Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 23:48, доклад
На моих лекциях слушатели часто обращались с просьбой дать им более
подробные описания игр, которые позволили бы осмыслить общие принципы
трансакционного анализа. Это убедило меня в необходимости написать
настоящую книгу [Терминология и точка зрения автора в основном
ориентированы на восприятие читателя, знакомого с психологией и
психиатрией. Однако я надеюсь, книга будет интересна и полезна
представителям различных профессий.]. Я признателен всем студентам и
слушателям, обратившим мое внимание на новые игры. Они высказали мне много
интересных мыслей, например об умении человека слушать собеседника и о том,
какую ценность представляет это качество для всех людей.
Введение
Процесс общения
Структурирование времени
Часть первая. Анализ игр
Структурный анализ
Трансакционный анализ
Процедуры и ритуалы
Времяпрепровождения
Игры
Часть вторая. Тезаурус игр
Введение
Игры на всю жизнь
Супружеские игры
Игры в компаниях
Сексуальные игры
Игры преступного мира
Игры на приеме у психотерапевта
Хорошие игры
Часть третья. За пределами игр
Значение игр
Игроки
Иллюстрация
Независимость
следующий пикник от подыщет
себе уже более сговорчивых
на социальном уровне кажется щедростью Взрослого, на психологическом уровне
является просто дерзостью, поскольку Уайт путем открытого подкупа
добивается от Блэка Родительской подачки под самым носом миссис Уайт,
которая бессильна воспротивиться этому. На самом-то деле миссис Уайт
соглашается на такое мероприятие, делая вид, будто "бессильна"
воспротивиться мужу. Ведь ей так же хочется, чтобы игра продолжалась, и она
играла бы роль Преследователя, как этого хочется и мистеру Уайту (с той
только разницей, что он хочет продолжать играть роль Алкоголика). Легко
представить себе ее упреки мужу на следующее утро после пикника. Этот
вариант игры чреват осложнениями, особенно, если Уайт - начальник Блэка по
службе. Вообще-то говоря. Простаки не так уж и просты. Часто это одинокие
люди, которые могут многое выиграть от хорошего отношения к алкоголикам.
Например, хозяин закусочной, играющий роль Славного малого, расширяет таким
образом круг своих знакомств; к тому же в своей компании он может
приобрести репутацию не только щедрого человека, но и прекрасного
рассказчика.
Один из
вариантов Славного малого
человек просит у всех совета, ищет возможности, как лучше всего кому-то
помочь. Это пример хорошей, конструктивной игры, которую следует всячески
поощрять. Противоположность этой игры - роль Крутого парня, в которой
человек ищет способы как можно сильнее причинить людям боль и ущерб. И
хотя, возможно, он никого и никогда не увечит, но окружающие начинают
ассоциировать его с такими "крепкими парнями", которые "играют до конца". А
он греется в лучах этой славы. Французы называют такой экземпляр fanfarone
de vice (фанфароном зла).
*Тезис*: "Ну и гадок же я был! Посмотрим, сможете ли вы меня
остановить".
*Цель*: самобичевание.
*Роли*: Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Простак, Посредник.
*Иллюстрации*: "Посмотрим, поймаешь ли ты меня". Прототипы этой игры
обнаружить довольно трудно из-за ее сложности. Однако дети, особенно дети
алкоголиков, часто проделывают маневры, типичные для Алкоголиков. Играя в
"Посмотрим, поймаешь ли ты меня", дети лгут, прячут вещи, напрашиваются на
порочащие их замечания или ищут людей, готовых им помочь. Они находят,
например, благожелательного соседа, который раздает подачки, и т. д.
Самобичевание при этом как бы откладывается на более поздний возраст.
*Социальная* *парадигма*: Возрослый - Взрослый; Взрослый: "Скажите
мне, что вы обо мне думаете на самом деле, или помогите мне бросить пить";
Взрослый: "Буду с вами откровенен".
*Психологическая* *парадигма*: Родитель - Ребенок; Ребенок:
"Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить"; Родитель: "Ты должен бросить
пить, потому что..."
*Ходы*: 1) провокация - обвинение или прощение; 2) потворство своим
желаниям - гнев или разочарование.
"*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое - а) выпивка как
процедура - бунт, утешение, удовлетворение желания; б) "Алкоголик" как игра
- самобичевание;
2) внешнее психологическое - избегание сексуальной и других форм
близости;
3) внутреннее социальное - "Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить";
4) внешнее социальное - времяпрепровождения "На следующее утро",
"Коктейль" и т. д.;
5) биологическое
- попеременный обмен
6) экзистенциальное - "Все меня хотят обидеть".
*Тезис*. "Должник" - это не просто игра, это нечто большее. В Америке
игра "Должник" для многих людей становится сценарием, планом на всю жизнь.
Впрочем, то же самое происходит, например, в джунглях Африки, где
родственники юноши покупают ему за огромную цену невесту и он на многие
годы становится их должником.
В США,
в наиболее цивилизованных
такой же обычай, только вместо невесты чаще всего новобрачным покупается
дом. Если необходимую сумму не дают родственники, то на этот случай
существует банк.
Таким образом,
и африканский юноша с
счастье, и американский с каким-нибудь подобным амулетом - оба молодых
человека вдруг могут почувствовать, что в их жизни появилась "цель".
Большой праздник - свадьба или новоселье - происходит ведь не тогда, когда
долг выплачен, а в момент займа. Например, по телевизору чаще всего
рекламируют не мужчину средних лет, который наконец-то выкупил закладную, а
человека молодого, въезжающего в новый дом со своей семьей и гордо
размахивающего только что подписанными бумагами, которые свяжут его по
рукам и ногам на все годы наибольшего расцвета его жизни. А после того, как
все его долги - закладная, страховка, обучение детей в колледже - будут
выплачены, он начинает представлять собой "проблему": "почтенный
гражданин", которому общество должно обеспечить не только материальный
комфорт, но и новую "цель". Если этот человек практичен и расчетлив, то он
может превратиться из великого должника в великого кредитора, но такое в
США случается сравнительно редко.
Пока я пишу эти строки, на подоконник вползает мокрица. Если
перевернуть ее на спинку, она приложит отчаянные усилия, чтобы снова
очутиться на ногах. И все это время у нее будет "цель". Но вот ей удалось
перевернуться, и мы словно видим победное выражение ее "лица"! Она
уползает, а я пытаюсь представить себе, как могла бы она на ближайшем
сборище мокриц рассказать свою историю и молодые мокрицы смотрели бы на нее
с восхищением, как на насекомое, которое добилось своего в жизни. И в то же
время к ее самодовольству примешивается оттенок разочарования. Теперь,
когда ей удалось всего достичь, жизнь кажется бесцельной. Может быть, она
еще вернется назад
в надежде повторить сей
спинку чернилами, чтобы можно было ее узнать если она вдруг рискнет
вернуться. Невольно подумаешь: "Отважное насекомое эта мокрица.
Неудивительно, что этому виду - несколько миллионов лет".
Тем не менее большинство молодых американцев относятся к своим
закладным всерьез только в период стресса. Если у них возникает состояние
депрессии или они находятся в неблагоприятной финансовой ситуации, то
долговые обязательства могут поддерживать человека, даже спасти его от
некоторых опасных действий, вплоть до таких трагических, как самоубийство.
Обычно же молодые американцы лишь слегка поигрывают в "Если бы не долги". И
только небольшая их часть играет в полную силу, превращая игру "Должник" в
дело всей своей жизни.
В игру "Попробуй получи с меня" (ППСМ) обычно играют молодожены. Эта
игра строится таким образом, что игрок "выигрывает" независимо от ее
исхода. Так, Уайты (супруги) покупают в кредит всевозможные товары и услуги
- дешевые или
дорогие, в зависимости от
круга и как их учили играть родители и дедушки с бабушками. Если после
нескольких слабых попыток получить очередной взнос кредитор сдается, то
Уайты могут и дальше пользоваться купленным вполне безнаказанно. В этом
смысле они выигрывают. Если же кредитор начинает действовать более
энергично, то они получают удовольствие одновременно и от того, что
заставляют его погоняться за ними, и от самих покупок. Однако игра
начинается всерьез, когда кредитор вознамерится во что бы то ни стало
добиться уплаты взноса. Чтобы получить свои деньги, ему придется прибегнуть
к крайним мерам, которые включают и элементы принуждения, например кредитор
подъезжает к дому Уайтов на ревущем грузовике, кузов которого ярко
размалеван большими буквами: "Агентство по сбору взносов".
В этот
момент в игре наступает
всего придется выкладывать деньги. Однако из-за оттенка принуждения,
появившегося в его взаимоотношениях с кредитором (чаще всего он знаменуется
"третьим предупреждением" от сборщика взносов: "Если Вы не прибудете в наше
учреждение в течение сорока восьми часов..."), Уайт чувствует себя вправе
возмутиться, и переключается на один из вариантов игры: "Ну что, попался,
негодяй!" В этом случае он выигрывает, демонстрируя всем, какой алчный и
безжалостный человек сборщик взносов, ни одному слову которого нельзя
верить.
Два наиболее очевидных "вознаграждения" при этом следующие: 1) выигрыш
укрепляет жизненную позицию Уайта, которая является замаскированной формой
установки "Все кредиторы - люди алчные"; 2) Уайт сильно выигрывает во
внешнем социальном плане, поскольку теперь он может открыто поносить
кредитора перед своими друзьями, не боясь потерять собственного статуса
Славного малого. Кроме того, он может попытаться в дальнейшем обеспечить
себе внутреннее социальное "вознаграждение", войдя в открытый конфликт с
кредитором. Помимо всего прочего, это оправдывает его злоупотребление
системой кредитных платежей: если все кредиторы таковы, как он убедился, то
с какой стати вообще платить взносы кому бы то ни было?
Мелкие землевладельцы иногда участвуют в игре "Кредитор", точнее, в ее
разновидности: "Попробуй не заплати мне" (ПНЗМ). Любители играть в ППСМ и
ПНЗМ легко узнают друг друга, и поскольку игра сулит им трансакционные
"вознаграждения" и азарт погони, то контакт с противником в глубине души
доставляет им большое удовольствие. Независимо от того, кому достанутся
деньги, оба в конечном счете помогают друг другу подготовить и укрепить
свою позицию для игры "Ну почему такое случается именно со мной?".
Различные игры, связанные с деньгами, обычно имеют очень серьезные
последствия. И если наше описание таких игр выглядит поверхностным, как
утверждают некоторые читатели, то это происходит совсем не потому, что оно
касается мелочей, а потому, что оно в основном вскрывает мелочные мотивы,
которыми руководствуются люди в весьма серьезных делах.
*Антитезис*. Очевидный антитезис в игре ППСМ - потребовать немедленной
уплаты наличными. Однако у хорошего игрока в ППСМ есть способы обойти такое
требование, причем эти способы не срабатывают только на совсем уж
бесчувственных кредиторах. Антитезис в игре ПНЗМ - честность и
своевременная уплата взноса. Поскольку игроки в ППСМ и ПНЗМ - во всех
смыслах профессионалы, у любителя, вступившего с ними в игру, шансов
выиграть столько же, сколько при игре с профессиональными картежниками. Но
хотя любитель выигрывает редко, он по крайней мере может получить
удовольствие просто от участия в игре. По традиции в обе эти игры люди
играют без тени юмора. И ничто не приводит профессионала в большее
замешательство, чем смех, которым его жертва-любитель встречает исход игры.
В финансовых кругах такое поведение считается совершенно недопустимым.
3. "Бейте меня"
*Тезис*. *В* этой игре обычно участвуют люди, которые ведут себя так,
будто на них написано: "Пожалуйста, не бейте меня". Искушение почти всегда
непреодолимо, поэтому после вполне естественного исхода Уайт жалобно
восклицает: "Но ведь весь мой вид ясно говорил: "Не бейте меня"!" После
этого он чаще всего недоуменно добавляет: "Ну почему такое случается именно
со мной?" (ПТСМ). С клинической точки зрения игра ПТСМ может
интроецироваться и надеть маску стандартного клише из игры "Психиатрия":
"Когда я нахожусь
в состоянии стресса, я
элементов в игре ПТСМ является результатом, который я называю гордостью
наизнанку: "Мои несчастья лучше ваших". Эта черта часто наблюдается у
параноидальных личностей.
Если люди
из непосредственного
своей доброты, возможно, из-за установки "Я только пытаюсь помочь вам" или
условностей и правил, принятых в данном кругу, то поведение Уайта
постепенно становится все более и более провокационным, причем до тех пор,
пока он не перейдет все границы и не заставит свое окружение пойти ему