Игра как форма и особая деятельность. А.С.Ультаев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 13:14, реферат

Описание работы

В главе первой «Теоретическая предпосылка развития игры» дается понятие игры в современной психолого-педагогической и специальной литературе, охарактеризованы особенности игры, определен феномен игры у детей младшего школьного возраста, изучены психологические и физиологические особенности игрового процесса.
В главе второй «Проявление предметной и игровой деятельности» изучены особенности игры у младших школьников, проведен формирующий эксперимент по формирование навыков игры у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

Психология,реферат.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

«Большая» психологическая  игра и ее возможности

 

Сегодня игра, без  преувеличения, – самый популярный вид психологической работы, как с детьми, так и с взрослыми. Соперничать с ней в популярности и распространенности могут, пожалуй, лишь тренинги.

«Большая» психологическая  игра – это целостное, законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное по времени. Это – «маленькая жизнь», которая проживается каждым участником.

Покажем на небольшом  примере, взятом из области педагогики, в чем принципиальное отличие игры как деятельности от игры другого типа, скажем, игры как средства.

Все сказанное  выше можно перенести на психологическую  игру. В большинстве случаев игровой  прием в работе психолога выполняет  подсобную функцию средства, надежного и проверенного, осуществления какой-то деятельности психолога. И иногда игра становится деятельностью. Сначала, на стадии продумывания и разработки, – деятельностью создающего ее психолога, а затем одновременно деятельностью и ведущего и участников, так как ведущий подобного действа всегда одновременно и его участник. Он играет «свою игру».

1.Объект исследования: процесс игровой деятельности у детей дошкольного возраста.

2.Предмет исследования: формирование у школьников целостности социально-личного представления о игровом процессе.

3.Цель курсовой работы (проекта): Теоретически обосновать и экспериментально опробовать систему развития детей дошкольного возраста в игре.

4.Гипотеза курсовой работы: Развитие детей в игре дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить: систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально - познавательную активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течение года игр в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.

5.Задачи (вопросы), подлежащие исследованию (разработке):

Изучить особенности  психолого-педагогической инновационной деятельности в дошкольном образовании.

Изучить особенности  проведения игр в дошкольном учреждении.

Определить  педагогические условия использования  педагогических игр.

Экспериментально  опробовать систему использования  психологических игр направленной на развитие познавательной сферы, развития мышления, на межличностное развитие творческих способностей детей со сверстниками и взрослыми.

Изучить особенности  психолого-педагогической инновационной  деятельности в дошкольном образовании.

Изучить особенности  проведения игр в дошкольном учреждении.

Определить  педагогические условия использования  педагогических игр.

Экспериментально  опробовать систему использования  психологических игр направленной на развитие познавательной сферы, развития мышления, на межличностное развитие творческих способностей детей со сверстниками и взрослыми.

 

6.Методы исследования

 теоретические:  анализ научной и методической  литературы над проблемой исследования;

эмпирические: целенаправленные наблюдение за процессом  развития детей, анализ существующих программ и научно-воспитательной документации, диагностические срезы  развития детей педагогический эксперимент количественных и качественный анализ экспериментальных данных.

 Исследования  проводились в три этапа.

На I этапе  изучалась  психологическая и методическая литература по теме исследования, анализировались программы дошкольного воспитания, обучающее - воспитательная документация разрабатывались критерии и показатели интеллектуального развития старших дошкольников.

На II этапе  выявлялись уровни развития старших дошкольников, проводился формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась эффективность экспериментальной теории психологические игры дошкольнику на развитие познавательной сферы, развитие мышления, на развитие творческих способностей детей.

На III этапе осуществлялся  сравнительный анализ констатирующего  и заключительного этапов экспериментов, выявлялись закономерности интеллектуального развития старших дошкольников.

7.Экспериментальная база исследования: Эксперимент проводился на базе  Орского  гуманитарно-технологического  института  (филиал) со студентами  группы 11ППО(б)СП, которые проходят обучение в этом образовательном учреждении. Проведена методика и игра с 22 студентам в возрасте 18-20 лет.

 

«Островитяне»

 

    Время, необходимое для проведения игры – 2 часа.

Игровое помещение должно быть достаточно просторным, чтобы  можно было легко обустроить несколько игровых мест.

Возможности игры

     В основе игры лежит упражнение «Необитаемый остров», которое рассчитано на взрослую аудиторию, мы же адаптировали его для старших подростков. Основная идея игры – умение сочетать групповое решение и индивидуальный выбор, а также принимать и уважать выбор другого человека. В процессе игры группы и отдельные участники, сделавшие разный выбор, взаимодействуют между собой, поддерживают друг друга, находят теплые слова напутствия.

Содержание игры и игровая цель

Каждый  из нас хотя бы раз мечтал оказаться  на необитаемом острове, чтобы прожить  там необыкновенную жизнь или  кусочек жизни. Именно эту мечту могут реализовать участники игры. Они попадают на такой остров. В отличие от героев приключенческих книг они могут сами придумать и остров, и условия жизни.

 

Материалы и  требования к организации игры (смотри приложение А)

Личный  опыт

Данная  игра была создана в помощь группе 11ППО(б)СП  для разрешения реальной конфликтной ситуации. Группе необходима была психологическая независимость от другого коллектива, им важно было почувствовать свои собственные возможности, выстроить свои границы.

В ходе игры ребята почувствовали себя единым целым, одной командой. Они осознали, что, для того чтобы чего-то добиться, им необходимо сплотиться и действовать сообща. После этого они стали гораздо дружелюбнее друг к другу, их взаимоотношения заметно улучшились, и конфликты стали возникать все реже и реже.

Несмотря  на то, что игра организуется как  соревнование, победителей здесь  не бывает. Обсуждая итоги, говорят  о том, что, несмотря на юмор и царившую атмосферу игры, переживаемые чувства во многом сходны с переживаниями на реальной жизни. Участники признавались, что очень волновались, боялись не справиться с заданием. Хотелось продемонстрировать себя с лучшей стороны и получить высший балл. Пройдя через игру, все участники группы на равных делились секретами, помогающими в игре. Результатом игры становится хорошие впечатления после окончания, сплочение коллектива, чувства единства, положительные эмоции участников группы.

 

Рисуночные  тесты

Тест "Несуществующее животное"

 
Метод исследования личности с помощью  проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки)

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения . Также тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной  окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью . Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Тест “Несуществующее  животное” относится к числу  проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами.

Цель: Исследовать личность испытуемого с помощью рисунка. Необходимый материал: лист бумаги и цветные карандаши.

Ход работы: Испытуемому предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием.

 

Показатели  и интерпретация (смотри приложение Б)

Вывод: 7 июня 2013 года был проведен тест “несуществующее животное”. Исходя из рисунков участников группы, были получены следующие результаты: у большинства испытуемых(14 человек) было обнаружено недовольство собственным положением в социуме, заинтересованность в восхищении со стороны окружающих, внешней красотой и манерой одеваться, боязливость в сочетании с чувствительностью, тенденция к самооправдыванию демонстративности. Также у них выражены следующие качества: обдуманность, основательность, рациональность решений, характер контроля над  своими суждениями, решениями, энергия, охват разных областей действительности, уверенность в себе.

У остальных  испытуемых(8 человек), напротив, было обнаружено удовлетворение своим положением в группе, в социуме, незаинтересованность в восхищении со стороны окружающих, внешней красотой и манерой одеваться. Также у них выражены следующие качества: адекватная самооценка, коммуникабельность, рациональность решений, характер контроля  над  своими суждениями, решениями, общительность, решительность своих действий.

Общий вывод: Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности в тех ее различных видах, которые составляют жиизнь личности, ее общественное бытие.

Игра, как вид  деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем  активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.

Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение  какого-то конкретного явления, а  совершение самого действия, как личного  отношения.

Данные нашего исследования показали, что процесс развития творческих способостей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного  педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов  руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое руководство процессом развития творческих способностей детей мы осуществляли с помощью творческих упражнений и заданий. Практическая ценность работы лежит в выполнении уровня развития способностей детей и проверке эффективного применения творческих упражнений, и задач на практике.

Практическое  применение творческих заданий в  экспериментальной группе благоприятствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе. У группы улучшилось творческое представление, фантазия, память. Они могут самостоятельно играть, инсценировать…Данные нашего эксперимента могут быть использованы в обучающе-воспитательной работе воспитателем и студентами-практикантами.

Был проведен тест “несуществующее животное” и игра “Островитяне”. В ходе процесса ребята почувствовали себя единым целым, одной командой. Они осознали, что, для того чтобы чего-то добиться, им необходимо сплотиться и действовать сообща. После этого они стали гораздо дружелюбнее друг к другу, их взаимоотношения заметно улучшились, и конфликты стали возникать все реже и реже.

Обсуждая  итоги проведенной практической деятельности в группе можно сказать, о том, что игровая деятельность подростковом возрасте хоть и не ведущая, но все - таки присутствует. Игровая деятельность подростков отличается от игровой деятельности детей младшего школьного возраста. Видимо, тем, что в ней подросток не действует именно так, как он может и умеет, но в новых условиях и раскрывает свои возможности, прежде невостребованные. Игра предлагает новые условия для подростка, а не игру во взрослых. Пройдя через игру, все участники группы на равных делились секретами, помогающими в игре. Результатом игры становится хорошие впечатления после окончания, сплочение коллектива, чувства единства, положительные эмоции участников группы. В результате моих исследований мною были достигнуты все поставленные задачи, проведенной работой я доволен.

 

 

 

 

 

Приложение  А

Необходимые материалы:

• некоторое количество легко переставляемой мебели, например, лавки или стулья;

• листы бумаги А4;

• ручки, маркеры, фломастеры;

• соединенные вместе два листа ватмана;

• колокольчик;

• списки для игры «Кораблекрушение»;

• музыкальное сопровождение.

Проводя эту игру, я отвел участников в  другую аудиторию. Целям игры были подчинено  осваивание нового помещения. Например, знакомство с новым помещением стало началом разминки. Ребятам завязали глаза и только после этого разрешили войти в комнату, где потом проходила игра.

Можно, исходя из собственных целей, игру сократить, выбрать только некоторые моменты. Например, целью второго, третьего, четвертого и пятого этапов игры является вживание в ситуацию игры. Глубокое проживание этих этапов служит залогом более полного включения и проживания итоговой драмы.

Информация о работе Игра как форма и особая деятельность. А.С.Ультаев