Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:37, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть индивидуально-типологические свойства личности руководителя; качества, обеспечивающие эффективность руководства, профессионально-важные качества.
Цель практической части - с помощью тестов изучить собственные способности, склонности и возможности к профессиональной деятельности, слабые места, составить план по совершенствованию себя.
Введение……………………………………………………………………………4
Теоретическая часть…………………………………………………………………6
Раздел 1.
Индивидуально-психологические особенности личности руководителя……….7
1.1. Портрет современного руководителя………………………………………..7
1.2. Психологические особенности менеджера…………………………………...14
Раздел 2. Способности личности как залог успешной деятельности…………17
2.1. Профессиональные способности менеджера………………………………17
2.2. Характеристика деятельности руководителя………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………….22
Практическая часть………………………………………………………………..23
Тест №1…………………………………………………………………………….24
Тест №2…………………………………………………………………………….30
Вывод по практической части…………………………………………………….34
Источники информации………………………………………………………….35
Содержание
Введение…………………………………………………………
Теоретическая часть…………………………………………………………………
Раздел 1.
Индивидуально-психологические особенности личности руководителя……….7
1.1. Портрет современного руководителя………………………………………..7
1.2. Психологические особенности ме
Раздел 2. Способности личности как залог успешной деятельности…………17
2.1. Профессиональные способности менеджера………………………………17
2.2. Характеристика деятельности руководителя………………………………...19
Вывод по практической части…………………………………………………….34
Источники информации……………………………………………………
Введение
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории. И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения овладели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя, росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой.
Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами. В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Что это за характеристики, каким должен быть портрет современною менеджера, какими качествами должен обладать менеджер, чтобы обеспечить эффективное руководство, и пойдет речь в этой курсовой работе.
Цель курсовой работы - раскрыть индивидуально-типологические свойства личности руководителя; качества, обеспечивающие эффективность руководства, профессионально-важные качества.
Цель практической части - с помощью тестов изучить собственные способности, склонности и возможности к профессиональной деятельности, слабые места, составить план по совершенствованию себя.
Раздел 1. Индивидуально-психологические особенности личности руководителя
1.1. Портрет современного руководителя
Руководитель — это должность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, использовать данную ему власть. Чтобы эффективно управлять организацией, руководитель должен обладать лидерским влиянием, определяемым личными качествами. Однако руководитель не становится лидером только благодаря этим качествам.
Современные научные представления, основанные на исследованиях зарубежных и отечественных ученых-психологов, в обобщенный психологический портрет руководителя включают:
1. биографические характеристики;
2. способности;
3. личностные черты.
Биографические характеристики. Одним из важнейших биографических показателей признается высокий уровень образования руководителей. Например, типичный менеджер в Японии имеет, как правило, университетский диплом по инженерной специальности или по социальным наукам, а иногда два диплома по разным направлениям. Многие российские менеджеры стремятся также получить инженерное и гуманитарное (социально-экономическое, юридическое) образование. Отечественные ученые, занимающиеся психобиографическими исследованиями, употребляют понятие, «психологический возраст».
Исследования возрастных особенностей руководителей, проводимые зарубежными учеными, выявили некоторые закономерности, которые позволяют характеризовать возраст не только как природно-биологическое явление, но и как социальное. Например, в Японии средний возраст президентов компаний составляет 63,5 года; в Америке — 59 лет. Оптимальные сроки вступления на должность менеджера — от 30 до 50 лет и более. Известный в мире менеджер Ли Якокка в 36 лет стал вице-президентом, а затем и президентом автомобильной компании Г. Форда, а 25 лет спустя спас от катастрофы корпорацию «Крайслер». Сам он был против установления возрастного потолка для руководителей в 65 лет. В своей книге «Карьера менеджера» он писал: «Я всегда считал нелепой практику, при которой человека, достигшего 65 лет, мы обязаны независимо от его физического состояния немедленно отправить в отставку. Мы должны полагаться на старших менеджеров. Они обладают опытом. Они обладают мудростью».
Способности. Под способностями понимают устойчивые свойства и качества людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в разнообразных видах деятельности. Человеческие способности имеют биосоциальную природу. Это означает, что формируются они на основе анатомо-физиологических задатков человека, а складываются в процессе его жизни под воздействием различных социальных факторов (прежде всего обучения и воспитания). Способности отличают от задатков.
Задатки — это качества, которые даны (заданы) человеку от рождения либо возникают благодаря естественному развитию организма как биологической системы. Благодаря задаткам у человека могут успешно формироваться и развиваться способности в результате обучения. Задатки (как и способности) могут быть общими и специфическими (специальными).
Общие задатки касаются строения и функционирования организма человека в целом и его отдельных подсистем (нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной).
Специальные задатки соотносятся с работой коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, двигательного и др.) и мотивационного (специфика эмоциональных процессов и потребностей организма). Способности и задатки у разных людей неодинаковы.
Неравенство людей по задаткам и способностям отчасти объясняется их наследственностью, но точными данными о генетических основах индивидуальных различий людей в этом отношении пока наука не располагает. Поэтому фактическое неравенство людей по способностям можно частично обосновать тем, что некоторые люди для развития своих способностей прилагают значимые усилия. И если усилия, труд затрачены на пользу других людей, то они должны быть вознаграждены. Поэтому люди, имеющие высшую квалификацию, образование, должны пользоваться большими привилегиями, иметь лучшие условия жизни, большую заработную плату, иметь работу, требующую большей общественной отдачи.
К особым случаям развития задатков и способностей относятся одаренность, талант и гениальность. Одаренные люди имеют особые природные задатки для развития разных способностей. Талантливый человек вследствие развития у себя каких-либо способностей достигает значимых успехов в выбранной им области деятельности. Гениальный человек благодаря своим способностям добивается выдающихся и признанных успехов в одном или нескольких видах деятельности.
Для изучения способностей человека используют личностные тесты (тесты общего интеллекта; тесты изучения познавательных процессов; тесты индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения; тесты на специфические музыкальные способности; художественно-изобразительные, технические способности и т. д.).
Способности руководителя делятся на общие (интеллект) и специфические (знания, умения, компетентность, информированность и др.). В ходе исследований, проведенных американскими психологами, выяснилось, что наиболее эффективными руководителями являются те, у которых имеются средние показатели интеллекта. Выявлена и такая закономерность: не все те, кто учится отлично, становятся отличными руководителями. Специфические способности руководителя проявляются в его конкретной деятельности. Исследования, проведенные зарубежными учеными-психологами, позволили сделать выводы о том, что работа менеджера носит интенсивный характер. Например, мастер производственного участка на промышленном предприятии совершает в течение рабочего дня не менее 200-270 действий. Они очень разнообразны, часто непродолжительны по времени, относятся к разным направлениям деятельности, носят фрагментарный характер. Проводимые в США наблюдения за работой крупных высокопоставленных менеджеров показали, что около половины всех дел, которые они осуществляли в процессе деятельности, продолжались 9 мин и менее каждое, и лишь одна десятая их часть длилась более часа. Но в целом время выполнения этих дел занимало от 34 до 60% служебного времени руководителя. Основное же время (от 66 до 40%) тратилось на общение за пределами собственной организации (контакты с вышестоящими руководителями, менеджерами других организаций, представителями по деловому партнерству и т. п.).
Следовательно, для эффективного общения менеджеру необходимы высокие коммуникативные способности, хорошая память, внимание, развитый и гибкий ум, хорошо поставленная речь и другие специфические качества и умения.
Совокупность личностно-деловых качеств, присущих руководителям, можно разделить на три группы: профессиональные, личностные и деловые.
Профессиональные качества:
1. компетентность в
соответствующей и смежных
2. постоянное стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;
3. поиск и внедрение новых форм и методов работы с персоналом, помощь окружающим в обучении;
4. умение действовать по плану.
Личностные качества:
1. высокие этические нормы;
2.физическая и психологическая выносливость, умение нейтрализовать последствия стресса;
3. высокая внутренняя и внешняя культура;
4. формула «три Д» — доступность, доброжелательность, добропорядочность;
5. эмпатичность, рефлексивность;
6. визуальная привлекательность.
«Самоактуализирующейся» личности присущи следующие особенности:
1. полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);
2. принятие других и себя («Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);
3. профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;
4. автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;
5. способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;
6. постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
7. различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для достижения цели»);
8. спонтанность, естественность поведения;
9. юмор;
10. саморазвитие, проявление способностей, потенциальныхвозможностей, самоактуализирующееся творчество в работе, любви, жизни;
11. готовность к решению новых проблем, осознанию проблем и трудностей, своего опыта, подлинному пониманию своих возможностей, повышению конгруэнтности.
Деловые качества:
1. умение организовать деятельность и выполнять основные функции управления;
2. здоровое честолюбие, стремление к власти, лидерству, независимости при любых обстоятельствах, завышенный уровень самооценки, активность, напористость в движении к цели, умение отстаивать свои права;
3. коммуникабельность, обаятельность, умение получить кредит доверия, убедить и повести за собой;
4. креативность, инициативность, оперативность в решении задач, умение определить приоритетные направления деятельности, сконцентрироваться на них или легко перестроиться;
5. самообладание, самоконтроль, планирование рабочего времени, управление взаимоотношениями с окружающими;
6. стремление к инновациям,
готовность идти на
Профессиональные и личностные качества, присущие руководителю, мало, чем отличаются от качеств других работников. Однако существуют качества, без которых руководитель не может выступать в роли человековеда-организатора и руководителя социальной структуры. В. М. Шепель определяет их как гражданское и профессиональное мировоззрение.
Гражданское мировоззрение руководителя включает следующие компоненты:
1. признание самоценности человеческой жизни и здоровья, отношение к каждой личности как к индивидуальности;
2. бережное обращение с природой и ее животным миром, активная экологическая деятельность;
Информация о работе Индивидуально-психологические особенности личности руководителя