Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:56, дипломная работа
В любой конкретный отрезок времени общество имеет конкретную систему ценностей. Образ, который человек демонстрирует в обществе, показывает, насколько эти ценности созвучны его убеждениям. Например, в шестидесятых годах многие люди выбирали для себя образ бунтарей, протестующих против консерватизма пятидесятых. В восьмидесятых модным стал образ хваткого дельца, затем стало модным быть неформалом, исповедующим альтернативные воззрения.
Введение. 3
Основная часть.
Глава 1. Сущность и значение имиджа.
1.1. Понятие об имидже. 5
1.2. Самоимидж. Факторы, влияющие
на формирование имиджа. 6
1.3. Составные части имиджа.
1.3.1. Внешний вид. 9
1.3.2. «Телесный» имидж. 17
1.3.3. Голос и речь. 18
Глава 2. База формирования имиджа руководителя.
2.1. Психологические основы.
2.1.1. Экстраверты и интроверты. 22
2.1.2.Темперамент. 24
2.1.3. Формирование способностей. 29
2.1.4. Типы мышления. 32
2.2. Социально-психологические основы. 40
Этапы формирования руководителя.
2.3. Этические основы.
2.3.1. Понятия этики и этикета. 44
2.3.2. Поведенческий этикет. 44
2.3.3. Речевой этикет. 46
Глава 3. Имидж в практике руководителя.
3.1. Переговоры. 51
3.2. Взаимоотношения руководителя с подчиненными.
3.2.1. Прием на работу. 53
3.2.2. Стили руководства. 56
3.2.3. Распределение полномочий. 60
3.2.4. Применение методов оценки
действий руководителя. 62
3.2.5. Профессиональное обучение
и развитие карьеры. 63
3.3. Организация работы над формированием
имиджа руководителя. 68
Заключение. 72
Литература. 74
Для создания имиджа руководителя
представителям различных темпераментов
приходится прилагать разные усилия.
Возможно, больше всего усилий должен
прилагать представитель
Темперамент изменить невозможно,
но можно замаскировать слабые и
подчеркнуть сильные стороны
личности. В различных видах деятельности
одни и те же стороны личности могут
выступать как в качестве сильных,
так и в качестве слабых. Важно
правильно выбрать профессию, область
деятельности. Большинство людей
делает правильный выбор интуитивно,
руководствуясь природными склонностями.
Если эти склонности недостаточно ярко
выражены, и человек испытывает затруднения
при выборе области деятельности,
для него целесообразно воспользоваться
помощью психолога. Обладатель каждого
из темпераментов может быть полезным
на своем рабочем месте, если при
его выборе он учел свои достоинства
и недостатки. Несмотря на то, что
руководитель должен всегда оставаться
руководителем, области, в которых
осуществляется руководство, могут
существенно отличаться друг от друга.
Например, холерик может успешно
руководить отделом маркетинга, если
грамотно сформирует команду, в которой
будет компетентный аналитик, по темпераменту,
например, флегматик. Такой аналитик
сможет контролировать работу в том
числе и руководителя-холерика, помогая
ему тем самым избежать ошибок,
возникающих из-за его излишней импульсивности.
Руководитель-флегматик может
2.1.3. Развитие способностей.
Под способностями в психологии понимают психологические особенности индивида, обеспечивающие возможность успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Таблица 1.
Развитие черт характера.
№ п/п |
Объединенные фазы характера |
Черты характера |
В чем выражаются черты характера |
1 |
Запечатленная |
Страх/бесстрашие, Воля/бесхарактерность, Инициативность/ безынициативность |
В биологических проявлениях,
в содержательных и динамических
индивидуально-психологических |
2 |
Переносная |
Боязливость/смелость, Веселость/угрюмость, Возбудимость/ заторможенность, Внимательность/ рассеянность |
В психологических особенностях нервно-импульсных сигналов, предназначенных для возбуждения или торможения |
3 |
Надситуативная |
Высокомерность/ естественность, Дерзость/ почтительность, Завистливость/ независтливость |
В постановке избыточных целей по сравнению с исходной задачей |
4 |
Аппетентная |
Настойчивость/ отсутствие настойчивости, Находчивость/ растерянность, Предприимчивость/ пассивность |
При выработке средств и методов достижения наивысших результатов |
5 |
Индивидно-самохромная |
Запечатленность, переносность, надситуативность |
При становлении и развитии индивидных особенностей |
6 |
Саморегулированная |
Самостоятельность/ подчиненность, Самоуверенность, Активность/ пассивность |
Отражает устойчивость деятельности по достижению выбранной цели |
7 |
Самопредъявляемая |
Радушие, Решительность/ нерешительность, Чувство собственного достоинства/ угодливость |
В потребностях выражать свои
желания и впечатления |
8 |
Совместно-регулируемая |
Сдержанность/ разнузданность, Практичность/ непрактичность |
В устойчивости отношений при совместных действиях |
9 |
Социоинтроспективная |
Самостоятельность/ беспомощность, Трудолюбие/ лень, Справедливость/ несправедливость, Уживчивость/ неуживчивость |
В устойчивости оценки социально значимых объектов |
На процесс формирования
самооценки человека и оценки им окружающих
его людей оказывают влияние
так называемые психоинтенсивные и
социоустойчивые способности. Эти
способности важны и для
Таблица 2.
Развитие психоинтенсивных способностей.
№ п/п |
Конкретные психологические характеристики |
В чем выражаются способности |
1 |
Способность к отождествлению знаковых биологических систем разной модальности |
В выражении чувств, напряженности внимания, выражении воли, работе мышления и воображения |
2 |
Способность к образному
переживанию посредством |
В реализации первичных образов в действии и поведении |
3 |
Способность направлять активность сознания на конкретный предмет с целью его познания |
На функциональном уровне настроя на предмет деятельности, способности к широкому выбору мотивов, ориентирующих деятельность личности |
4 |
Способность определять источник внешних воздействий на развитие поведенческих актов, умение адекватно отвечать на изменение социальной ситуации |
В высокой чувствительности
поведенческих актов к |
5 |
Способность улавливать изменения возрастных периодов и реагировать на эти изменения соответствующим образом |
В повышенной чувствительности человека к происходящим с ним событиям |
6 |
Способность направлять волевые
усилия на активизацию внешней |
В способности произвольно регулировать действия и психические состояния, подчиняя их своим сознательным решениям, в способности включать различные внешние и внутренние средства саморазвития |
7 |
Способность к осознанию своей ролевой функции среди окружающих и возможности влияния на других людей |
В стойкости мировоззрения и убеждений, в способности к волевым усилиям в особых ситуациях |
8 |
Способность оценивать свои
психические состояния при |
В способности адекватно воспринимать совместный труд, в адекватном признании успехов других членов группы в совместной работе |
9 |
Способность определять интенсивность усвоения и воспроизводства социального опыта |
В развитии социальной активности, социальной готовности к действиям |
10 |
Способность оценивать систему социальных связей и отношений в целом, представлять социальные ситуации в их последовательном развитии |
В высокой чувствительности
к развитию социальных ситуаций, во
внешней интенсивности |
Таблица 3.
Развитие социоустойчивых способностей
№ п/п |
Конкретные психологические характеристики |
В чем выражаются способности |
1 |
Устойчивые задатки, отражающие природную основу развития способностей |
В сочетании способностей, отражающем их отношения |
2 |
Способность к отражению образов, предметов, сцен и событий, возникающих во вторичных образах, на основе первичных представлений |
В устойчивости психического свойства, лежащего в основе формирования той или иной способности |
3 |
Способность осознания собственных
свойств и состояний под |
В устойчивости качеств, направленных
на поиск путей повышения |
4 |
Устойчивость способности включаться в активный процесс, влияющий на индивидуальные и психологические особенности человека |
В устойчивости типичных способов поведения, в единстве проявления функциональных и операционных компонентов способностей |
5 |
Устойчивость врожденных и приобретенных способностей, образующих систему отношений, обеспечивающих способность индивида к самоизменению |
В развитии индивидуально-психологических особенностей, связанных со знаниями и навыками индивида |
6 |
Способность к достижению устойчивой деятельности, проявляющаяся в быстроте, глубине и прочности овладения приемами деятельности |
В умении управлять своими мотивами и потребностями, в чувстве развития социальной ситуации, в личностных установках, направленных на овладение предметом деятельности |
7 |
Способность к речевой деятельности, к устойчивому воздействию на партнеров по общению, умелое использование речи и языка в процессе общения |
В индивидуально-психологических особенностях словесного воздействия на окружающих, на их представления и воображение |
8 |
Способность к устойчивости
отношений совместной деятельности,
умению включаться в совместный процесс,
связанный с развитием |
В способности устанавливать устойчивые межличностные отношения, быстро осознавать свое отношение к действительности, в способности действовать за границами социальной ситуации и ролевых предписаний |
9 |
Способность к социальной готовности чувствовать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам |
В устойчивости социальных
отношений и высокой |
10 |
Устойчивые способности интеллектуального поведения и умственной деятельности, связанные со стилем, тактикой и стратегией решения проблем |
В способности формировать
и создавать классификационно- |
2.1.4. Стили мышления.
Психологи разделяют людей по стилям мышления. Каждый стиль имеет свои особенности, игнорирование которых может привести к результату, обратному желаемому. Поэтому руководитель в рамках этики деловых отношений должен стремиться найти подход к каждому сотруднику индивидуально.
Под стилем мышления понимается система индивидуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (от системы ценностей и мотивации до характерологических свойств). Стили мышления начинают складываться в детстве и развиваются в течение всей жизни человека.
Несмотря на то, что стиль мышления является открытой, т.е. постоянно пополняющейся системой, эта система обладает относительно постоянным ядром, структурой и избирательностью к внешним воздействиям.
Разные ученые расходятся в определении количества стилей мышления, но оно, как правило, не выходит за пределы десяти. Обычно выделяют пять основных стилей мышления и их комбинации.
Все стили мышления признаются равноценными. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны, но нельзя признать один стиль мышления лучшим, чем другой. Стили мышления не зависят от уровня интеллекта, по крайней мере, в диапазоне интеллектуальной «нормы».
Различия в стилях мышления
между людьми (в т.ч. сотрудниками)
могут оказаться очень
Знания о стилях мышления
значительно снижают
Характеристика стилей мышления.
Синтетический стиль.
Синтез (от греческого «соединение, сочетание, составление») – процесс практического или мысленного построения из различных элементов, частей или сторон объекта единого целого (системы). Синтезировать – это значит не просто составлять из маленьких кусочков целое, а создавать что-то качественно новое и оригинальное из вещей или идей, которые сами по себе подобными качествами не обладают, и даже выглядят резко отличающимися друг от друга, а иногда – совершенно несовместимыми. Синтезаторам нравится комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, позиции и т.д. Их излюбленной формой мышления является спекулятивное (т.е. умозрительное, теоретизирующее) мышление, мысленный эксперимент. Девиз синтезатора – «Что, если…?».
Синтезаторы – всегда интеграторы.
Там, где одни отстаивают «лучшее» решение,
а другие ради достижения консенсуса
заранее готовы пойти на компромисс,
синтезаторы ищут способ «совместить
несовместимое» в новой, творческой
комбинации, следуя формуле «тезис
– антитезис – синтез». Они
пытаются создать по возможности
более широкую и обобщенную концепцию,
позволяющую выработать решение, которое
сняло бы противоречие и тем самым
примирило противоположные
Синтезаторы убеждены, что
люди не в состоянии прийти к согласию
по поводу фактов. Они считают, что
всегда существовали, существуют и
будут существовать среди людей
расхождения во мнениях по поводу
фактов. Поэтому для них не так
важны сами факты, как их интерпретация
или те выводы, которые из них
делаются людьми. При наличии «хорошей»
теории появляется простор для полета
мысли и фантазии и возрастают,
по мнению синтезаторов, шансы найти
среди множества вариантов
Обладатели синтетического
стиля мышления чрезвычайно чувствительны
к противоречиям в рассуждениях
других людей, питают повышенный интерес
к парадоксам и конфликтам идей.
Более того, они нередко заинтересованы
в возникновении таких
Другой особенностью синтезаторов является любовь к переменам. Они склонны видеть мир постоянно меняющимся и одобряют такое видение мира другими людьми. Они не могут выносить застывшие, никогда не изменяющиеся формы и вещи, рутину, жесткую структуру, расхожие, общепринятые идеи и авторитеты. Синтезаторы гордятся своей креативностью (т.е. способностью и склонностью к творчеству в широком смысле слова), чувством нового, остротой взгляда и языка и, часто тайно, одаренностью (не всегда признаваемой другими).
Идеалистический стиль.
Идеалисты (с точки зрения стиля мышления) – это люди, которые, прежде всего, обладают широким взглядом на вещи. Они склонны к интуитивным, глобальным оценкам и не признают детальный анализ проблем с опорой на множество фактов и формальную логику.
Особенностью идеалистов является повышенный интерес к целям, потребностям, мотивам и человеческим ценностям. Они хорошо умеют формулировать цели, причем не только собственные. Любимым вопросом идеалистов является вопрос «Куда и почему мы идем». Они часто размышляют о тех или иных вещах и делах с точки зрения того, какую пользу или вред это может принести конкретным людям или обществу. Идеалисты в большей степени, чем представители других стилей мышления, ориентируются в своих решениях на субъективные и социальные факторы.
Идеалисты сходны с синтезаторами
в том, что не расположены концентрироваться
(тем более, фиксироваться) на точных
цифрах и фактах. Различие между
ними состоит в разных подходах к
разрешению противоречий. Синтезаторы
считают, что надо максимально заострить
противоречие и попытаться затем
найти принципиально новое