситуаций и конфликтов в сфере права проявляется на всем про странстве становления демократии в России, по скольку этот процесс медленно, с огромными труд ностями, под напором оппозиции преодолевает со противление авторитаризма. Борьба за демо кратию, за реальное осуществление принципов справедливости, равноправия, гуманизма, единство прав и обязанностей образует содержание совокупности конфликтов между правом и переходным со стоянием общества. Каждый принцип в переходный период и любая правовая норма могут превращать ся в свою противоположность, не спонтанно, а в результате сознательных усилий власть предержа щих. Любой закон, даже самый демократический, не застрахован от превращения его из орудия права в средство оправдания фактического бесправия. Закон носит формальный характер, а форму , в за висимости от желания политического субъекта, можно наполнить противоречащим ей содержани ем. Были бы силы, заинтересованные в этом.
В условиях бесконечного реформирования про явили себя деструктивные конфликты. Некоторые из них вызывают преимущественно разрушительные для политических институтов последствия. Проти воборствующими субъектами здесь выступают эк стремистские силы правого и левого толка. Боль шинство же характеризуют нахлынувший на обще ство вал преступности. Их мы отнесем к группе конфликтов-«аномалий». Они выражают состояние утраты социально-правовыми нормами своей дей ственности, то есть эффективного влияния на правовые отношения, на поведение людей, на правоприменительную практику. Причинами, вызывающими к жизни конфликты-«аномалии», как отмечалось ранее, являются кризисные ситуации. Конфликты-«аномалии» создают в обществе атмосферу ощущения дефицитности законов и их ущербности. Органы исполнительной власти, правящая элита и даже отдельные слои населения требуют от законо дательных институтов все новых законов, тогда как существующие не действуют с необходимой эффек тивностью.
Любые конфликты воздействуют на обществен ную жизнь противоречиво: преимущественно пози тивно, либо негативно. Те же свойства присущи пра вовым конфликтам. Так что понятия «конструктив но-созидательный» и «деструктивно-разрушительный» конфликты следует рассматривать как от носительные.
В современной России в один узел завязаны соб ственно правовые и правовые только по форме кон фликты, конструктивно-созидательные и деструктив но-разрушительные коллизии, конфликты-«аномалии». Политические и социально-экономические органически переплетаются с правовыми. Приватизация, например, казалось бы, явление экономичес кое, а приобрела в нашей стране острый правовой и политический характер, причем конфликтный. Она превратилась в поле борьбы за передел государ ственной собственности в интересах российской бур жуазии. Приватизация, проводимая на неподготовленной правовой основе, стала воплощением диск редитации важнейшего правового принципа — демократической справедливости.
Известно, что право, в отличие от социально-эко номических и политических отношений, — система знаковая. Отсюда еще одна существенная черта его конфликта, форм его проявления в поведении субъекта. Ни социальные, ни политические интере сы, ценности и притязания в правовых конфликтах не фигурируют непосредственно в реально-есте ственной форме. Противоборствующие стороны апеллируют к правовым нормам, к прецеденту, к другим правовым источникам (а в иных случаях к обычаю) для обоснования законности своих дей ствий и противозаконности действий другой стороны. Нормы права, закон — языковой знак, обобщающий накопленную правовой практикой информа цию об общеобязательных образцах поведения и взаимоотношений людей в политическом обществе. Он в символической форме характеризует признаки запрещенного иди разрешенного в данном пра вовом пространстве поведения, наказуемого или желаемого для господствующей социальной систе мы. Смысловое значение закона-знака не воспри нимается чувственно, а раскрывается только рационально, интепретацией заключенного в нем, объективно значащего правового содержания. Вы раженная в законе-знаке информация становится реальным образцом обязательного поведения тогда, когда воплощается в правосознании субъекта и его правоотношении. Иначе говоря, субъект должен извлечь и переработать в своем интеллекте зало женную в законе объективно значащую информа цию применительно к требующейся правовой ситу ации. Проблемность осмысления и практики пра воприменения закона-знака определяет важную роль комментирования и интерпретации закона. Эта функция возлагается на институты судебной власти.
В роли
информационного правового
Возникает вопрос, какую роль играют в право вом конфликте интересы субъектов? Не отходят ли они на второй план? Безусловно, ведущая роль их сохраняется, но в скрытом виде. Исключение состав ляют экономические и прочие конфликтные ситуа ции, связанные непосредственно с защитой прав граждан. Интересы везде и всегда лежат в основе противоборства; однако они нередко скрываются за апелляцией субъекта к принципам и нормам права, маскируются стремлением представить ин тересы в виде приверженности к закону. Не исклю чается при этом влияние на поведение конфликтантов их психологических качеств: способности адекватно осознавать свои интересы, характера за щитных механизмов, используемых в конфликтных ситуациях, и др. Сказанным объясняется сложность разрешения правового конфликта и необходимость включения в конфликтный процесс третьего субъек та — института судебной власти. За ним признает ся право вынести вердикт о законности поведения интересов, позиций и притязаний какой-либо сто роны.
Итак, в правовом конфликте противоборствую щие субъекты обращаются к одним и тем же знаковым формам — законам, но стремятся извлечь и ис пользовать в противоположных целях выраженные в них правовые смыслы. Решение противостояния принадлежит третьей стороне — представителю го сударства, специализированному институту: суду, арбитру (экономическому, политическому и др.). «Развитие конфликта, когда в нем участвуют госу дарственные органы, — отмечает академик Кудряв цев В., — всегда направлено на завершение конф ликта в рамках закона и в соответствии с ним». 16 Законодатель определяет схему и метод, а также модели и прекращения конфликта. Принуждение как актуально реализуемое средство (или его угроза) — непременный фактор на завершающем этапе раз вития правового конфликта, того именно, к которо му иные средства оказываются безрезультативны ми, либо просто неприменимы. Во многих случаях принудительные меры сопровождают правовой конфликт на всем протяжении его развития. 17 Дис-с куссии, соглашения, компромиссы, различные де мократические процедуры, добровольные действия конфликтующих сторон могут иметь место, однако они имеют второстепенное значение.
Суд как
форма принудительного разрешен
Судебная форма развития и разрешения правового конфликта или его подавления имеет свою структуру, предписанную законом, свою логику и технологии, методы выяснения и доказательства со ответствия или несоответствия действий конфликту ющих субъектов правовым нормам. Во всех случаях она, как правило, обеспечивает выигрыш одной из сторон и проигрыш другой.
Между тем международная практика свидетельствует о возможности в определенных ситуациях избегать на завершающем этапе конфликта такой формы принуждения, как суд. За последнее десяти летие появились «несудебные» формы. О них будет идти речь ниже.