Имидж лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 20:28, контрольная работа

Описание работы

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.

Содержание работы

Введение____________________________________стр.3
Понятие «Лидер»_____________________________стр.5
Психология лидерства_________________________стр.7
Стили лидерства______________________________стр.9
Функции лидера______________________________стр.11
Что такое «имидж»?___________________________стр.16
Формирование имиджа________________________стр.18
Заключение__________________________________стр.23
Литература__________________________________стр.25

Файлы: 1 файл

психология лидерства.docx

— 73.68 Кб (Скачать файл)

Лидер как «козел отпущения». Насколько лидер может быть объектом положительных чувств в случае достижения группой поставленных целей, настолько же он может служить мишенью для агрессии со стороны членов группы в случае неудачи. Когда группа находится в состоянии фрустрации, лидер может оказаться тем замещающим объектом, на который «без разбору все шишки валятся».

Особым случаем является утрата членами группы иллюзий относительно действительных целей или личности. лидера. Поэтому идейные противники так настойчиво ищут факты, компрометирующие лидера враждебной группы.

Безусловно, не все члены группы одинаково воспринимают личность и  поступки лидера. Отметим, что лидер (впрочем, как и все остальные  люди) существует в сознании последователей в рамках их личности, т. е. возможности  восприятия человека человеком ограничиваются личностными данными воспринимающего (социальная перцепция). Кроме того, чем менее доступен лидер, тем больше он предоставляет простора для фантазии последователей в конструировании его (лидера) образа.

Перечисленные функции лидеров  имеют неодинаковое значение применительно  к различным типам групп. Поэтому  трудно выделить среди названных  ролей лидера главные и второстепенные; их значение колеблется в зависимости  от внутренних и внешних факторов, всего того, что мы называем жизнью коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Что такое «имидж»?

Создание имиджа – проблема современности, обусловленная стремительным развитием  высоких технологий, усложнением  сферы управления, переизбытком информации, стремительной сменой событий. Современное  общество погружено в информационную среду, где ведущими являются коммуникационные процессы. Трудно различаются реальность и символическое отображение. Источниками  власти и влияния становятся новые  информационные технологии и средства массовой коммуникации, изменяющие сознание. Имидж является естественным продуктом  обработки больших массивов информации. Имидж становится ярлыком, знаком, символом.

Понятие «имидж» было введено в  научную психологию Гюставом Ле Боном и Уолтером Липпманом. Обычно в самом общем смысле под имиджем понимается образ человека. Понятие «имидж лидера» активно используется в PR, политической и коммерческой рекламе, в современном направлении «имиджеология». В настоящее время существует большое разнообразие в трактовке имиджа. Некоторые исследователи в области PR – такие как Сэм Блэк, Эдвард Бернейз, либо не используют понятие «имидж», либо выступают против. Большинство практиков PR признают значимость имиджа для организации или лидера. В современной психологии делается акцент на необходимость научной разработки имиджа лидера. Имидж лидера как сконструированный образ во многом определяет влияние и эффективность власти. Если не формировать целенаправленно имидж лидера, то он может оказаться непрогнозируемым. Такое положение недопустимо при проведении выборных кампаний. Выделяют следующие ключевые проблемы формирования имиджа:

– психологическое содержание понятия  «имидж»;

– что является составляющими имиджа;

– этические проблемы использования  имиджа;

– технологии построения имиджа.

Имидж лидера – понятие более  широкое и разнообразное, чем  сложившееся понимание этого  слова. Если в обычной речи, произнося  слово имидж,  мы имеем в виду совокупность внешних эффектов –  одежда и внешность человека, то, говоря об имидже лидера, мы добавляем  его внутренние качества, привычки,  поведение и манеру общения с  людьми.

 Стандартный имидж лидера  – это человек в деловом  костюме, достаточно опытный и  взрослый, добившийся успеха в  жизни, занимающий высокий пост, руководящий другими людьми.

 Но это шаблон, сложившийся  на основе имеющейся информации. Мир сегодня меняется очень  быстро, а вместе с ним эволюционирует  имидж лидера. Яркий пример –  Евгений Чичваркин (бывший совладелец Евросети) – он является безусловным лидером, но в костюме вы его практически не увидите. Хоть он и является миллионером, но любит носить рваные джинсы и яркие майки с прикольными надписями.

 Имидж лидера в первую  очередь определяется его внутренними  качествами. К числу таких можно отнести  энергичность и целеустремленность, позитивность, страсть к своей работе,   интуицию, волю, уверенность в себе, способность к психологическому заражению (персональный магнетизм), эмоционально-волевую устойчивость, креативность,  прогностичность и т.д.

 Безусловно, именно внутренние  данные человека определяют его  поведение. А для имиджа лидера  это справедливо вдвойне, так  как лидерство требует специфических  качеств, которые найдутся далеко  не у каждого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Формирование имиджа.

Проблема имиджа связана с обыденным  опытом человека, развитием сознания и самосознания.

С. Л. Рубинштейн, обсуждая проблему общения  людей, отмечал, что человек ориентируется  в поведении других так, как бы «читает другого человека», расшифровывает значение его внешних данных и  раскрывает смысл его поведения. В процессе жизни у каждого  человека вырабатывается определенный, автоматически функционирующий  психологический механизм понимания других людей.

По данным психологических исследований известно, что выбор политической ориентации во все исторические периоды  только меньшинством людей совершается  на основе политической концепции. Для  большинства характерен персонифицированный  выбор. Восприятие и оценка образов  лидеров заменяет работу по осмыслению содержания политической ситуации. Таким  образом, работает только эмоционально-чувственный  уровень восприятия.

В исследованиях Е. Ю. Артемьевой по изучению субъективной картины мира отчетливо продемонстрирована ведущая  роль эмоционально-оценочных свойств  объекта в процессе его восприятия, описан процесс развития смыслов  действий человека. Выделяется момент «первовидения», первого впечатления, когда формируется отношение объекта к субъекту (приятен, опасен) – это аналог индивидуального бессознательного. Личностные смыслы отождествляются с коллективным бессознательным, архетипом по К. Юнгу.

Первое впечатление формируется  на основе восприятия слов (содержания) – 7 %, характерных особенностей голоса – 38 %, внешности и невербальных сигналов – 55 %. Визуальные символы лидируют по эффективности воздействия. Именно эта особенность психологического влияния используется в создании информации «для всех», когда практически  все варианты сообщений пытаются переписать в визуальную форму. Повышение  уровня достоверности имиджа в случае визуальной коммуникации объясняется, исходя из анализа закономерностей  визуального поля. Коды визуальной коммуникации не являются жесткими. Это  позволяет наблюдателю вплетать их в собственный контекст, образ  становится естественным. Имидж, созданный  на основе визуальных сигналов, дольше хранится в памяти, он более действенен.

Используя эти данные, можно достаточно корректно сформировать имиджевые особенности лидера в соответствии с ожиданиями публики.

Составляющие имиджа лидера делятся  на следующие группы характеристик:

1) физические – возраст, пол,  тип конституции, здоровье, расовые  или национальные особенности; 

2) психологические – особенности  характера, протекания психических  процессов, психические состояния;

3) социальные – статус лидера, модели ролевого поведения (эти  характеристики имиджа лидера  достаточно подвижны, так как  зависят от актуальной социальной  ситуации и социальных норм);

4) характеристики имиджа лидера  как символа идеологии, образа  предполагаемого будущего (эти особенности  устойчивы, так как связаны  с культурным архетипом, архетип  «лидера-отца», агрессивный, альтруистичный).

В совокупности они представляют целостный  образ, ассоциируемый с определенной индивидуальностью. Каждая из этих групп  характеристик вносит различный  вклад в формирование личностной власти лидера, в различной степени  поддается конструированию.

Внешние проявления лидерских качеств  связывают с оформлением внешности (одежда, обувь, прическа, косметика), особенностями  внешности (красота или обаяние, физическая сила, здоровье, возраст), речевыми особенностями (экспрессивность, плавность, громкость, легкость речи, правильность грамматических построений, лексические особенности). В особую группу внешних признаков имиджа выделяют невербальные сигналы. Они всегда ситуативны, спонтанны и непроизвольны. Наиболее значимы для «прочтения» мимика, поза, жесты лидера. Максимальную информационную нагрузку несет лицо лидера: рот, брови, лицо в целом, пространственная ориентация головы, направленность взгляда. Важным является расположение лидера в пространстве и дистанция между лидером и публикой. Эти характеристики тесно связаны с культурой конкретного общества. Чаще лидеры располагаются обособленно от публики, вверху или впереди, что свойственно, в частности, европейской культуре. Дистанция и пространственное расположение лидера свидетельствуют об отношении к конкретному человеку. При помощи этих особенностей формируются ритуалы лидерского поведения. Речевые особенности позволяют судить о решительности, уверенности, значимости и доступности лидера. По результатам исследований установлено, что чаще всего лидерами становятся мужчины. Выбор по возрасту зависит от характера политической ситуации в обществе – стабильная или нестабильная. При нестабильной ситуации выбирается, как правило, молодой лидер, что свидетельствует о влиянии на выбор лидерского архетипа: сильный, энергичный, способный повести за собой, деятельный, здоровый. В стабильных обществах имеют шансы быть избранными немолодые лидеры. К числу факторов, обеспечивающих эффективность властного влияния, относят харизму или личное обаяние. М. Вебер описывал харизматических лидеров как одаренных сверхъестественными силами и свойствами. Лебон трактовал харизму, исходя из понятия «обаяние», «магнетическое очарование». Такие лидеры способны внушать свои идеи, чувства, заражать публику собственной энергетикой и эмоциями. Основное оружие харизмы – это сила эмоциональной экспрессии. Появление харизматических лидеров связывают обычно с кризисностью ситуации, которая требует перемен. К основным чертам харизматического лидера исследователи относят высокий энергетический потенциал, уверенность в себе, убежденность в значимости целей и свершений, экспрессивность, внешнюю выразительность, блестящие ораторские данные, красоту, моделирование ролевого поведения.

Существующие разработки имиджа в  основном опираются на конкретную ситуацию, т. е. отраженную ситуацию. Имидж понимается как направленное формирование образа человека, который специально организован  и структурирован. Для этого используются средства массовой коммуникации. Имидж  технологи связывают с обыденным  сознанием. Он выступает как символ в виде зрительных и звуковых сигналов, которые воспринимаются на эмоциональном  уровне, не доходя до уровня логических построений (смыслов). Так имидж становится доступен широким массам, так как  затрагивает низшие этажи психики. Он схематичен и упрощен. При создании имиджа используются лишь отдельные  стороны личности лидера. В области  политической деятельности благодаря  опосредованности общения лидера и  публики гораздо легче создать  требуемый образ.

Полный реалистический образ является идеальным конденсатором времени, многозначным для реципиента явлением, представляет только объективную информацию. Образ наполнен этическим (гуманистическим) и эстетическим (реалистическим) содержанием. Это доказывается исследованиями образов  в публицистике и искусстве.

Для конструирования имиджа используется стереотип, который, как и имидж, является порождением конкретной ситуации. Время существования стереотипа ограничено временем существования  ситуации. Технологи-имиджмейкеры обычно используют стереотип для стимуляции примитивных потребностей людей, вызывая  тем самым упрощенность видения  ситуации. Особенно используют стереотипы ТВ-каналы. Стереотип связан с конкретным представлением о человеке. Лидер идентифицируется как «свой» или «чужой». Эксплуатация стереотипа приводит к стимуляции примитивных форм восприятия: эротизация рекламы, кино, эстрадных шоу.

Имидж и стереотип могут быть эффективны лишь в конкретных ситуациях. Смена ситуации разрушает их, и вдруг обнаруживается, что «король-то гол». Наступает разочарование и отвращение по отношению к лидеру. Такие примеры можно наблюдать после окончания выборной кампании, если лидер не заботится о развитии собственного имиджа, теряет обаяние, а затем и власть. В практике консультирования лидеров разработана система стереотипов:

1) индивидуально-личностные («слабый пол», «настоящий мужчина»);

2) семейный («мужчина – глава  семьи»);

3) производственные («настоящий босс»);

4) социальные, классовые («элита»,  «сильный человек»);

5) государственный (Россия –  великая держава, США – оплот  демократии);

6) национальные («ленивый русский», «педантичный немец», «легкомысленный француз»);

7) формационные (информационное общество, постиндустриальное общество).

Необходимо помнить, что стереотип  и имидж упрощают реальные представления, имеют максимальный социальный результат. При этом обязательным условием является сохранение этического принципа работы с имиджем, несоблюдение которого также  ведет к поражению лидера.

Таблица 1. Формирование имиджа

Итак, имидж – его формирование и использование обладает значительным организационно-политическим, идеологическим, мобилизационным зарядом. На практике выработаны эффективные технологии этого процесса, предполагающие создание группы “имидже делателей”, разработку сценария создания и “продвижения”  имиджа к избирателям.

Целесообразна организация “идентификационной”  рекламы организации, ее лидеров: воссоздание  фрагментов биографии, способствующих формированию имиджа (обыгрывание моральных  качеств – простоты, душевности, скромности, деловых, профессионализма, управленческой культуры, организационных  навыков; показ манеры поведения, общения с молодыми людьми, детьми, рабочими, инвалидами, женщинами, отсутствия закомплексованности и организация “негативной рекламы”, раскрывающей слабые стороны оппонентов, имеющей, по свидетельству западных политологов, долгую жизнь), Важна и выработка тактики “предварительного обезвреживания”, предполагающей опережение соперника по времени обсуждения вопроса, который может быть выбран им как объект атаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Заключение.

Подводя итог можно сделать выводы.

Для формирования имиджа необходимо сформировать модель поведения. Модель поведения - это система, устойчивый комплекс внешних действий, поддерживающих определённый имидж.

Модель поведения непосредственно  зависит от трех факторов:

1. Ожидание окружающих - "Каким хотят видеть окружающие руководителя/сотрудника";

2. От требований организации  (например, официальные требования  транснациональных компаний: прийти  устраиваться на работу в PR-группу  или в отдел финансового анализа);

3. От личных качеств.

Приступая к задаче формирования личного  имиджа, человек должен сформировать собственную модель поведения. Это  предполагает осмысление и конструирование  своих действий, создающих или  поддерживающих у окружающих определённый имидж.

Общие правила:

Информация о работе Имидж лидера