Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:56, дипломная работа
В любой конкретный отрезок времени общество имеет конкретную систему ценностей. Образ, который человек демонстрирует в обществе, показывает, насколько эти ценности созвучны его убеждениям. Например, в шестидесятых годах многие люди выбирали для себя образ бунтарей, протестующих против консерватизма пятидесятых. В восьмидесятых модным стал образ хваткого дельца, затем стало модным быть неформалом, исповедующим альтернативные воззрения.
Введение. 3
Основная часть.
Глава 1. Сущность и значение имиджа.
1.1. Понятие об имидже. 5
1.2. Самоимидж. Факторы, влияющие
на формирование имиджа. 6
1.3. Составные части имиджа.
1.3.1. Внешний вид. 9
1.3.2. «Телесный» имидж. 17
1.3.3. Голос и речь. 18
Глава 2. База формирования имиджа руководителя.
2.1. Психологические основы.
2.1.1. Экстраверты и интроверты. 22
2.1.2.Темперамент. 24
2.1.3. Формирование способностей. 29
2.1.4. Типы мышления. 32
2.2. Социально-психологические основы. 40
Этапы формирования руководителя.
2.3. Этические основы.
2.3.1. Понятия этики и этикета. 44
2.3.2. Поведенческий этикет. 44
2.3.3. Речевой этикет. 46
Глава 3. Имидж в практике руководителя.
3.1. Переговоры. 51
3.2. Взаимоотношения руководителя с подчиненными.
3.2.1. Прием на работу. 53
3.2.2. Стили руководства. 56
3.2.3. Распределение полномочий. 60
3.2.4. Применение методов оценки
действий руководителя. 62
3.2.5. Профессиональное обучение
и развитие карьеры. 63
3.3. Организация работы над формированием
имиджа руководителя. 68
Заключение. 72
Литература. 74
Идеалисты легко и без
внутреннего сопротивления
Идеалистам нравится, когда их воспринимают как открытых, заслуживающих доверия, оказывающих поддержку и помогающих другим, т.е. как полезных людей. Они обладают развитым моральным чувством. Их жизненная философия часто сводится к следующему: «Я хороший человек, поступаю правильно и получу за это справедливое вознаграждение».
Обычно идеалисты гордятся своими возвышенными идеалами, высокими нормами морали и поведения и критериями оценки деятельности, хотя и не всегда сознают, насколько в действительности высоки их стандарты. Чтобы удовлетворить их запросы, требуется высокое качество работы и образцовое поведение. Идеалисты нередко разочаровываются в людях, чьи стремления и нормы кажутся им менее возвышенными, чем их собственные. Те, кому, по меркам идеалистов, недостает нравственной чистоты, или те, кто мало заботится о других, не думает об общем благе и не стремится к совершенству, могут вызвать у идеалистов возмущение и даже гнев.
Когда приходится искать решение проблемы, идеалисты незаменимы в тех ситуациях, где трудно четко сформулировать проблему и где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и ценности, т.е. субъективные величины. Если проблема может быть четко сформулирована, структурирована и выражена в математических и логических терминах, а затем решена с помощью алгоритмических действий, идеалисты часто испытывают затруднения.
Прагматический стиль.
Девиз прагматиков можно определить как «Что-нибудь да сработает» и «Годится все, что работает». Основой любой деятельности прагматиков является непосредственный личный опыт.
Прагматики выделяются среди
всех остальных склонностью к
поиску новых способов удовлетворения
своих и чужих потребностей, используя
лишь доступные в данный момент материалы
и информацию. Им не свойственно
запрашивать дополнительные средства
и информацию, ресурсы, а тем более
– резервы. Возможно, они просто
экономят время таким образом. В
решении любых проблем
Другим людям подход прагматиков может показаться поверхностным, беспорядочным, не отвечающим «общепринятым» нормам и вообще неразумным, а сами прагматики – недостаточно последовательными, серьезными, принципиальными и даже лишенными убеждений.
Однако существует убеждение,
которого прагматик твердо придерживается:
события в мире происходят несогласованно
и завися преимущественно от случайных
обстоятельств (благоприятных или
неблагоприятных), а не от желания
человека или даже его способностей.
По его убеждению мир как целое
непредсказуем, практически не поддается
пониманию, а тем более – управлению.
Поэтому прагматик живет
В тенденции поведение
прагматиков менее
Прагматики хорошо чувствуют
конъюнктуру и обладают способностью
улавливать спрос и предложение
в широком смысле этих слов. Они
рады поделиться своими соображениями
с другими, практически всегда готовы
к сотрудничеству, с энтузиазмом
включаются в процесс коллективного
мышления и принятия решений, проявляя
искренний интерес к
Прагматики – довольно гибкие и адаптивные люди как в плане мышления, так и в плане поведения. Обычно они обладают хорошо развитыми навыками общения, способны поставить себя на место другого человека, т.е. не только рационально вывести, но и ощутить практические и гуманитарные (этические, психологические) последствия предлагаемых ими решений. Им не безразлично отношение других людей, они хотят, чтобы их любили, одобряли, или, по крайней мере, принимали их мысли и поведение. Прагматики гордятся своей гибкостью и адаптивностью, так как именно эти качества помогают им завоевать расположение людей.
Аналитический стиль.
Анализ (от греческого – «разложение, расчленение») – операция, прямо противоположная синтезу. Представителей аналитического стиля отличает логическая, методичная, тщательная (с акцентом на детали) и осторожная манера решения проблем. Прежде чем принять решение, они разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации.
Аналитики больше всех других
ориентированы на теорию, но когда
им говорят об этом, они часто
удивляются, не соглашаются, а иногда
– и обижаются. Аналитики, особенно
те, кто прямо не связан с теоретической
работой, видят себя реалистичными,
твердо опирающимися на факты практическими
людьми, какими в определенной степени
и являются. Однако в основе внимания,
которое аналитики уделяют
В целом аналитики хуже других переносят неизвестность, неопределенность, хаос. Они склонны видеть мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым. Даже если такое мировоззрение трудно поддерживать вследствие неблагоприятных обстоятельств, например, беспорядков на улице, нестабильности экономики или напряженной обстановки в семье.
Аналитики ценят знания,
серьезно относятся к обучению и
с самого детства усваивают множество
теорий, которые помогают им объяснять
события и наводить порядок в
окружающей среде. Они уважают авторитеты,
не любят менять свои взгляды и
пристрастия и пытаются регулярно
применять усвоенные
В случае возникновения проблемы аналитик скорее всего будет искать формулу, процедуру, метод или систему, способную дать решение этой проблеме. Вследствие доминирующего интереса к методу он стремится найти «самый лучший способ» решения задачи. Подход аналитика базируется на подробном, увязанном во всех деталях плане и на поиске поддающегося рациональному обоснованию «наилучшего пути».
Реалистический стиль.
Девизом реалистов можно считать высказывание «Факты есть факты». Реалисты – прежде всего эмпирики, а не теоретики. Для них реальным является только то, что можно непосредственно почувствовать: ощутить запах, прикоснуться, лично увидеть или услышать, самому пережить и т.п. В этом они противоположны синтезаторам, которые убеждены, что интерпретация и выводы всегда важнее самих фактов. Реалисты, в отличие от синтезаторов, твердо убеждены в том, что любые два интеллигентных человека, имеющих нормальное зрение, слух и т.д., могут сразу прийти к согласию по поводу совместно наблюдаемых фактов.
Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуации в целях достижения определенного результата. Проблема для реалистов возникает каждый раз, когда они видят, что нечто делается неправильно. Реалисты стремятся исправить положение (не изменить в принципе или заменить полностью).
Реалисты опираются на
факты, ориентированы на объективное,
конкретное и вещественное, проявляют
склонность к методичности и практическим
результатам. Они испытывают антипатию
ко всему субъективному и
Реалисты гордятся своей резкостью, язвительностью, способностью приводить других в смущение.
Учеными проведено исследование
частоты встречаемости
Таблица 4.
Частота наблюдаемости различных стилей мышления.
Стили мышления |
Частота, % | |
США |
Россия | |
Синтетический |
11 |
6 |
Идеалистический |
37 |
42 |
Прагматический |
18 |
11 |
Аналитический |
35 |
46 |
Реалистический |
24 |
29 |
Около 50% людей используют в своей деятельности стратегии преимущественно одного из стилей мышления. Еще 35% имеют так называемый «двугорбый профиль», т.е. с равной частотой пользуются стратегиями двух стилей мышления. Оставшиеся 15% либо не могут определить свой стиль мышления, либо более или менее успешно используют стратегии трех и более стилей.
Существование 50% приверженцев
одного стиля мышления делает актуальной
проблему изучения этого явления
и использования его для
Многие руководители «понимают» это подсознательно. Однако наличие знаний в этой области может существенно повысить эффективность совместной работы.
Изучение стратегий не
свойственных человеку стилей мышления
специалисты сравнивают с изучением
иностранного языка. Чтобы выучить
иностранный язык под давлением
обстоятельств (производственных или
личных), человеку не требуется изменять
систему ценностей или
2.2. Социально-психологические
основы. Этапы формирования
Данный дипломный проект посвящен формированию имиджа руководителя в широком смысле этого слова. За понятием «руководитель» может стоять как наемный управляющий, так и владелец предприятия. Однако вопрос формирования руководителя как личности заслуживает более детального рассмотрения.
Специалисты выделяют несколько стадий формирования руководителей. Возможна следующая классификация:
Рис. Стадии формирования Бизнесмена.
В представлении ученых эти роли различаются между собой так же, как роли аспиранта, научного сотрудника, профессора и академика в науке, их можно рассматривать как этапные ипостаси роли Бизнесмена, которые последовательно должен освоить человек, посвятивший себя бизнесу.
Попробовать себя в предпринимательстве с той или иной долей успеха может каждый человек. Для этого у человека нет необходимости исходно приводить себя в состояние совершенства. Существует несколько основных путей прихода людей в предпринимательство.
1. Под влиянием обстоятельств. В этом случае человек переходит от одного вида деятельности к совершенно другому. (Например: в НИИ не платили зарплату, обстоятельства вынудили сотрудника добывать средства к существованию, он занялся продажей лекарственных средств, используя знакомства).
2. Путь из специалистов в предприниматели. Человек, работающий в качестве наемного специалиста в бизнесе (торговый агент, коммерческий директор и т.д.) постепенно осознает, что полученные знания позволяют ему начать свое дело независимо от «хозяина».
3. «Инкубаторные предприниматели». Этот вариант мало распространен в России, однако достаточно популярен в развитых странах. В рамках государственных программ поддержки развития предпринимательства создаются специализированные центры, «бизнес-инкубаторы», в которых все желающие попробовать себя в этой сфере проходят предварительную подготовку и обучение, пишут бизнес-планы будущих предприятий и, успешно сдав экзамены, начинают свое дело, пользуясь поддержкой государства в виде льготных кредитов, налоговых льгот и т.д.
4. «Предприниматели по традиции». Этот способ предполагает передачу дела по наследству. Будущий бизнесмен исходно знает о предначертанной ему судьбе, живет в атмосфере родительского или родственного бизнеса, с детства усваивает часть опыта и, главное, этику ведения дел. По известным причинам этот способ в России только начинает формироваться.
5. «Предприниматели по природе». Для некоторых людей «дух предпринимательства» является естественной предпосылкой выбора этого пути.