Характер – как индивидуально-типологическая особенность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

В данной работе мы дадим определение характера, отметим его место в структуре личности. Осветим вопрос акцентуации характера, поскольку следует исходить из того факта, что в нередко выраженной форме те или другие психопатические особенности присущи почти всем и «нормальным» личностям. И как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные черты. Немудрено, что среди личностей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….......... 5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………….......... 6
1. Структура личности………………………..…………..…………………. 6
1.1.Направленность как ведущий компонент в структуре личности…………………………………………………………………........
6
1.2. Знания, умения и навыки как составляющие компоненты в структуре личности ……………………………………………………….. 8
1.3. Индивидуальные типологические особенности как личностные образования …………………………………………………………………..
8
2. Характер – как индивидуально-типологическая особенность личности ……………………………………………………………………...
10
2.1. Определение характера. Теоретические проблемы характера ……. 10
2.2.Соотношение характера индивидуума с его темпераментом и личностью ……………………………………………………………………
15
2.3. Структура характера и его проявления ……………………………... 20
3. Акцентуация характера – крайний вариант нормы. Отличие акцентуаций характера от психопатий …………………………………….
22
4. Типология акцентуаций характера ……………………………………… 30
5. Формирование характера ………………………………………………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 34
Библиографический список………………………………………………… 35
Приложение ………………………………………………………………… 36

Файлы: 1 файл

к.р. место хар-ра в стр-ре Л.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

В тоже время отклонения акцентуаций от средней нормы  так же порождают для их носителей (хотя и не в столь сильной степени, как при психопатиях) некоторые  проблемы и трудности.  Вот почему как сам термин, так и первые исследования акцентуировнных характеров появились в работах психиатров. Однако не в меньшей, а может быть в большей мере, проблема акцентуированных характеров относится к общей психологии. Достаточно сказать, что больше половины подростков, обучающихся в обычных средних школах, имеют акцентуированные характеры.

Рассмотрим отличия  акцентуаций характера от  психопатий.  Это важный вопрос, поскольку он  связан с различением патологии  и нормы [2, С.14-16].

  1. В отличие от психопатий, черты акцентуации характера проявляются не всегда и не везде и могут обнаруживаться лишь, в определенных ситуациях. Акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется с подростковым возрастом, а с взрослением сглаживается.
  2. Акцентуация характера в отличие от психопатии либо вообще не является препятствием для нормальной социальной адаптации (в межличностных отношениях с другими людьми, в семье, в профессиональной деятельности), либо нарушения адаптации незначительны и временны. Временные (переходящие) нарушения адаптации у акцентуированной личности возможны в подростковом возрасте из-за биологической перестройки организма, а так же под влиянием психических травм и психотравмирующих ситуаций, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» в характере данного человека. Наконец, социальная дезадаптация при акцентуации характера  либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительна.
  3. При акцентуации характера, в отличие от психопатии психологические проблемы возникают только при воздействии на «слабое место». При каждом варианте акцентуации «слабое место» различно.  Если психическая травма воздействует не на «слабое место», если эта ситуация не предъявляет специфических требований для акцентуированной личности, то возникает нормальная психологическая реакция.  При этом поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера.
  4. В отличие от акцентуаций характера, психопатии свойственна неадекватность (несоразмерность, непропорциональность) ответной реакции (эмоциональной, поведенческой) силе раздражителя. Иными словами, в ответ на незначительные отрицательные внешние воздействия больной психопатией реагирует слишком бурно, чрезмерно, особенно если раздражитель затрагивает его «слабое место». 

Так, депрессия, невроз у  акцентуированной личности может развиться  либо при тяжелой психической  травме, либо при длительной психотравмирующей  ситуации. При этом человек с акцентуацией характера реагирует как психически здоровая личность, его эмоциональные и поведенческие реакции адекватны, то есть соответствуют силе негативного воздействия – в ответ на тяжелую психотравмирующую ситуацию могут быть глубокие эмоциональные переживания, а при незначительном психотравмирующем воздействии человек реагирует менее остро.

  1. Психопатиям присуща декомпенсация, а для акцентуации характера декомпенсация в обычных условиях не свойственна.  Т.е. нервный срыв возможен и у акцентуированной личности, однако вероятность декомпенсации при акцентуации характера значительно ниже, чем при психопатии.
  2. При многих вариантах психопатий   (но не при всех!) характерна некритичность к себе и собственному поведению. Это означает, что больной психопатией не осознает недостатки своего характера, и в любых конфликтах винит окружающих. А при акцентуациях характера человек сознает свои недостатки и старается избегать ситуаций, которые его задевают.

Акцентуированные личности гораздо более пластичны в  приспособлении к людям и к окружающему, сознают особенности своего характера и способны самостоятельно их корригировать, если это мешает взаимоотношениям с окружающими.

Различают несколько  видов относительно стойких изменений акцентуаций характеров:

  • переход явной акцентуации в скрытую, когда с возрастом акцентуированные черты стираются или компенсируются, т.е. заменяются другими и только под влиянием некоторых факторов, адресованных уязвимому месту, черты этого типа уже скрытого, замаскированного, вдруг проявятся  неожиданно, внезапно в полной силе;
  • формирование на почве акцентуаций психопатических развитий, где главную роль играет среда и в результате может наблюдаться предболезненное состояние, а иногда заболевание;
  • трансформация видов акцентуаций характера, присоединение к основному типу близких, совместимых с этим типом других акцентуаций.

В некоторых случаях, черты вновь приобретенных акцентуаций  могут даже доминировать над основной, иногда черты одной акцентуации  могут «вытеснить», «заслонить»  черты других акцентуаций.

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели понятие акцентуации характера и пришли к выводу, что акцентуированная личность  – это психически здоровый человек, имеющий ярко выраженные черты характера, и подлежащий ведению психологии, а не психиатрии.

 

 

 

 

  1. Типология акцентуаций характера

 

Попытки построения типологии  характеров неоднократно предпринимались  на протяжении всей истории психологии.

Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера (известные как «типологии характера») возникли в пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым клиницистам, которые в своих типологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми – опыт наблюдения за их поведением, изучения их судеб, помощи им в жизненных трудностях. Здесь встречаются такие имена как К. Юнг, Э. Кречмер, П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.

Первые работы по созданию типологий характеров содержали  небольшое число типов.

Так, Юнг выделил два  основных типа характера: экстравертированный  и интровертированный. Экстравертированный тип он определяет как  характерную черту личности, для которой «судьба обуславливается преимущественно объектами его интересов». Интровертированный тип К.Юнг характеризует как личность, для которой «судьба – это, прежде всего его собственная внутренняя жизнь, его субъект».

Немецкий психиатр и  психолог Э. Кречмер также описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же число типов увеличилось.

Несколько позже аналогичную  попытку предприняли психологи  П.Б. Ганнушкин, М. Фрамер, О.В. Кербиков, У. Шелдон, У Ганнушкина мы находим уже порядка семи типов (или «групп») характеров.

В наши дни типологией характера занимались Э. Фромм, К. Леонгард, Г.К. Ушаков, А.Е. Личко и ряд других ученых. У Леонгарда и Личко  мы наблюдем уже десять – одиннадцать типов.

Следует отметить, что  все типологии человеческих характеров исходили из ряда основных идей:

  1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
  2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
  3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по номенклатуре наименований у разных авторов: К. Леонгард, А. Личко, П.Б. Ганнушкин и др.

Так, Леонгард разделяет  акцентуации на акцентуированные черты  личности и акцентуированные черты темперамента, тем самым, подчеркивая причину генеза акцентуированных черт: влияния среды или воспитания на формирование акцентуированных черт личности и влияние наследственности (конституции) на формирование акцентуаций темперамента. Демонстративные, застревающие, ананкастические (педантичные) и возбудимые типы он относит к акцентуациям личности, остальные типы – к акцентуациям темперамента. В нашей стране получила распространение классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром профессором  А.Е. Личко.

Для того чтобы разобраться  в этом вопросе, приведем для сравнения  таблицу соответствия типов психопатий и акцентуаций характеров у разных авторов: классификация П.Б.Ганнушкина, которой пользуются психиатры у  нас в стране; классификация К. Шнейдера, которая легла в основу учения К. Леонгарда; классификация К. Леонгарда; классификация А.Е. Личко, который развил теорию акцентуаций Леонгарда и синтезировал ее с учением о психопатиях Ганнушкина.(таблица 2, приложение 3).

Таким образом, количество акцентуаций у разных авторов различно, однако описание акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным. Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, хотя сочетание эти не любые.

Итак, в данном параграфе  рассмотрен вопрос о типологиях акцентуаций, составлена таблица, которая объединяет в себе типологии четырех авторов: тип психопатии по Ганнушкину; тип психопатии по Шнейдеру; тип акцентуации личности (психопатии) по Леонгарду; тип психопатии и акцентуации характера по Личко.

 

 

  1. Формирование характера

 

Формирование характера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создает наиболее благоприятные условия для сглаживания  так называемых «порочных» черт у  разных типов характера.

Характер обнаруживает зависимость от общественных отношений, определяющих направленность личности человека.

Становление характера  происходит в условиях  включения  личности в различные по уровню развития социальные группы (семья, трудовой коллектив, дружеская компания и т.д.).

В зависимости от того, как происходит индивидуализация личности в референтной для нее группе и каков уровень развития межличностных  отношений в ней, у человека могут  формироваться в одном случае прямота, открытость, смелость, принципиальность, а другом случае – скрытность, лживость и трусость. В коллективе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в группе.

Социальной зрелости индивид достигает, обладая системой сложившихся черт характера. Этот процесс  протекает неприметно и человеку кажется, что таким, как сейчас он был всегда. Так возникает мнение, что черты человеческого характера  даны ему от природы, являются врожденными.

Следует заметить, что  характер  во многом и результат  самовоспитания. В характере аккумулируются привычки человека. Характер проявляется  в деятельности людей,  но в ней  же и формируется. Таким образом, мы небезосновательно можем сделать вывод, что быт, условия жизни в семье, а также и в коллективе – являются школой человеческих характеров...

Итак, характер не дан  человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Ссылки на то, что «у меня такой характер, и я ничего с собой поделать не могу», психологически совершенно несостоятельны. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера, и в состоянии заняться самовоспитанием.

Зная характер человека, можно предвидеть как он поведет  себя в тех или иных обстоятельствах, а, следовательно, и направлять его поведение.

Итак, в данном параграфе  рассмотрен вопрос формирования характера, можно сказать, что знание характера, как и темперамента индивида, является условием эффективности индивидуального подхода к человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной работе был рассмотрен вопрос о месте характера в общей структуре личности.

В первом параграфе рассмотрели структуру личности, которая состоит из направленности как ведущего компонента в структуре личности, знаний, умений и навыков как составляющих компонентов и  индивидуально  типологических  особенностей как личностных образований.

Во втором параграфе  мы дали определение характера, рассмотрели  соотношение характера и темперамента, характера и личности, рассмотрели структуру характера, которая позволяет судить о его целостности, а целостность характера позволяет выделять отдельные его типы. Вышеперечисленные же проявления так же дают возможность в некоторой мере составить так называемые «портреты» характеров людей.

В третьем параграфе  рассмотрели понятие акцентуации  характера и пришли к выводу, что акцентуированная личность  – это психически здоровый человек, имеющий ярко выраженные черты характера, и подлежащий ведению психологии, а не психиатрии.

В четвертом параграфе рассмотрен вопрос о типологиях акцентуаций, составлена таблица, которая объединяет в себе типологии четырех авторов: тип психопатии по Ганнушкину; тип психопатии по Шнейдеру; тип акцентуации личности (психопатии) по Леонгарду; тип психопатии и акцентуации характера по Личко.

В пятом параграфе  рассмотрен вопрос формирования характера, можно сказать, что знание характера, как и темперамента индивида, является условием эффективности индивидуального  подхода к человеку.

 

 

Библиографический список

 

 

  1. Блейхер, В.М. Крук, И.В. Психиатрический словарь // под ред. В.М. Блейхера, И. В. Крука. –Москва: 2006.- с.787.
  2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. / Ю.Б. Гиппенрейтер.- Москва: Юрайт, 2004. -с.314.
  3. Еникеева, Д.Д. Пограничные состояния  у детей и подростков: основы психиатрических знаний. / Д.Д. Еникеева.-Москва:Академия, 2005.- с.128.
  4. Леонгард, К. Акцентуированные личности. / К. Леонград,- Киев, 2006.-с.225.
  5. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков./ А.Е. Личко.- Москва: Медицина, 2005. -с.326.
  6. Немов Р.С.  Психология. Книга 1,2. / Р.С. Немов.-Москва: Просвещение, 2005.- с.615.
  7. Нуркова, В.В., Березанская, Н.Б. Психология. / В.В. Нуркова, Н.Б. березанская. –Москва: Юрайт, 2007. -с. 458.
  8. Юнг, К. Психологические типы /Психология индивидуальных различий. Тексты. / К. Юнг.- Москва: 2007.-с.452.

Информация о работе Характер – как индивидуально-типологическая особенность личности