Игра как форма и особая деятельность. А.С.Ультаев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 13:14, реферат

Описание работы

В главе первой «Теоретическая предпосылка развития игры» дается понятие игры в современной психолого-педагогической и специальной литературе, охарактеризованы особенности игры, определен феномен игры у детей младшего школьного возраста, изучены психологические и физиологические особенности игрового процесса.
В главе второй «Проявление предметной и игровой деятельности» изучены особенности игры у младших школьников, проведен формирующий эксперимент по формирование навыков игры у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

Психология,реферат.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Й. Гейзинга, автор  классического произведения "Гомо людекс" ("Человек, который играет"), подчеркивает, что игра не имеет какой-либо материальной основы.

Уже в мире животных она рушит границы физического  существования. "Животные могут играть, значит, они уже где-то больше, чем просто механизмы. Мы играем, и мы знаем, что мы играем, значит, мы больше чем просто умные существа, потому что игра - занятие очень умное. "С точки зрения линейного детерминированного мира, игру можно рассматривать  только как надмерность, которая не опирается на какой-либо традиционный фундамент.

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л.С.Выготский называет игру "девятым валом детского развития".

В игре как в  грядущей деятельности дошкольника  осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.

Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением  эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.

Игра значений и речевая деятельность интуиция, фантазия, мышление. Игровая деятельность строится, таким образом, который в результате возникает воображаемая ситуация. Элементарные функции игры готовятся в предметных действиях. Предисловием игры становится способность, перенесение одних функций предмета на другие. Она начинается тогда, когда мысли отделяются от вещи, когда ребенок освобождается от жестокого поля восприятия.

Игра в придуманной  ситуации освобождает от ситуативной  связи. В игре ребенок обучается  действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.

Случайный предмет, который ребенок раздваивает  на конкретную вещь и ее воображаемое значение, воображаемую функцию становится символом. Ребенок может любой предмет пересоздать на что угодно, он становится первым материалом для воображения. Дошкольнику очень трудно оторвать свою мысль от вещи, поэтому он должен иметь опору в другой вещи, для того, чтобы вообразить себе коня, ему необходимо найти палку, как точку опоры. В этом символизирующем действии происходит взаимное проникновение, переживание и фантазия.

Сознательность  ребенка отделяет образ реальной палочки, которая требует реальных действий с ней. Однако мотивация игрового действия это совсем независимо от объективного результата.

Главный мотив  классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку  наслаждение.

На ранних этапах развития игра стоит очень близко к практической деятельности. В практическом основании действий с окружающими предметами, когда ребенок осмысливает, что она кормит куклу пустой ложкой, воображение уже принимает участие, хотя развернутого игрового превращения предметов еще не наблюдается.

Для дошкольников основная линия развития лежит в  формировании непредметных действий, а игра возникает, как зависший процесс.

С годами, когда  эти виды деятельности меняются местами, игра становится ведущей, господствующей формой строения собственного мира.

Не выигрывать, а играть – такой есть общая  формула, мотивация детской игры. (О. М. Леонтьев)

Ребенок может  овладеть широким, непосредственно  недоступным ему кругом действительности только в игре, в игровой форме. В этот процесс освоения прошедшего мира через игровые действия в этом мире, включены как игровое сознание, так и игровое неведомое.

Игра – творческая деятельность, и как каждое настоящее  творчество не может осуществляться без интуиции.

Интуиция, в  переводе с латинского – созерцание, усмотрение, видение. Основной показатель интуиции «свернутое» восприятие ситуации в целом,  непосредственно - эмоционально, образно.

В игре формируются  все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его  психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

Особое место  занимают игры, которые создаются  самими детьми, - их называют творческими, или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

 

1.2   Игра – творческий процесс

 

Первичное творчество, как считает А. Маслоу, опирается  на неведомое, его всегда можно наблюдать  в здоровом ребенке. Это творчество является характерным для тех, кто способен играться, мечтать, смеяться, и лентяйничать, кто может быть спонтанным открытым для несознательных желаний и импульсивных.

Интуиция «как голос с неба», «господь откровения», новой структуры. Это чудодейственное прояснения, осенения, является механизмом интуиции и имеет название инсайт, что в переводе с английского и немецкого (в пределах генетальпсихологии этот термин и было введено) обозначает непосредственно усмотрение.

Инсайт как момент воспоминания можно наблюдать почти в каждой сюжетной игре, когда необходимо найти предметы – заменителей, исполнителей на определенные роли, интегрировать в сюжет новые обстоятельства, возникающие преграды.

Игровое действие рождается не с воображаемой ситуации, а наоборот, операция с действием вызывает игровую ситуацию. Таким образом, условие игрового действия способствуют воображению, делают его необходимым.

Пока ребенок  не играет, он не воображает игровую  ситуацию, и фантазия не работает.

Только в  процессе игры предмет как будто  распадается на вещественные свойства и игровой смысл. Механизмом фантазии становится бисоциация.

Термин «бисоциация» принадлежит А. Кестлеру, исследователю  творческого процесса который обращал  свое внимание подсознательному. Он подчеркивал  роль случайности, необходимости откладывания решения, и размышления, про стороны  побочных вещей.

В сознательном, как говорил З. Фрейд, следует называть «ОНО» отсутствуют типовые противопоставления, доброго и плохого, правильного и неправильного.

В этой сфере  психики противоположного, правильного  и неправильного, в этой сфере психики противоположности воспринимаются как единые, в целом, общие.

Такое восприятие, которое является нейтральным в  ценностном отношении, содействует новому творческому взгляду на мир.

Известно множество  «техник» фантазий. Среди них –  комбинирование соединение известных элементов, в новых комбинаций, которые постоянно наблюдаются в детских играх.

Следует назвать  также акцентирование – подчеркивание  отдельных черт явления (которое  открывается). Преувеличение или  надменное преуменьшение помогает ребенку в игровом или сказочному сюжете сделать игровое ударение на каком – либо субъективно очень важном. Акцентированное отражение определенного персонажа или отдельной ситуации, содействует  обобщению, типизации, поскольку некоторые черты упрощаются, совсем выпадают, случайные черты отбрасываются.

Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной потому что мотивом есть не отражение какого – то конкретного явление, а самого действия, как личного отношения.

В игре ребенок  не наследует, не передает особое, характерное, он всегда типизирует.

Интуиция стимулирует фантазирование, а фантазии воспринимают развитие творческого мышления.

У каждого активно  – действующего человека живет неискоренимая  потребность переходить от чувственного познания мира к рациональному, где  мышление, механизмом которого является опосредственность.

Мышление является процессом опосредованного познание вещей и явлений, осмысливание связей и отношений между ними.

Во всех чувственных  явлениях ребенок стремится в  меру своих сил найти соответствующий  смысл, и его не заканчивающийся  «как? почему? зачем?» направлены на открытие тайн своего существование.

То новое, что  возникает ежедневно перед ребенком, является для него загадкой.

Мышление становится обобщением результатом наблюдений, обобщением ориентированной деятельности.

Человек не успокаивается до тех пор, пока загадочному, неведомому явлению, которое волнует уже самим своим существованием, не будет предавать определенное значение, которое в начале происходит в игре.

Игра концентрирует  в себе все тенденции развития, и ребенок играючись, как бы возносится над обычным уровнем своего мышления, своего поведения.

Мышление дает возможность знать про то, что  непосредственно невозможно наблюдать.

Оно создает  фундамент для творческих предпосылок. Поиски значений смысла не успокаивает, человек стремится что-нибудь сделать с отрытым осмысленным явлением, предметом. Рациональная, абстрактное он стремится представить наглядно дать ему, чувственного воплощения.

Чувственно  – речевая игра значения вновь  возвращает творческий процесс, к интуиции и творческая спираль переходу от интуиции к фантазии, а потом к мышлению, и дальше раскручивается неистекаемо.

 

 

 

1.3  Психологическая характеристика игровой деятельности

 

Велико значение мотивационной сферы ребенка, сознательного  желания учится. Обращая внимание на эту особенность игры, Д.Б. Эльконин пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов…Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

Конечно и другие виды деятельности льют воду на мельницу на формирование новых потребностей, но не в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка».

 

Роль  деятельности в развитии личности ребенка

Все качества, свойства личности не только проявляются, но и  формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. В зависимости от того, что человек делает (т.е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, а следовательно, формируются определенные склонности, склонности и черты характера, закрепляются знания. Личность формируется в деятельности.

В разнообразных  видах своей деятельности человек  вступает в многочисленные и разнообразные отношения с другими людьми. Чем разнообразнее его деятельность, тем многообразнее его отношение с другими людьми, и тем более и разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства, способности.

Через деятельность, осуществляемую личностью совместно с другими людьми, человек познает себя. В процессе развития ребенка его сознание формируется в совместной со сверстниками деятельности. Он учится понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки.

Деятельность  выражена в действиях человека. Именно действия с предметами, с орудиями труда и материалами, действия, включающие различные по сложности и структуре моторные акты – движения, составляют внешнее выражение или внешнюю (видимую) сторону деятельности человека.

Для достижения желаемого результата, человек определенным образом управляет выполняемыми физическими действиями, используя различные умственные операции. При этом  в развитии ребенка особое значение имеют время и формы включения умственной деятельности в практическую, и перестройка последней.

Любая деятельность человека требует использования  определенных движений и способов действия, т.е. навыков и умений.

Навыки –  это обычно простые движения или  действия с предметом, орудием, инструментом, автоматизированные в результате многократных повторений.

Любая разумная деятельность человека не сводится к навыкам. Человек должен уметь самостоятельно использовать системы, или  наборы освоенных им навыков, он должен критически оценивать  получаемый результат, проверять успешность своих действий, т.е. выполнять, помимо физических еще целую систему умственных, мыслительных операций. Повторение таких сложных многочисленных умственных действий ведет к выработке умений, т.е. освоения способов действия.

Существуют  разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игру (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:

Информация о работе Игра как форма и особая деятельность. А.С.Ультаев