Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:32, контрольная работа
В данной работе мы дадим определение характера, отметим его место в структуре личности. Осветим вопрос акцентуации характера, поскольку следует исходить из того факта, что в нередко выраженной форме те или другие психопатические особенности присущи почти всем и «нормальным» личностям. И как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные черты. Немудрено, что среди личностей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….......... 5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………….......... 6
1. Структура личности………………………..…………..…………………. 6
1.1.Направленность как ведущий компонент в структуре личности…………………………………………………………………........
6
1.2. Знания, умения и навыки как составляющие компоненты в структуре личности ……………………………………………………….. 8
1.3. Индивидуальные типологические особенности как личностные образования …………………………………………………………………..
8
2. Характер – как индивидуально-типологическая особенность личности ……………………………………………………………………...
10
2.1. Определение характера. Теоретические проблемы характера ……. 10
2.2.Соотношение характера индивидуума с его темпераментом и личностью ……………………………………………………………………
15
2.3. Структура характера и его проявления ……………………………... 20
3. Акцентуация характера – крайний вариант нормы. Отличие акцентуаций характера от психопатий …………………………………….
22
4. Типология акцентуаций характера ……………………………………… 30
5. Формирование характера ………………………………………………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 34
Библиографический список………………………………………………… 35
Приложение ………………………………………………………………… 36
В тоже время отклонения акцентуаций от средней нормы так же порождают для их носителей (хотя и не в столь сильной степени, как при психопатиях) некоторые проблемы и трудности. Вот почему как сам термин, так и первые исследования акцентуировнных характеров появились в работах психиатров. Однако не в меньшей, а может быть в большей мере, проблема акцентуированных характеров относится к общей психологии. Достаточно сказать, что больше половины подростков, обучающихся в обычных средних школах, имеют акцентуированные характеры.
Рассмотрим отличия акцентуаций характера от психопатий. Это важный вопрос, поскольку он связан с различением патологии и нормы [2, С.14-16].
Так, депрессия, невроз у акцентуированной личности может развиться либо при тяжелой психической травме, либо при длительной психотравмирующей ситуации. При этом человек с акцентуацией характера реагирует как психически здоровая личность, его эмоциональные и поведенческие реакции адекватны, то есть соответствуют силе негативного воздействия – в ответ на тяжелую психотравмирующую ситуацию могут быть глубокие эмоциональные переживания, а при незначительном психотравмирующем воздействии человек реагирует менее остро.
Акцентуированные личности гораздо более пластичны в приспособлении к людям и к окружающему, сознают особенности своего характера и способны самостоятельно их корригировать, если это мешает взаимоотношениям с окружающими.
Различают несколько видов относительно стойких изменений акцентуаций характеров:
В некоторых случаях,
черты вновь приобретенных
Итак, в данном параграфе мы рассмотрели понятие акцентуации характера и пришли к выводу, что акцентуированная личность – это психически здоровый человек, имеющий ярко выраженные черты характера, и подлежащий ведению психологии, а не психиатрии.
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии.
Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера (известные как «типологии характера») возникли в пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым клиницистам, которые в своих типологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми – опыт наблюдения за их поведением, изучения их судеб, помощи им в жизненных трудностях. Здесь встречаются такие имена как К. Юнг, Э. Кречмер, П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.
Первые работы по созданию типологий характеров содержали небольшое число типов.
Так, Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный. Экстравертированный тип он определяет как характерную черту личности, для которой «судьба обуславливается преимущественно объектами его интересов». Интровертированный тип К.Юнг характеризует как личность, для которой «судьба – это, прежде всего его собственная внутренняя жизнь, его субъект».
Немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер также описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же число типов увеличилось.
Несколько позже аналогичную попытку предприняли психологи П.Б. Ганнушкин, М. Фрамер, О.В. Кербиков, У. Шелдон, У Ганнушкина мы находим уже порядка семи типов (или «групп») характеров.
В наши дни типологией характера занимались Э. Фромм, К. Леонгард, Г.К. Ушаков, А.Е. Личко и ряд других ученых. У Леонгарда и Личко мы наблюдем уже десять – одиннадцать типов.
Следует отметить, что все типологии человеческих характеров исходили из ряда основных идей:
Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по номенклатуре наименований у разных авторов: К. Леонгард, А. Личко, П.Б. Ганнушкин и др.
Так, Леонгард разделяет акцентуации на акцентуированные черты личности и акцентуированные черты темперамента, тем самым, подчеркивая причину генеза акцентуированных черт: влияния среды или воспитания на формирование акцентуированных черт личности и влияние наследственности (конституции) на формирование акцентуаций темперамента. Демонстративные, застревающие, ананкастические (педантичные) и возбудимые типы он относит к акцентуациям личности, остальные типы – к акцентуациям темперамента. В нашей стране получила распространение классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром профессором А.Е. Личко.
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, приведем для сравнения таблицу соответствия типов психопатий и акцентуаций характеров у разных авторов: классификация П.Б.Ганнушкина, которой пользуются психиатры у нас в стране; классификация К. Шнейдера, которая легла в основу учения К. Леонгарда; классификация К. Леонгарда; классификация А.Е. Личко, который развил теорию акцентуаций Леонгарда и синтезировал ее с учением о психопатиях Ганнушкина.(таблица 2, приложение 3).
Таким образом, количество акцентуаций у разных авторов различно, однако описание акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным. Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, хотя сочетание эти не любые.
Итак, в данном параграфе рассмотрен вопрос о типологиях акцентуаций, составлена таблица, которая объединяет в себе типологии четырех авторов: тип психопатии по Ганнушкину; тип психопатии по Шнейдеру; тип акцентуации личности (психопатии) по Леонгарду; тип психопатии и акцентуации характера по Личко.
Формирование характера,
осуществляющееся в группе высокого
уровня развития, создает наиболее
благоприятные условия для
Характер обнаруживает зависимость от общественных отношений, определяющих направленность личности человека.
Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (семья, трудовой коллектив, дружеская компания и т.д.).
В зависимости от того, как происходит индивидуализация личности в референтной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений в ней, у человека могут формироваться в одном случае прямота, открытость, смелость, принципиальность, а другом случае – скрытность, лживость и трусость. В коллективе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в группе.
Социальной зрелости
индивид достигает, обладая системой
сложившихся черт характера. Этот процесс
протекает неприметно и человеку
кажется, что таким, как сейчас он
был всегда. Так возникает мнение,
что черты человеческого
Следует заметить, что характер во многом и результат самовоспитания. В характере аккумулируются привычки человека. Характер проявляется в деятельности людей, но в ней же и формируется. Таким образом, мы небезосновательно можем сделать вывод, что быт, условия жизни в семье, а также и в коллективе – являются школой человеческих характеров...
Итак, характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Ссылки на то, что «у меня такой характер, и я ничего с собой поделать не могу», психологически совершенно несостоятельны. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера, и в состоянии заняться самовоспитанием.
Зная характер человека, можно предвидеть как он поведет себя в тех или иных обстоятельствах, а, следовательно, и направлять его поведение.
Итак, в данном параграфе рассмотрен вопрос формирования характера, можно сказать, что знание характера, как и темперамента индивида, является условием эффективности индивидуального подхода к человеку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе был рассмотрен вопрос о месте характера в общей структуре личности.
В первом параграфе рассмотрели структуру личности, которая состоит из направленности как ведущего компонента в структуре личности, знаний, умений и навыков как составляющих компонентов и индивидуально типологических особенностей как личностных образований.
Во втором параграфе
мы дали определение характера, рассмотрели
соотношение характера и
В третьем параграфе
рассмотрели понятие
В четвертом параграфе рассмотрен вопрос о типологиях акцентуаций, составлена таблица, которая объединяет в себе типологии четырех авторов: тип психопатии по Ганнушкину; тип психопатии по Шнейдеру; тип акцентуации личности (психопатии) по Леонгарду; тип психопатии и акцентуации характера по Личко.
В пятом параграфе рассмотрен вопрос формирования характера, можно сказать, что знание характера, как и темперамента индивида, является условием эффективности индивидуального подхода к человеку.
Информация о работе Характер – как индивидуально-типологическая особенность личности