Игра как форма и особая деятельность. А.С.Ультаев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 13:14, реферат

Описание работы

В главе первой «Теоретическая предпосылка развития игры» дается понятие игры в современной психолого-педагогической и специальной литературе, охарактеризованы особенности игры, определен феномен игры у детей младшего школьного возраста, изучены психологические и физиологические особенности игрового процесса.
В главе второй «Проявление предметной и игровой деятельности» изучены особенности игры у младших школьников, проведен формирующий эксперимент по формирование навыков игры у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

Психология,реферат.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

УДК 371.015

ББК 88.8

Игра  как форма и особая деятельность. А.С.Ультаев

: ОГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2013.  –37с.

            Во введении раскрывается актуальность темы работы, поставлена цель, намечены задачи, объект, предмет, методы и экспериментальная база исследования.

            В главе первой «Теоретическая предпосылка развития игры» дается понятие игры в современной психолого-педагогической и специальной литературе, охарактеризованы особенности игры, определен феномен игры у детей младшего школьного возраста, изучены психологические и физиологические особенности игрового процесса.

В главе второй «Проявление предметной и игровой деятельности» изучены особенности игры у младших школьников, проведен формирующий эксперимент по формирование навыков игры у  детей младшего школьного возраста.

В заключении подводится итог работе. Список литературы составляет 23 источника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минобрнауки России

ОГУ

Орский  гуманитарно-технологический  институт  (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного  учреждения

высшего   профессионального  образования

«Оренбургский государственный университет»

(Орский  гуманитарно-технологический институт(филиал)ОГУ)

 

факультет      педагогики и психологии

Кафедра   социальной педагогики

Специальность 050400  –педагогика и психология

Курс  2

Задание 
по курсовой работе (проекту) студента

Ультаева  Аскара Серкжановича

1.Тема  работы (проекта): Игра как форма и особая деятельность

Утверждена  советом факультета от ________ протокол № _____

2.Объект исследования: процесс игровой деятельности у детей дошкольного возраста.

3.Предмет исследования: формирование у школьников целостности социально-личного представления о игровом процессе.

4.Цель курсовой работы (проекта): Теоретически обосновать и экспериментально опробовать систему развития детей дошкольного возраста в игре.

5.Гипотеза курсовой работы: Развитие детей в игре дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить: систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально - познавательную активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течение года игр в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.

6.Задачи (вопросы), подлежащие исследованию (разработке):

Изучить особенности  психолого-педагогической инновационной  деятельности в дошкольном образовании.

Изучить особенности  проведения игр в дошкольном учреждении.

Определить  педагогические условия использования педагогических игр.

Экспериментально  опробовать систему использования  психологических игр направленной на развитие познавательной сферы, развития мышления, на межличностное развитие творческих способностей детей со сверстниками и взрослыми.

Изучить особенности  психолого-педагогической инновационной  деятельности в дошкольном образовании.

Изучить особенности  проведения игр в дошкольном учреждении.

Определить  педагогические условия использования  педагогических игр.

Экспериментально опробовать систему использования психологических игр направленной на развитие познавательной сферы, развития мышления, на межличностное развитие творческих способностей детей со сверстниками и взрослыми.

 

7.Методы исследования:

теоретические: анализ научной и методической литературы над проблемой исследования;

эмпирические: целенаправленные наблюдение за процессом  развития детей, анализ существующих программ и научно-воспитательной документации, диагностические срезы  развития детей педагогический эксперимент количественных и качественный анализ экспериментальных данных.

Исследования  проводились в три этапа.

На I этапе  изучалась  психологическая и методическая литература по теме исследования, анализировались  программы дошкольного воспитания, обучающее - воспитательная документация разрабатывались критерии и показатели интеллектуального развития старших дошкольников.

На II этапе  выявлялись уровни развития старших дошкольников, проводился формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась эффективность  экспериментальной теории психологические игры дошкольнику на развитие познавательной сферы, развитие мышления, на развитие творческих способностей детей.

На III этапе осуществлялся  сравнительный анализ констатирующего  и заключительного этапов экспериментов, выявлялись закономерности интеллектуального развития старших дошкольников.

8.Экспериментальная база исследования: Эксперимент проводился на базе  Орского  гуманитарно-технологического  института  (филиал) со студентами  группы 11ППО(б)СП, которые проходят обучение в этом образовательном учреждении. Проведена методика и игра с 22 студентам в возрасте 18-20 лет.

Срок  сдачи студентом завершенной  работы (проекта) ________________

Научный руководитель С.С.Петренко_______________ (подпись, дата)

Зав. кафедрой   А. Ю. Швацкий____________________ (подпись, дата)

Задание принял к исполнению____________________ (подпись, дата)

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

                             Отзыв о курсовой работе (проекте)

Студент___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель к.пс.н., доцент С.С.Петренко___________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«                                 »__________________ 2013 г.

Заключение  о допуске к защите

Курсовой работы (проекта)

(Фамилия, инициалы)

_____________________________________________________________

Курсовая работа (проект) проверена (н) и студент (ка)

_____________________________________________________

(Ф.И.О.)

может быть допущен(а) к защите этой работы (проекта) в  комиссии.

Научный руководитель:  к.пс.н., доцент С.С.Петренко

(Фамилия, инициалы)

«                            »_____________________ 2013 г.

 

                                              Содержание

Введение ...........................................................................................9

Глава I  Теоретическая  предпосылка развития игры

1.1   Значение игры в формировании личности.............................11

1.2   Игра – творческий процесс......................................................14

    1.   Психологическая характеристика игровой деятельности ....20

Глава  II  Проявление предметной и игровой  деятельности

    1.   Предметная деятельность и игра.............................................23
    2.   Научный анализ игровой деятельности..................................28

Заключение.........................................................................................31

Список использованной литературы ..............................................32

Введение

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка  принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре... "

Психологи издавна  изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе. Игра, - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.

Игра протекает  ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.

Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.

Именно в  игре впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать создаются предпосылки игровой деятельности.

Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, много раз повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным.

В игре ребенок  не обучается жить, а живет своей  истинной, самостоятельной жизнью.

Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры   Д.Б.Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

Другое трактование  природы, игры - удовлетворение потребностей в отдыхе. Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.

1.Объект исследования: процесс игровой деятельности у детей дошкольного возраста.

2.Предмет исследования: формирование у школьников целостности социально-личного представления о игровом процессе.

3.Цель курсовой работы (проекта): Теоретически обосновать и экспериментально опробовать систему развития детей дошкольного возраста в игре.

4.Гипотеза курсовой работы: Развитие детей в игре дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить: систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально - познавательную активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течение года игр в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.

5.Задачи (вопросы), подлежащие исследованию (разработке):

Изучить особенности  психолого-педагогической инновационной  деятельности в дошкольном образовании.

Изучить особенности  проведения игр в дошкольном учреждении.

Определить  педагогические условия использования педагогических игр.

Экспериментально  опробовать систему использования  психологических игр направленной на развитие познавательной сферы, развития мышления, на межличностное развитие творческих способностей детей со сверстниками и взрослыми.

Изучить особенности психолого-педагогической инновационной деятельности в дошкольном образовании.

Изучить особенности  проведения игр в дошкольном учреждении.

Определить  педагогические условия использования  педагогических игр.

Экспериментально  опробовать систему использования психологических игр направленной на развитие познавательной сферы, развития мышления, на межличностное развитие творческих способностей детей со сверстниками и взрослыми.

 

6.Методы исследования

 теоретические:  анализ научной и методической  литературы над проблемой исследования;

эмпирические: целенаправленные наблюдение за процессом  развития детей, анализ существующих программ и научно-воспитательной документации, диагностические срезы  развития детей педагогический эксперимент  количественных и качественный анализ экспериментальных данных.

Исследования  проводились в три этапа.

На I этапе  изучалась  психологическая и методическая литература по теме исследования, анализировались  программы дошкольного воспитания, обучающее - воспитательная документация разрабатывались критерии и показатели интеллектуального развития старших дошкольников.

На II этапе  выявлялись уровни развития старших дошкольников, проводился формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась эффективность  экспериментальной теории психологические игры дошкольнику на развитие познавательной сферы, развитие мышления, на развитие творческих способностей детей.

На III этапе осуществлялся  сравнительный анализ констатирующего  и заключительного этапов экспериментов, выявлялись закономерности интеллектуального развития старших дошкольников.

7.Экспериментальная база исследования: Эксперимент проводился на базе  Орского  гуманитарно-технологического  института  (филиал) со студентами  группы 11ППО(б)СП, которые проходят обучение в этом образовательном учреждении. Проведена методика и игра с 22 студентам в возрасте 18-20 лет.

 

 

Глава I  Теоретическая  предпосылка развития игры

1.1   Значение  игр в формировании личности

 

Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, много раз повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным.

Информация о работе Игра как форма и особая деятельность. А.С.Ультаев