Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 20:28, контрольная работа
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.
Введение____________________________________стр.3
Понятие «Лидер»_____________________________стр.5
Психология лидерства_________________________стр.7
Стили лидерства______________________________стр.9
Функции лидера______________________________стр.11
Что такое «имидж»?___________________________стр.16
Формирование имиджа________________________стр.18
Заключение__________________________________стр.23
Литература__________________________________стр.25
Лидер как «козел отпущения». Насколько лидер может быть объектом положительных чувств в случае достижения группой поставленных целей, настолько же он может служить мишенью для агрессии со стороны членов группы в случае неудачи. Когда группа находится в состоянии фрустрации, лидер может оказаться тем замещающим объектом, на который «без разбору все шишки валятся».
Особым случаем является утрата членами группы иллюзий относительно действительных целей или личности. лидера. Поэтому идейные противники так настойчиво ищут факты, компрометирующие лидера враждебной группы.
Безусловно, не все члены группы
одинаково воспринимают личность и
поступки лидера. Отметим, что лидер
(впрочем, как и все остальные
люди) существует в сознании последователей
в рамках их личности, т. е. возможности
восприятия человека человеком ограничиваются
личностными данными
Перечисленные функции лидеров имеют неодинаковое значение применительно к различным типам групп. Поэтому трудно выделить среди названных ролей лидера главные и второстепенные; их значение колеблется в зависимости от внутренних и внешних факторов, всего того, что мы называем жизнью коллектива.
Создание имиджа – проблема современности,
обусловленная стремительным
Понятие «имидж» было введено в научную психологию Гюставом Ле Боном и Уолтером Липпманом. Обычно в самом общем смысле под имиджем понимается образ человека. Понятие «имидж лидера» активно используется в PR, политической и коммерческой рекламе, в современном направлении «имиджеология». В настоящее время существует большое разнообразие в трактовке имиджа. Некоторые исследователи в области PR – такие как Сэм Блэк, Эдвард Бернейз, либо не используют понятие «имидж», либо выступают против. Большинство практиков PR признают значимость имиджа для организации или лидера. В современной психологии делается акцент на необходимость научной разработки имиджа лидера. Имидж лидера как сконструированный образ во многом определяет влияние и эффективность власти. Если не формировать целенаправленно имидж лидера, то он может оказаться непрогнозируемым. Такое положение недопустимо при проведении выборных кампаний. Выделяют следующие ключевые проблемы формирования имиджа:
– психологическое содержание понятия «имидж»;
– что является составляющими имиджа;
– этические проблемы использования имиджа;
– технологии построения имиджа.
Имидж лидера – понятие более широкое и разнообразное, чем сложившееся понимание этого слова. Если в обычной речи, произнося слово имидж, мы имеем в виду совокупность внешних эффектов – одежда и внешность человека, то, говоря об имидже лидера, мы добавляем его внутренние качества, привычки, поведение и манеру общения с людьми.
Стандартный имидж лидера
– это человек в деловом
костюме, достаточно опытный и
взрослый, добившийся успеха в
жизни, занимающий высокий
Но это шаблон, сложившийся
на основе имеющейся
Имидж лидера в первую
очередь определяется его
Безусловно, именно внутренние
данные человека определяют
7. Формирование имиджа.
Проблема имиджа связана с обыденным опытом человека, развитием сознания и самосознания.
С. Л. Рубинштейн, обсуждая проблему общения людей, отмечал, что человек ориентируется в поведении других так, как бы «читает другого человека», расшифровывает значение его внешних данных и раскрывает смысл его поведения. В процессе жизни у каждого человека вырабатывается определенный, автоматически функционирующий психологический механизм понимания других людей.
По данным психологических исследований известно, что выбор политической ориентации во все исторические периоды только меньшинством людей совершается на основе политической концепции. Для большинства характерен персонифицированный выбор. Восприятие и оценка образов лидеров заменяет работу по осмыслению содержания политической ситуации. Таким образом, работает только эмоционально-чувственный уровень восприятия.
В исследованиях Е. Ю. Артемьевой по
изучению субъективной картины мира
отчетливо продемонстрирована ведущая
роль эмоционально-оценочных
Первое впечатление
Используя эти данные, можно достаточно корректно сформировать имиджевые особенности лидера в соответствии с ожиданиями публики.
Составляющие имиджа лидера делятся на следующие группы характеристик:
1) физические – возраст, пол, тип конституции, здоровье, расовые или национальные особенности;
2) психологические – особенности
характера, протекания
3) социальные – статус лидера,
модели ролевого поведения (
4) характеристики имиджа лидера
как символа идеологии, образа
предполагаемого будущего (эти особенности
устойчивы, так как связаны
с культурным архетипом,
В совокупности они представляют целостный образ, ассоциируемый с определенной индивидуальностью. Каждая из этих групп характеристик вносит различный вклад в формирование личностной власти лидера, в различной степени поддается конструированию.
Внешние проявления лидерских качеств
связывают с оформлением
Существующие разработки имиджа в
основном опираются на конкретную ситуацию,
т. е. отраженную ситуацию. Имидж понимается
как направленное формирование образа
человека, который специально организован
и структурирован. Для этого используются
средства массовой коммуникации. Имидж
технологи связывают с
Полный реалистический образ является
идеальным конденсатором
Для конструирования имиджа используется стереотип, который, как и имидж, является порождением конкретной ситуации. Время существования стереотипа ограничено временем существования ситуации. Технологи-имиджмейкеры обычно используют стереотип для стимуляции примитивных потребностей людей, вызывая тем самым упрощенность видения ситуации. Особенно используют стереотипы ТВ-каналы. Стереотип связан с конкретным представлением о человеке. Лидер идентифицируется как «свой» или «чужой». Эксплуатация стереотипа приводит к стимуляции примитивных форм восприятия: эротизация рекламы, кино, эстрадных шоу.
Имидж и стереотип могут быть эффективны лишь в конкретных ситуациях. Смена ситуации разрушает их, и вдруг обнаруживается, что «король-то гол». Наступает разочарование и отвращение по отношению к лидеру. Такие примеры можно наблюдать после окончания выборной кампании, если лидер не заботится о развитии собственного имиджа, теряет обаяние, а затем и власть. В практике консультирования лидеров разработана система стереотипов:
1) индивидуально-личностные («слабый пол», «настоящий мужчина»);
2) семейный («мужчина – глава семьи»);
3) производственные («настоящий босс»);
4) социальные, классовые («элита», «сильный человек»);
5) государственный (Россия – великая держава, США – оплот демократии);
6) национальные («ленивый русский», «педантичный немец», «легкомысленный француз»);
7) формационные (информационное общество, постиндустриальное общество).
Необходимо помнить, что стереотип и имидж упрощают реальные представления, имеют максимальный социальный результат. При этом обязательным условием является сохранение этического принципа работы с имиджем, несоблюдение которого также ведет к поражению лидера.
Таблица 1. Формирование имиджа
Итак, имидж – его формирование и использование обладает значительным организационно-политическим, идеологическим, мобилизационным зарядом. На практике выработаны эффективные технологии этого процесса, предполагающие создание группы “имидже делателей”, разработку сценария создания и “продвижения” имиджа к избирателям.
Целесообразна организация “
8. Заключение.
Подводя итог можно сделать выводы.
Для формирования имиджа необходимо сформировать модель поведения. Модель поведения - это система, устойчивый комплекс внешних действий, поддерживающих определённый имидж.
Модель поведения
1. Ожидание окружающих - "Каким хотят видеть окружающие руководителя/сотрудника";
2. От требований организации
(например, официальные требования
транснациональных компаний: прийти
устраиваться на работу в PR-
3. От личных качеств.
Приступая к задаче формирования личного имиджа, человек должен сформировать собственную модель поведения. Это предполагает осмысление и конструирование своих действий, создающих или поддерживающих у окружающих определённый имидж.
Общие правила: