Игры, в которые играют люди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 23:48, доклад

Описание работы

На моих лекциях слушатели часто обращались с просьбой дать им более
подробные описания игр, которые позволили бы осмыслить общие принципы
трансакционного анализа. Это убедило меня в необходимости написать
настоящую книгу [Терминология и точка зрения автора в основном
ориентированы на восприятие читателя, знакомого с психологией и
психиатрией. Однако я надеюсь, книга будет интересна и полезна
представителям различных профессий.]. Я признателен всем студентам и
слушателям, обратившим мое внимание на новые игры. Они высказали мне много
интересных мыслей, например об умении человека слушать собеседника и о том,
какую ценность представляет это качество для всех людей.

Содержание работы

Введение
Процесс общения
Структурирование времени
Часть первая. Анализ игр
Структурный анализ
Трансакционный анализ
Процедуры и ритуалы
Времяпрепровождения
Игры
Часть вторая. Тезаурус игр
Введение
Игры на всю жизнь
Супружеские игры
Игры в компаниях
Сексуальные игры
Игры преступного мира
Игры на приеме у психотерапевта
Хорошие игры
Часть третья. За пределами игр
Значение игр
Игроки
Иллюстрация
Независимость

Файлы: 1 файл

Эрик Берн ИГРЫ В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ.docx

— 374.24 Кб (Скачать файл)

нечестно  использовал  болезнь  как средство  давления  на  нее  и  получил

дополнительные  преимущества  тоже  нечестным  путем,  скрыв  от  нее  свою

болезнь. Одним словом, для  многих женщин дорогой браслет, подаренный мужем,

выглядит  более  честным  способом ухаживания, чем больной  желудок.  Женщина

всегда  может с негодованием вернуть браслет поклоннику, но  вряд  ли  есть

пристойный  способ  демонстративно игнорировать его  язву  желудка.  Скорее

всего серьезная болезнь  мужа в данном случае не завоюет  женщину, а заставит

ее почувствовать себя в западне.

     Намерение  пациента играть в эту игру  чаще всего можно обнаружить  сразу

же  после  того,  как  он  впервые узнал, что болен  и  его  болезнь  может

прогрессировать. Если он собирается играть в "Видишь, как я  старался",  то

нетрудно    понять    весь   план   его   игры   с   помощью    тщательного

психотерапевтического  анализа,  который  выявит  тайное   злорадство   его

Ребенка, осознавшего, какое  мощное "оружие" он получил. Но этот план  будет

замаскирован    озабоченностью    Взрослого    практическими    проблемами,

возникающими в связи  с болезнью.

     _Третья_   _степень_.  Еще  более  пагубный  и  зловещий   вариант   -

неожиданное  и  ничем  не  предвещаемое  самоубийство,  вызванное   тяжелой

болезнью.  Язва переходит  в рак, а жена и не подозревает  об этом,  даже  не

предполагает, что были какие-то серьезные проблемы со здоровьем  мужа: и вот

однажды  она  заходит  в комнату и вдруг видит  своего мужа  мертвым.  В  его

записке  довольно прозрачно  сказано: "Видишь, как я старался". Когда  нечто

подобное  происходит дважды с одной и той же женщиной, ей пора выяснить,  в

какую игру играет она.

 

                                  _Анализ_

     *Тезис*: "Никто  не может мной помыкать".

     *Цель*: оправдание.

     *Роли*: Надежный  человек, Преследователь, Авторитетное  лицо.

     *Иллюстрации*:  1)  одевающийся  ребенок;  2)  супруг,  стремящийся  к

разводу.

     *Социальная*   *парадигма*:  Взрослый  -  Взрослый.  Взрослый:   "Пора

(одеваться), (идти к психиатру)". Взрослый: "Хорошо, попробую".

     *Психологическая* *парадигма*: Родитель - Ребенок. Родитель:  "Я  тебя

заставлю  (одеться,  сходить  к психиатру)"; Ребенок:  "Видишь,  ничего  не

выходит".

     *Ходы*:  1)  предложение - сопротивление; 2) давление  -  уступка;  3)

одобрение - неудача.

     "*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое  -  освобождение  от

чувства   вины   за  агрессию;  2)  внешнее  психологическое   -   избегает

ответственности  за  семью;  3) внутреннее  социальное  -  "Видишь,  как  я

старался";  4)  внешнее  социальное - обмен  враждебными  трансакциями;  6)

экзистенциальное - "Я  беспомощен (ни в чем не виноват)".

 

                                7. "Дорогая"

     *Тезис*.  Наибольшего   расцвета игра  "Дорогая"  достигает  на  ранних

стадиях  терапии  супружеских  групп, когда участники  занимают  в  основном

оборонительную  позицию. Эту игру можно наблюдать  также  в  компаниях,  на

вечеринках. Уайт рассказывает какую-нибудь историю, попутно выставляя  свою

жену  в не очень-то выгодном свете. Рассказ завершается фразой: "Не  правда

ли, дорогая?" Миссис Уайт обычно соглашается по одной из двух причин, якобы

исходящих  от  ее Взрослого: а) сама по себе история в общих  чертах  вполне

соответствует действительности; если же она не согласится с какой-то мелкой

деталью   (на  самом  деле  именно  эта  деталь  и  есть  основной   момент

трансакции),  то может  выглядеть занудливым человеком; б) просто  невежливо

не  согласиться с мужчиной, который только что во всеуслышание назвал  тебя

"дорогая".  Однако  истинной психологической причиной  согласия  является  ее

депрессивная позиция. Когда  она выходила замуж, то хорошо понимала, что муж

способен выставлять перед  людьми ее недостатки и тем самым  избавлять ее  от

неудобных ситуаций, в которые  она неизбежно попадает. В детстве  эту  услугу

ей оказывали ее родители.

     Игра  "Дорогая"  наряду  с  игрой "Судебное  разбирательство"  наиболее

часто  встречается  в  супружеских психотерапевтических группах.  Чем  более

напряженной становится ситуация, тем ближе момент разоблачения игры, тем  с

большей  горечью произносится слово "дорогая", пока раздражение  говорящего

не  становится  для  всех  очевидным. Тщательный анализ  позволяет  увидеть

сходство данной игры с "Растяпой", так как в ней есть тот же важный момент:

миссис Уайт обязательно  прощает мистеру Уайту его  раздражение, которое  она

изо  всех  сил старается  не заметить. Соответственно *антитезис*  "Дорогой"

строится   по  тем  же  законам,  что  антитезис  "Растяпы":   "Ты   можешь

рассказывать  порочащие  меня  истории, но,  пожалуйста,  не  называй  меня

'дорогая'".  Этот  антитезис   чреват той же  опасностью,  что  и  антитезис

"Растяпы". Более изощренный  и менее опасный антитезис  состоит в том,  чтобы

отвечать: "Да, милый".

     В другом  варианте игры в ответ на  рассказ мужа жена, вместо того  чтобы

согласиться с ним, может  сама рассказать что-нибудь подобного  типа о  муже,

тем самым как бы говоря: "Ты тоже небезупречен, дорогой".

     Иногда  ласкательные  обращения  в  этой  игре  не  произносятся,   но

внимательный слушатель  может их заметить. Это уже будет  молчаливый  вариант

игры "Дорогая".

 

ИГРЫ В КОМПАНИЯХ

 

     Компании  людей  созданы для времяпрепровождений,  а времяпрепровождения

- для компаний. По мере  углубления знакомства в ход  все более начинают идти

игры.  Начинается  обычный,  хотя и незаметный  процесс  взаимного  выбора.

Узнают друг друга: "Гость-растяпа" и его жертва, "Большой и  сильный папа" и

"Я бедняжечка" и  другие.

     В   этом  разделе  приводятся  четыре  игры,  наиболее  типичные   для

повседневной ситуации группового общения:

     "Подумайте,  какой ужас!", "Изъян", "Гость-растяпа"  и "Почему  бы  вам

не... - Да, но".

 

                        1. "Подумайте, какой ужас!"

     *Тезис*.    Мы   выделяем   здесь   четыре   основные    формы:    три

времяпрепровождения - для  родителей, для взрослых, для детей - и  игру.  Во

времяпрепровождениях  нет  развязки и выигрыша, зато  возникают  недостойные

чувства.

     1.   Времяпрепровождение   "Нынешние"  представляет   собой   компанию

Родителей,  отличающихся самодовольством, сознанием собственной  правоты  и

даже  злонамеренным стремлением  покарать всех, кто живет не по их правилам.

С  социологической точки  зрения такое использование своего времени  типично

для  определенной  категории  пожилых  женщин,  обладающих  небольшим,   но

независимым  источником дохода. Одна из таких женщин, например,  прекратила

ходить  в  психотерапевтическую группу после того, как ее  первый  ход  был

встречен   молчанием   окружающих,   а  не   возбужденными   одобрительными

возгласами,  к  которым  она привыкла в своем социальном кругу.  Члены  этой

группы,  умудренные  анализом игр, продемонстрировали  отсутствие  "чувства

локтя"  по отношению  к этой женщине. Особенно это было заметно,  когда  все

промолчали  на  замечание  миссис Уайт "Кстати, о доверии  к людям...  Сейчас

никому  нельзя  доверять.  И это неудивительно. Я  являюсь  домовладелицей.

Недавно  заглянула в  ящик стола одного из моих жильцов, и вы  не  поверите,

что я там обнаружила..." Она знала ответы на все острые социальные вопросы:

юношеской преступности (нынешние родители слишком снисходительны), разводов

(нынешним  женам  делать  нечего), роста преступности (в наши  дни  чересчур

часто  в районах для  белых стали проживать иностранцы), роста цен (нынешние

бизнесмены слишком много  хотят урвать). Она дала понять, что  сама отнюдь не

снисходительна к своему непутевому сыну и к преступникам-жильцам.

     Времяпрепровождение  "Нынешние" отличается от обычных  сплетен  девизом:

"Неудивительно".  Первый  ход  может  в  обоих   случаях  быть   одинаковым:

"Говорят..." Когда это  времяпрепровождение осуществляется  не ради  сплетни,

то  в  нем  может  быть  направление, завершение,  нередко  предлагается  и

"объяснение".  А   обычные  сплетни чаще  всего   пересказывают  в  компании,

перескакивая с одного сюжета на другой, и в конце концов теряют нить.

     2.   "Рана"  принадлежит  к  числу   более  доброжелательных   Взрослых

времяпрепровождении. Девиз: "Какая жалость!", хотя его скрытые  мотивы столь

же  непривлекательны. Здесь  непременно речь идет о  болезнях,  о  крови,  о

страшных  случаях.  Компания представляет собой  как  бы  импровизированный

медицинский  коллоквиум.  Любой его участник  вправе  сделать  сообщение  о

каком-либо  медицинском  происшествии, и чем оно ужаснее,  тем  лучше.  Все

детали  жадно обсуждаются. Типичные темы: разбитое в кровь  лицо,  полостная

операция, трудные роды и  т.п. Это времяпрепровождение отличается от обычных

сплетен   тем,  что  каждый  стремится  превзойти  других  рассказчиков   и

обнаружить  большую медицинскую  компетентность. Собеседники  систематически

обсуждают   патологическую  анатомию,  диагнозы,  прогнозы   и   сравнивают

различные истории болезней. В обычных сплетнях благоприятный  прогноз  может

приветствоваться,  но  в  этом времяпрепровождении постоянная  демонстрация

оптимистического  взгляда  (если только его неискренность  не  бросается  в

глаза)  может в конце  концов привести к изгнанию участника, который  играет

не по правилам.

     3. К времяпрепровождениям  для Ребенка относятся "Перекур"  и "Чаепитие"

(на работе). Их девиз  "Что хотят, то и делают". Это вариант для учреждения.

Вечером  он  может превращаться во времяпрепровождение "За  стойкой  бара",

состоящее   в   поверхностном  обсуждении  экономических  или  политических

вопросов.  Здесь обычно фигурирует некий персонаж со смутными  очертаниями,

держащий в своих руках  все козыри, который зовется "они".

     4.  Игра  "Подумайте,  какой ужас!" достигает  наиболее  драматического

выражения  у людей, во что бы то ни стало стремящихся  прооперироваться.  Их

трансакции  позволяют  выделить основные признаки игры. Эти  люди  "покупают"

докторов  и  активно  стремятся  к  операции,  даже  несмотря  на   сильное

противодействие врачей. Положение  хирургического больного (госпитализация и

операция)  само сулит  ему "вознаграждение". Оперированное  тело  служит  для

него  источником  внутреннего  психологического  "вознаграждения".  Внешнее

психологическое  "вознаграждение" возникает  у  таких  людей  в  результате

отказа  от  близости, от всякой ответственности - они полностью  подчиняются

хирургу.

     Забота    медсестер   олицетворяет   биологическое   "вознаграждение".

Медперсонал  (врачи,  сестры), окружающие больные  обеспечивают  внутреннее

социальное  "вознаграждение". После выписки из  больницы  пациент  получает

внешнее  социальное  "вознаграждение", вызывая у  окружающих  сочувствие  и

благоговение  перед  его  страданиями. В эту игру в  ее  крайнем  проявлении

весьма  профессионально  играют люди, ложно или искренне  утверждающие,  что

они являются жертвой врачебной  ошибки. Они могут зарабатывать себе на жизнь

тем,  что  намеренно  приводят  себя  в  недееспособное  состояние  или  не

сопротивляются такой  возможности. После этого, в отличие  от любителей,  они

требуют  не  только  сочувствия,  но  и возмещения  ущерба.  Следовательно,

"Подумайте,  какой ужас!" становится игрой в том случае,  когда  на  словах

игрок  испытывает  отчаяние,  а в глубине души  ликует,  предвидя,  сколько

удовольствия он сможет извлечь  из своего несчастья.

     Мы считаем,  что людей, которым постоянно  не везет, можно разделить   на

три  группы, а) те, кто  не желают навлечь на себя неприятности,  а  если  и

навлекают   их,  то  не  умышленно;  они  могут  воспользоваться   или   не

воспользоваться   участием,   с   большой   готовностью   предлагаемым   им

окружающими;  некоторая  эксплуатация своего положения  в  подобных  случаях

вполне естественна, и  к этому следует относиться с  обычной любезностью;  б)

некоторые люди навлекают  на себя несчастья неумышленно, но принимают  их  с

благодарностью  за предоставленные  им возможности; в этом  случае  игра  не

планируется  заранее,  а  является,  по  терминологии  Фрейда,  "добавочным

урожаем",  в)  те,  кто  сами напрашиваются на  несчастья,  например  люди,

которые  во что бы то ни стало хотят лечь на операцию, ходят  от  хирурга  к

хирургу, пока не найдут такого, который бы согласился их прооперировать;  в

этом случае поведение  такого человека с самого начала является игрой.

Информация о работе Игры, в которые играют люди