Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:32, контрольная работа
В данной работе мы дадим определение характера, отметим его место в структуре личности. Осветим вопрос акцентуации характера, поскольку следует исходить из того факта, что в нередко выраженной форме те или другие психопатические особенности присущи почти всем и «нормальным» личностям. И как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные черты. Немудрено, что среди личностей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….......... 5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………….......... 6
1. Структура личности………………………..…………..…………………. 6
1.1.Направленность как ведущий компонент в структуре личности…………………………………………………………………........
6
1.2. Знания, умения и навыки как составляющие компоненты в структуре личности ……………………………………………………….. 8
1.3. Индивидуальные типологические особенности как личностные образования …………………………………………………………………..
8
2. Характер – как индивидуально-типологическая особенность личности ……………………………………………………………………...
10
2.1. Определение характера. Теоретические проблемы характера ……. 10
2.2.Соотношение характера индивидуума с его темпераментом и личностью ……………………………………………………………………
15
2.3. Структура характера и его проявления ……………………………... 20
3. Акцентуация характера – крайний вариант нормы. Отличие акцентуаций характера от психопатий …………………………………….
22
4. Типология акцентуаций характера ……………………………………… 30
5. Формирование характера ………………………………………………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 34
Библиографический список………………………………………………… 35
Приложение ………………………………………………………………… 36
Содержание
стр. | |
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… |
5 |
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ ………………………………………………...... |
6 |
1. Структура личности………………………..…………..…………… |
6 |
1.1.Направленность как ведущий
компонент в структуре личности………………………………………………………… |
6 |
1.2. Знания, умения и навыки как составляющие компоненты в структуре личности ……………………………………………………….. |
8 |
1.3. Индивидуальные типологические особенности как личностные образования ………………………………………………………………….. |
8 |
2. Характер – как индивидуально-типологическая особенность личности ……………………………………………………………………... |
10 |
2.1. Определение характера. Теоретические проблемы характера ……. |
10 |
2.2.Соотношение характера индивидуума с его темпераментом и личностью …………………………………………………………………… |
15 |
2.3. Структура характера и его проявления ……………………………... |
20 |
3. Акцентуация характера – крайний вариант нормы. Отличие акцентуаций характера от психопатий ……………………………………. |
22 |
4. Типология акцентуаций характера ……………………………………… |
30 |
5. Формирование характера ………………………………………………… |
32 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. |
34 |
Библиографический список………………………………………………… |
35 |
Приложение ………………………………………………… |
36 |
ВВЕДЕНИЕ
Изучением личности, характера ученые занимали еще со времен Платона. Он первый осуществил попытку классификации характеров на этических принципах.
Современные психологи, занимающиеся проблемой характера, констатируют печальный факт, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер – гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью.
В данной работе мы дадим
определение характера, отметим
его место в структуре
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.
Структура личности – это основа личности, это относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности. Мы рассмотрим структуру личности по С.Л. Рубинштейну, которая состоит из направленности; знаний, умений и навыков; и индивидуально-типологических особенностей.
Все психологи в качестве ведущего компонента структуры личности выделяют направленность. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Направленность проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении.
Личности формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни, в деятельности. Источником активности личности являются потребности. По-своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные. Потребности характеризуются следующими признаками:
Потребности выражаются в мотивах, т.е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным видам деятельности по ее удовлетворению. Этим разным видам деятельности и соответствуют разные мотивы.
Важное место в системе направленности личности принадлежит мировоззрению, убеждениям и идеалам личности.
Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Мировоззрение имеет такие характеристики, как научность, систематичность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и поведением.
Убеждения – важный осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, высокой осознанностью, и во-вторых, своей тесной связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов.
Важным осознанным мотивом является идеал. Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план ее самовоспитания.
1.2. Знания, умения и навыки как составляющие компоненты в структуре личности
Знания, умения и
навыки приобретаются
Знания — приобретенная и переработанная личностью информация. Знания могут носить профессиональный и бытовой характер.
Умения – эффектно выполняемые сознательные действия, которые являются синтезом знаний (пониманий) и навыков. Последние могут быть простыми автоматизмами (например, высоко освоенные ритуальные действия).
Навыки – это действия, сформированные путем повторения. Они характеризуются высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля.
1.3. Индивидуальные типологические особенности как личностные образования
Индивидуально–типологические особенности личности проявляются в темпераменте, характере, способностях.
Темперамент есть свойство индивида, проявляющееся в особенностях динамических характеристик психической деятельности.
К темпераменту психологи
традиционно относят
Различают четыре типа темперамента:
1) сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвинический темперамент;
2) сильный, уравновешенный, инертный тип – флегматический темперамент;
3) сильный, неуравновешенный,
с преобладанием возбуждения –
4) слабый тип – меланхолический темперамент. Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или не совсем полноценным типом.
Несмотря на слабость нервных процессов, представитель слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.
Личность характеризуется способностями. Способности – индивидуально-типологические особенности человека, являющиеся условием успешного овладения и выполнение им какой-либо деятельности.
Итак, в данном параграфе рассмотрели структуру личности, которая состоит из направленности как ведущего компонента в структуре личности, знаний, умений и навыков как составляющих компонентов и индивидуально типологических особенностей как личностных образований.
особенность личности
В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т.д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя так же и в чертах характера.
Описывая характер человека говорят: «добрый», «общительный», «высокомерный», «плаксивый», «грубый» и т.д. Следовательно, можно сказать и так, что характер это такое психическое образование, которое отличает одних людей от других не по физическим признакам (цвет волос, рост и т.д.), а по его психическим проявлениям. Вышеприведенные определения называются чертами характера. Неизвестно, занимался ли кто-нибудь подсчетом количества слов, употребляющихся для описания поведения и черт характера человека в русском языке, но американский психолог Р. Кеттелл насчитал в английском языке около 4500 таких слов.
Рассмотрим, определение характера из разных источников.
Лебединский М.С. и Мясищев В.Н. определяют характера как психическую индивидуальность человека в его своеобразии[1, С278-279].
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. считают, что характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, воплощающееся в типичных для него способах поведения. В проявлениях характера мы сталкиваемся с интеграцией содержательного (личностного) и формально-динамического (индивидного)[6, С.417]
В психиатрическом словаре предлагается следующее определение характера: характер (греч. charakter – отличительная черта, особенность) – совокупность стабильных индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, являющаяся основой присущих конкретной личности форм поведения[7, С.52].
Таким образом, характер – это психическое образование, совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, а так же в отношении индивида к себе и окружающим, обуславливая типичные для индивида способы поведения.
Индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле (например, решительность, неуверенность, боязливость), к чувствам (например, жизнерадостность или угнетенность), к уму (например, легкомысленность или вдумчивость).
Проявления характера являются комплексными образованиями и в ряде случаев практически не поддаются разнесению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов (например, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.).
В психологии давно стоит проблема биологических основ характера. Она обсуждалась с точки зрения биологических, (или физиологических), основ характера и с точки зрения предположительных генетических основ характера. Как известно все генотипическое есть одновременно и биологическое, но не все биологическое имеет генотипическую природу.
Рассмотрим точку зрения предположительных генетических основ характера.
Если понимать характер в узком смысле, то можно сказать, что генетические основы характера существуют. В качестве доказательств этого вывода в научной литературе приводятся следующие факты: сходство характеров прослеженное в родословных линиях многими авторами; связь характера, особенно в его патологических форах с телесной конституцией (Кречмер, Шелдон и др.); раннее появление и стабильность свойств аномальных характеров в течение жизни; наконец, результаты исследований нормальных характеров с применением близнецового метода.
В одном из таких исследований
сопоставлялись некоторые черты
характера однояйцовых
Информация о работе Характер – как индивидуально-типологическая особенность личности