Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:37, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть индивидуально-типологические свойства личности руководителя; качества, обеспечивающие эффективность руководства, профессионально-важные качества.
Цель практической части - с помощью тестов изучить собственные способности, склонности и возможности к профессиональной деятельности, слабые места, составить план по совершенствованию себя.
Введение……………………………………………………………………………4
Теоретическая часть…………………………………………………………………6
Раздел 1.
Индивидуально-психологические особенности личности руководителя……….7
1.1. Портрет современного руководителя………………………………………..7
1.2. Психологические особенности менеджера…………………………………...14
Раздел 2. Способности личности как залог успешной деятельности…………17
2.1. Профессиональные способности менеджера………………………………17
2.2. Характеристика деятельности руководителя………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………….22
Практическая часть………………………………………………………………..23
Тест №1…………………………………………………………………………….24
Тест №2…………………………………………………………………………….30
Вывод по практической части…………………………………………………….34
Источники информации………………………………………………………….35
д) бизнесменом, интересующимся внешней стороной дела, представляющим организацию, связанным с общественностью (это вызывает необходимость овладения дополнительными знаниями в области экономики, предпринимательства, маркетинга, создания собственного имиджа, презентабельности);
е) исполнителем, хорошим администратором, способным воплотить идею в жизнь (но часто мелочи, рутина «топят» руководителя, отвлекая от главных задач);
ж) обладателем огромной трудоспособности (иногда требуется напряженно работать по 12—16 ч в сутки). Достаточно трудной задачей является постоянное поддержание своей «формы» (физической, интеллектуальной, внешней и т. п.) в хорошем состоянии.
Второй особенностью деятельности руководителя, с точки зрения психологии, является повышенная ответственность за состояние ресурсов (техники, зданий, сооружений; обеспечение производства сырьем и материалами; работа с персоналом и т. д.), а также за результаты деятельности (изношенное оборудование, проблемы со сбытом, неплатежи поставщиков и другие подобные проблемы увеличивают психологическую нагрузку на руководителей).
Третья особенность состоит в том, что работа руководителя всегда является творческой, итогом ее становятся управленческие решения, влияющие на результаты. Но принятие эффективных решений часто осложняется дефицитом средств, недостатком информации по главным проблемам, нехваткой квалифицированных исполнителей.
Четвертой особенностью деятельности руководителя, с психологической точки зрения, является исполнение коммуникативных функций, Поскольку управленческая деятельность связана с общением, постоянной работой с людьми. Знания в области психологии общения необходимы руководителю для эффективного исполнения этих функций.
Пятую особенность деятельности руководителя составляет его высокая общая нервно-психическая напряженность.
Психологические особенности деятельности руководителя позволяют представить некую соответствующую ему психологическую структуру, включающую комплекс характеристик:
1. организаторские способности;
2. коммуникативные качества;
3. нравственно-этические характеристики отношения к другим людям;
4. мотивационные факторы; левую сферу; «практический» интеллект; личный характер;
5. эмоциональную сферу;
6. психодинамические
В заключение следует остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы руководителя.
Ряд из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы руководителя влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.
Отрицательно влияет на результативность работы руководителя отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.
Однако в некоторых случаях эффективность работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные не знают точно своего задания и взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не «завалить» дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.
Тест № 1.
Ответьте на вопросы теста «да» или «нет» и определите уровень развития таких профессиональных способностей менеджера, как коммуникативно-организаторские способности. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов.
Ключ:
Для того чтобы подсчитать свой результат по шкале «Коммуникативные склонности» поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 и за каждый ответ «нет» на вопросы 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. Коэффициент коммуникативности (Кк) определяется отношением баллов к числу вопросов (20). Величина коэффициента от 0,1 до 0,45 соответствует шкальной оценке № 1; от 0,46 до 0,55 — № 2; от 0,56 до 0,65 — № 3; от 0,66 до 0,75 - № 4; от 0,76 до 1,0 - № 5.
Чтобы подсчитать свой результат по шкале «Организаторские склонности», поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 и за каждый ответ «нет» на вопросы 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40. Коэффициент организаторских склонностей (Ко) определяется делением количества баллов на число вопросов (20). Величина коэффициента от 0,20 до 0,55 соответствует шкальной оценке № 1; от 0,56 до 0,65 - № 2; от 0,66 до 0,70 - № 3; от 0,71 до 0,80 - № 4; от 0,81 до 1,0 — N 5.
Ответ на тест №1.
1.Да |
1 |
11.Нет |
1 |
21.Да |
1 |
31.Да |
|
2.Да |
1 |
12.Да |
22.Нет |
32.Нет |
1 | ||
3.Нет |
1 |
13.Да |
1 |
23.Нет |
1 |
33.Нет |
|
4.Нет |
1 |
14.Нет |
24.Нет |
1 |
34.Нет |
||
5.Нет |
15.Нет |
1 |
25.Нет |
35.Да |
|||
6.Нет |
16.Нет |
1 |
26.Нет |
36.Нет |
1 | ||
7.Нет |
1 |
17.Да |
1 |
27.Нет |
1 |
37.Да |
1 |
8.Нет |
1 |
18.Да |
1 |
28.Нет |
1 |
38.Нет |
|
9.Да |
1 |
19.Да |
29.Нет |
39.Нет |
1 | ||
10.Нет |
20.Нет |
1 |
30.Нет |
40.Нет |
1 |
Результат по шкале «Коммуникативные склонности».
Общее количество баллов составляет 13, поделим на 20 и получим коэффициент равный 0.65.
Результат по шкале «Организаторские склонности».
Общее количество баллов составляет 11, поделим на 20 и получим коэффициент равный 0.55.
Характеристика испытуемых по шкальной оценке
№ 1. Характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).
№ 2. КОС присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
№3. Характерен средний уровень проявления КОС. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Такие люди нуждаются в дальнейшей серьезной и планомерной работе по формированию и развитию КОС.
№ 4. Относятся к группе с высоким проявлением КОС. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
№ 5. Обладают высоким уровнем проявления КОС. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Информация о работе Индивидуально-психологические особенности личности руководителя