Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:56, дипломная работа
В любой конкретный отрезок времени общество имеет конкретную систему ценностей. Образ, который человек демонстрирует в обществе, показывает, насколько эти ценности созвучны его убеждениям. Например, в шестидесятых годах многие люди выбирали для себя образ бунтарей, протестующих против консерватизма пятидесятых. В восьмидесятых модным стал образ хваткого дельца, затем стало модным быть неформалом, исповедующим альтернативные воззрения.
Введение. 3
Основная часть.
Глава 1. Сущность и значение имиджа.
1.1. Понятие об имидже. 5
1.2. Самоимидж. Факторы, влияющие
на формирование имиджа. 6
1.3. Составные части имиджа.
1.3.1. Внешний вид. 9
1.3.2. «Телесный» имидж. 17
1.3.3. Голос и речь. 18
Глава 2. База формирования имиджа руководителя.
2.1. Психологические основы.
2.1.1. Экстраверты и интроверты. 22
2.1.2.Темперамент. 24
2.1.3. Формирование способностей. 29
2.1.4. Типы мышления. 32
2.2. Социально-психологические основы. 40
Этапы формирования руководителя.
2.3. Этические основы.
2.3.1. Понятия этики и этикета. 44
2.3.2. Поведенческий этикет. 44
2.3.3. Речевой этикет. 46
Глава 3. Имидж в практике руководителя.
3.1. Переговоры. 51
3.2. Взаимоотношения руководителя с подчиненными.
3.2.1. Прием на работу. 53
3.2.2. Стили руководства. 56
3.2.3. Распределение полномочий. 60
3.2.4. Применение методов оценки
действий руководителя. 62
3.2.5. Профессиональное обучение
и развитие карьеры. 63
3.3. Организация работы над формированием
имиджа руководителя. 68
Заключение. 72
Литература. 74
- Руководитель должен объяснить сотруднику смысл и цель задачи.
- Крупные и важные задачи следует поручать приказным путем, желательно, в письменном виде.
- Руководитель должен представлять сотруднику возможность дальнейшего профессионального обучения в целях лучшего выполнения порученных последнему ответственных задач. (См. пункт о профессиональном обучении).
- Руководитель должен обеспечить доступ сотрудника к любой необходимой ему информации.
- Руководитель должен избегать вмешательства в рабочий процесс без серьезных причин для того, чтобы не нарушить процесс делегирования полномочий.
- Руководитель должен придать сотруднику уверенность в том, что в случае возникновения затруднений последний может попросить у него совета и поддержки.
- Следует контролировать конечные результаты порученного дела и немедленно извещать сотрудника о результатах контроля.
На Западе считается хорошим тоном, когда начальник готовит себе преемника. В этом случае он безбоязненно болеет, уходит в отпуск и вообще по каким-либо причинам оставляет организацию. Он спокоен, так как управление в руках доверенного лица.
3.2.4 Применение
методов оценки действий
Для определения отношения
руководства, коллег и подчиненных
к деловым качествам и методам
руководства вновь назначенного
руководителя среднего звена можно
воспользоваться методикой
Таблица 7.
Пример применения методики экспертной оценки к конкретному руководителю.
Перечень качеств |
Оценки экспертов |
Средняя оценка по качеству |
Весовой коэффициент |
Средневзвешенная оценка по качеству |
||||||||||||
Выше по должности |
Равных по должности |
Подчиненных |
||||||||||||||
1. Знание технологии производства |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3,50 |
0,5 |
1,75 |
|||||||
2. Знание вопросов хозрасчета и финансирования |
4 |
0 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2,67 |
0,5 |
1,33 |
|||||||
3. Стремление рационализировать производственный процесс |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3,17 |
0,3 |
0,95 |
|||||||
4. Умение решать новые производственные задачи без дополнительных ресурсов |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3,67 |
0,3 |
1,10 |
|||||||
5. Владение методами |
4 |
0 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2,83 |
0,3 |
0,85 |
|||||||
6. Умение располагать к себе людей |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3,17 |
0,3 |
0,95 |
|||||||
7. Уверенность в себе |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3,83 |
0,3 |
1,15 |
|||||||
8. Оказание помощи товарищам по работе |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2,83 |
0,2 |
0,57 |
|||||||
9. Честолюбивые устремления |
5 |
0 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3,17 |
0,2 |
0,63 |
|||||||
Средняя оценка по эксперту |
4,3 |
2,6 |
3,1 |
2,8 |
3,3 |
3,1 |
||||||||||
Итого |
3,20 |
2,9 |
3,20 |
|||||||||||||
Каждый руководитель должен стремиться к тому, чтобы регулярно получать мнение коллектива о своей деятельности. Для формирования имиджа важно знать, что именно нуждается в изменениях. Помочь в этом могут различные методики оценки. В процессе применения подобных методик желательно привлечение специалистов – психологов или представителей отдела кадров. Руководитель не может заниматься анкетированием самостоятельно, так как в этом случае возможна необъективная оценка вследствие опасения работниками возможности каких-либо неблагоприятных для них действий со стороны руководителя.
3.2.5 Профессиональное обучение и развитие карьеры.
Помимо того, что служащие выполняют основные обязанности, они могут работать на компанию дополнительно. Для вовлечения их в дополнительную работу существует несколько способов.
Привлечение сотрудников к участию в управлении компанией выгодно для обеих сторон. Эффективно работающие, добросовестные служащие не рождаются, а создаются. Квалификация служащих может быть повышена хорошим управлением. Напротив, характер и способности хорошего работника можно испортить плохим управлением.
Служащих можно разделить на три категории:
1. Те, кто делает все возможное и самосовершенствуется, читая литературу по специальности и обучаясь на курсах. По оценкам экспертов, таких в каждой компании обычно не более 25%.
2. Сотрудники, выполняющие исключительно свои должностные обязанности. Такие сотрудники не заинтересованы в самосовершенствовании. Повышают квалификацию только по указанию руководства. Их удельный вес в компании составляет около 65%.
3. Сотрудники, выполняющие минимум обязанностей. Испытывают неприязнь к компании и к работе вообще. Обычно составляют около 10% работающих в компании.
Когда служащие понимают, чего хотят, когда они готовы стать квалифицированными работниками, они проявляют активный интерес к своей работе и меньше устают. Усталость чаще всего является следствием апатии и недостатка опыта, нежели затрат энергии. Все люди хорошо выполняют ту работу, которую они умеют делать. Чем выше квалификация и профессионализм работника, тем меньше у него поводов для жалоб на изнурительную работу.
Если для человека работа кажется тяжелой, причины этого могут быть следующими:
1) потеря интереса к работе;
2) недостаточный уровень профессионализма, отсутствие необходимых знаний;
3) недостаточное материальное и моральное стимулирование.
Высокооплачиваемые
Прибыль от денежных средств,
вложенных в повышение
Возрастающее значение профессионального
обучения для организации и значительное
расширение потребностей в нем в
последние тридцать лет привели
к тому, что ведущие компании взяли
на себя обновление квалификации своих
сотрудников. Организация профессионального
обучения стала одной из основных
функций управления персоналом, а
его бюджет – наибольшей (после
заработной платы) статьей расходов
многих компаний. Такие организации,
как Ай-Би-Эм, Моторола, Дженерал Моторз,
американские вооруженные силы ежегодно
тратят миллиарды долларов на профессиональное
развитие и обучение своих сотрудников
и даже создали для этого собственные
постоянно действующие
Профессиональное развитие
представляет собой процесс подготовки
сотрудника к выполнению новых производственных
функций, занятию новых должностей,
решению новых задач. Мероприятиями
по профессиональному развитию персонала
являются семинары по маркетингу для
сотрудников отдела человеческих ресурсов,
посещение школы бизнеса, изучение
иностранных языков и т.д. Организации
создают специальные методы и
системы управления профессиональным
развитием – управление профессиональным
обучением, подготовкой резерва
руководителей, развитием карьеры.
В крупных многонациональных
корпорациях существуют специальные
отделы профессионального развития,
возглавляемые руководителем в
ранге директора или вице-
Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты, капиталовложения в профессиональное образование способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении.
Профессиональное развитие
оказывает положительное
Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием является определение потребностей организации в этой области. Определение потребностей в профессиональном развитии отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела человеческий ресурсов (отдела профессионального развития), самого сотрудника и его руководителя. Каждая сторона привносит свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в процессе профессионального развития.
Планирование и развитие карьеры.
Для одних людей карьера становится результатом реализации детального долгосрочного плана, для других (исследования показывают, что таких большинство) – это набор случайностей. Для успешного развития карьеры недостаточно хорошо продуманного плана. Для продвижения по иерархической лестнице необходимы профессиональные навыки, знания, опыт, настойчивость и определенный элемент везения.
Традиционно получение помощи в развитии карьеры от родственников и знакомых, учебных заведений, различных обществ и даже от государства. В современном мире важнейшим источником поддержки сотрудника в развитии карьеры становится организация, в которой он работает. Современные организации видят в развитии сотрудников один из основополагающих факторов собственного успеха и поэтому заинтересованы в развитии их карьеры.
Планирование карьеры
состоит в определении целей
профессионального развития сотрудника
и путей, ведущих к ее достижению.
Реализация плана развития карьеры
предполагает, с одной стороны, профессиональное
развитие сотрудника, т.е. приобретение
требуемой для занятия желаемой
должности квалификации, а с другой
– последовательное занятие должностей,
опыт работы на которых необходим
для успеха в целевой должности.
Во многих больших организациях есть
стандартные карьерные
Развитием карьеры называют
те действия, которые предпринимает
сотрудник для реализации своего
плана и профессионального
Планирование и управление развитием карьеры требует от работника и от организации (если она поддерживает этот процесс) дополнительных усилий, но в то же время представляет целый ряд преимуществ как самому сотруднику, так и организации, в которой он работает.
Для сотрудника это означает:
- потенциально более высокую степень удовлетворенности работой в организации, предоставляющей ему возможности профессионального роста и повышения уровня жизни;
- более четкое видение личных профессиональных перспектив и возможность планировать другие аспекты собственной жизни;
- возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности;
- повышение конкурентоспособности на рынке труда.
Организация получает следующие преимущества:
- мотивированных и лояльных сотрудников, связывающих свою профессиональную деятельность с данной организацией, что повышает производительность труда и снижает текучесть рабочей силы;
- возможность планировать профессиональное развитие работников и всей организации с учетом личных интересов;
- планы развития карьеры отдельных сотрудников в качестве важного источника определения потребностей в профессиональном обучении;
- группу заинтересованных в профессиональном росте, подготовленных, мотивированных сотрудников для продвижения на ключевые должности.
Планирование и подготовка резерва руководителей.
Должностям высших руководителей уделяется особое внимание. Способность фирмы выявлять и успешно готовить высших руководителей является одним из важнейших факторов успеха в конкурентной борьбе.
Современные организации
создают специальные системы
подбора, развития и перемещения
будущих руководителей и
1) выявление сотрудников организации, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей;
2) подготовка этих сотрудников для работы на руководящей должности;
3) обеспечение плавного замещения освободившейся должности и утверждения в ней нового сотрудника.
Большинство организаций при работе с резервом руководителей выявляют две группы – преемников или дублеров и молодых сотрудников с лидерским потенциалом. Каждая группа имеет свою специфику как с точки зрения отбора, так и с точки зрения развития.
Действия руководителя, направленные на повышение профессионального уровня работников, не только приносят практическю пользу компании, но и существенно улучшают имидж руководителя.
3.3 Организация работы над созданием имиджа.
Работа над созданием имиджа должна начинаться с постановки цели. Часто основная задача человека, принявшего решение о совершенствовании своего имиджа, сводится к решению вопроса, зачем ему это нужно. Цель руководителя может состоять в усилении влияния на подчиненных, улучшении имиджа вверенного ему подразделения или достижения успеха на определенных переговорах. В зависимости от цели принимается решение о методах формирования имиджа.
В мире распространена практика
работы с агентствами или отдельными
специалистами –