Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 23:48, доклад
На моих лекциях слушатели часто обращались с просьбой дать им более
подробные описания игр, которые позволили бы осмыслить общие принципы
трансакционного анализа. Это убедило меня в необходимости написать
настоящую книгу [Терминология и точка зрения автора в основном
ориентированы на восприятие читателя, знакомого с психологией и
психиатрией. Однако я надеюсь, книга будет интересна и полезна
представителям различных профессий.]. Я признателен всем студентам и
слушателям, обратившим мое внимание на новые игры. Они высказали мне много
интересных мыслей, например об умении человека слушать собеседника и о том,
какую ценность представляет это качество для всех людей.
Введение
Процесс общения
Структурирование времени
Часть первая. Анализ игр
Структурный анализ
Трансакционный анализ
Процедуры и ритуалы
Времяпрепровождения
Игры
Часть вторая. Тезаурус игр
Введение
Игры на всю жизнь
Супружеские игры
Игры в компаниях
Сексуальные игры
Игры преступного мира
Игры на приеме у психотерапевта
Хорошие игры
Часть третья. За пределами игр
Значение игр
Игроки
Иллюстрация
Независимость
участники группы уже достаточно обучены, они могут взять на себя роль
Присяжных и без подсказки со стороны психотерапевта.
*Антитезис*. Психотерапевт говорит мужу: "Вы совершенно правы". Если
муж облегченно или торжествующе расслабляется, врач спрашивает: "Как вы
относитесь к моим словам?" Муж отвечает: "Прекрасно". Тогда психотерапевт
замечает: "Сказать честно, я думаю, что вы не правы". Если муж искренен сам
с собой, он ответит: "Я это все время знал". Если же он нечестен, из его
реакции станет понятно, что игра продолжается. В этом случае можно
анализировать ситуацию дальше. Основной элемент игры состоит в следующем:
истец громогласно требует признать его правым, хотя в глубине души он
понимает, что не прав.
После того как собран материал, достаточный для того, чтобы прояснить
характер игры, она может быть прекращена одним из самых элегантных маневров
в искусстве антитезиса. Психотерапевт оглашает правило, запрещающее
использование в разговоре третьего лица (в грамматическом смысле). Таким
образом, члены группы могут либо обращаться друг к другу прямо на "ты" или
на "вы" или говорить о себе "я", но не могут сказать: "Хотите послушать что
он (она)..." После этого супружеская пара либо совсем перестает играть в
игры в группе, либо переключается на игру "Дорогая" (это уже несколько
лучше, чем "Судебное разбирательство") или "Более того" (что ничуть не
лучше). Игра "Дорогая" описана в настоящей книге отдельно. В игре "Более
того", истец выдвигает одно обвинение за другим, на каждое из которых
ответчик замечает "Я могу все объяснить". Истец не обращает на объяснения
никакого внимания, но, воспользовавшись паузой ответчика, бросает ему
очередное обвинение, сопровождающееся словами "более того"; за ним следует
еще одно объяснение и т.д. - типичный обмен репликами по типу Родитель -
Ребенок.
Наиболее интенсивно в игру "Более того" играют ответчики
параноидального типа. Они склонны все понимать буквально, поэтому им
особенно легко вывести из равновесия обвинителей, выражающих свои мысли
юмористически или метафорически. Вообще говоря, метафоры - это самые
распространенные ловушки в этой игре, и их следует избегать.
Обыденный вариант игры "Судебное разбирательство", предполагающий
участие трех игроков, часто происходит между детьми - братьями, сестрами -
и их родителями "Мама, она взяла мою конфету". - "А он взял мою куклу, а
еще перед тем меня стукнул, и вообще мы договорились поделить конфету".
*Тезис*: "Они должны признать, что я прав".
*Цель*: самоутверждение.
*Роли*: Истец, Ответчик, Судья (или Присяжные).
*Иллюстрации*: 1) дети ссорятся, родители вмешиваются; 2) супруги
просят "помощи".
*Социальная* *парадигма*: Взрослый - Взрослый; Взрослый: "Вот что она
мне устроила", Взрослый: "Истинные факты таковы".
*Психологическая* *парадигма*: Ребенок - Родитель; Ребенок: "Скажи,
что я прав"; Родитель "Вот кто прав" или: "Вы оба правы".
*Ходы*: 1) оглашается жалоба - оглашается оправдание; 2) истец
выдвигает опровержение, идет на уступки или делает шаг, демонстрирующий его
доброжелательное отношение; 3) решение Судьи или инструкции Присяжным; 4)
оглашается окончательное решение.
"*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое - проекция чувства
вины; 2) внешнее психологическое - освобождение от чувства вины; 3)
внутреннее социальное - "Дорогая", "Более того", "Скандал" и другие игры;
4) внешнее социальное - "Судебное разбирательство"; 5) биологическое -
"поглаживание" от судьи и присяжных; 6) экзистенциальное - депрессивная
позиция: "Я всегда не прав".
3. "Фригидная женщина"
*Тезис*. Эта игра происходит между супругами и почти никогда не
встречается между возлюбленными, так как трудно представить себе, чтобы
мужчина долго терпел подобное поведение от любовницы.
...Муж приближается к жене с вполне определенными намерениями, но она
его отталкивает. После нескольких его попыток жена выговаривает ему: "Все
мужчины - скоты". А потом начинает упрекать его в том, что он ее нисколько
не любит, что его интересует только секс. На некоторое время муж отступает,
после чего делает новую попытку, но с тем же результатом. Наконец он
совершенно покоряется судьбе и больше не проявляет к жене сексуальных
намерений. Проходят недели, даже месяцы, и жена становится все более и
более рассеянной и менее церемонной. То она, полуодетая, проходит через
спальню, то, принимая ванну, забывает чистое полотенце, которое муж
вынужден принести ей в ванную комнату. Если она играет всерьез, то может
даже начать флиртовать с другими мужчинами. Наконец муж поддается на ее
провокации и делает новую попытку. Но его снова отвергают, и вслед за этим
начинается игра "Скандал", во время которой идут в ход различные упреки,
вспоминаются недавние происшествия, приводятся примеры из жизни других
супружеских пар, переплетаются финансовые проблемы и неудачи, все кончается
хлопаньем дверью. На этот раз муж твердо решает: с него хватит, он
обойдется без секса. Проходят месяцы. Муж не обращает внимания ни на парад
неглиже, ни на маневр с полотенцем. Провокации со стороны жены учащаются -
она становится все более рассеянной и все менее строгой, но муж держится.
Затем однажды вечером она просто подходит и целует его. Сначала муж не
реагирует, помня о своем твердом решении, но скоро природа берет свое,
особенно после длительного воздержания, и ему уже кажется, что на этот раз
он добился своего. Его первые робкие ласки не отвергаются. Он становится
смелей. И вдруг в самый критический момент жена, отступая на шаг, кричит
ему: "Ну, что я тебе говорила?! Все мужчины - скоты! Мне была нужна твоя
нежность, а ты думаешь только о сексе!" Во вспыхнувшем скандале супруги
могут на этот раз, минуя предыдущие упреки и обвинения, сразу перейти к
финансовым проблемам.
Следует отметить, что, несмотря на все уверения в обратном, некоторые
мужчины также боятся сексуальной близости, поэтому стараются выбирать себе
таких партнерш, возможности которых соответствовали бы их потенции. А в
приведенном примере муж теперь может во всем обвинять жену.
В одной из форм этой игры участвуют некоторые незамужние женщины
разного возраста, в результате чего они получают известное жаргонное
прозвище. В этих случаях игра часто сливается с другой, под названием
"Динамо", в которой
Водящие также разыгрывают
*Антитезис*. Эта игра весьма опасна, и возможный антитезис опасен в
той же мере. Заводить любовницу всегда рискованно. Поставленная в условия
стимулирующего соперничества, жена может прекратить свою игру и попытаться
начать нормальную супружескую жизнь. Однако это может быть слишком поздно.
С другой стороны, с помощью адвоката жена может использовать связь мужа как
оружие в игре "Ну что, попался, негодяй!". Исход порой невозможно
предсказать и в том случае, когда муж прибегает к помощи консультации у
психотерапевта, а жена - нет. Если уверенность мужа в себе возрастает, то
игра жены может расстроиться, что приводит к более здоровым супружеским
отношениям. Но если жена играет всерьез, то усиление позиции мужа может
привести к их разводу. Лучшим решением для обоих партнеров, если, конечно,
ситуация это позволяет, было бы их участие в трансакционных группах для
супружеских пар, занятия в которых выявили бы "вознаграждения", получаемые
в игре, и сексопатологию, лежащую в ее основе. Подготовленные таким образом
супруги могли бы заинтересоваться индивидуальной психотерапией, в
результате которой они как бы заключили новый брак, на иной психологической
основе. Но даже и без этих действий участники могли бы разумно
приспособиться к существующей ситуации.
*Родственные* *игры*. Обратная игра, "Фригидный мужчина",
распространена меньше, но она проходит практически по той же схеме, с
некоторым различием в деталях. Окончательный исход зависит от сценариев
игроков.
Критическим моментом в игре "Фригидная женщина" является
заключительная фаза "Скандала". После нее ни о какой сексуальной близости
речи быть не может, поскольку оба партнера получают некое извращенное
удовлетворение от игры "Скандал" и больше не стремятся получить друг от
друга сексуальную стимуляцию. Отсюда следует, что наиболее важным моментом
в антитезисе "Фригидной женщины" будет избегание "Скандала". В таком случае
жена остается сексуально неудовлетворенной, причем это состояние может быть
столь острым, что она станет более покладистой. Именно функция "Скандала"
отличает игру "Фригидная женщина" от игры "Побей меня, папочка", в которой
"Скандал" выполняет функцию подготовительной возбуждающей игры, а во
"Фригидной женщине" "Скандал" заменяет половой акт. Таким образом, в игре
"Побей меня, папочка" "Скандал" создает условие для интимных отношений и
является чем-то вроде фетиша, усиливающего возбуждение. А во "Фригидной
женщине" после окончания "Скандала", по существу, исчерпывается и весь
эпизод.
В детском возрасте в игру, аналогичную "Фригидной женщине", играют
некоторые благонравные девочки вроде той, которую Диккенс описал в "Больших
ожиданиях". Она выходит в накрахмаленном платьице и просит мальчика сделать
ей песочный пирожок, после чего насмешливо указывает на его запачканные
руки, одежду и говорит ему о том, какая она вся чистенькая.
*Тезис*: "Ну что, попался, негодяй!"
*Цель*: оправдание.
*Роли*: Хорошая жена, Нечуткий муж.
*Иллюстрации*: 1) "Спасибо за песочный пирожок, грязнуля противный";
2) фригидная женщина,
*Социальная* *парадигма*: Родитель - Ребенок; Родитель: "Я тебе
разрешаю сделать пирожок из песка" ("Поцелуй меня"); Ребенок: "Мне очень
этого хочется"; Родитель: "А теперь посмотри, как ты запачкался".
*Психологическая* *парадигма*: Ребенок - Родитель; Ребенок:
"Посмотрим, сможешь ли ты меня соблазнить"; Родитель: "Готов попробовать,
если ты меня вовремя остановишь"; Ребенок: "Это ты первый начал".
*Ходы*: 1) обольщение - реакция на него; 2) отталкивание - смирение;
3) провокация - реакция на нее; 4) отталкивание - скандал.
"*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое - освобождение от
чувства вины за садистские фантазии; 2) внешнее психологическое - избегает
пугающего обнажения и проникновения; 3) внутреннее социальное - "Скандал";
4) внешнее социальное - "Как поступать с нечистоплотными мальчиками
(мужьями)?"; 5) биологическое
- подавленные сексуальные
обмен агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное - "Я чиста".
4. "Загнанная домохозяйка"
*Тезис*. В эту игру обычно играют перегруженные делами домашние
хозяйки. Они должны быть опытными специалистами в десяти - двенадцати
направлениях, иными словами, должны умело играть десять - двенадцать самых
различных ролей. Время от времени в воскресных приложениях появляются
шутливые списки этих ролей: Любовница, Мать, Нянька, Горничная и т. д.
Поскольку эти роли очень
утомительны и часто
исполнение их в течение многих лет приводит в конце концов к состоянию,
которое мы символически назовем "Колени домохозяйки" (потому что на коленях
укачивают ребенка, скребут пол, колени помогают поднимать тяжести, вести
машину и т. д.). Его симптомы можно выразить короткой фразой: "Я устала".
Если домашней
хозяйке удается установить
если она умеет находить удовлетворение в любви к своим детям и мужу, то ее
многолетняя домашняя служба будет ей не только не в тягость, а даже в
удовольствие. И когда она наконец отправит в колледж своего самого младшего
ребенка, то может почувствовать себя одинокой.
Встречаются женщины, которых, с одной стороны, преследует ее
собственный внутренний Родитель и критически настроенный муж, постоянно
требующий с нее отчета, а с другой - ей не удается найти достаточного