Индивидуально-психологические особенности личности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть индивидуально-типологические свойства личности руководителя; качества, обеспечивающие эффективность руководства, профессионально-важные качества.
Цель практической части - с помощью тестов изучить собственные способности, склонности и возможности к профессиональной деятельности, слабые места, составить план по совершенствованию себя.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………4
Теоретическая часть…………………………………………………………………6
Раздел 1.
Индивидуально-психологические особенности личности руководителя……….7
1.1. Портрет современного руководителя………………………………………..7
1.2. Психологические особенности менеджера…………………………………...14
Раздел 2. Способности личности как залог успешной деятельности…………17
2.1. Профессиональные способности менеджера………………………………17
2.2. Характеристика деятельности руководителя………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………….22
Практическая часть………………………………………………………………..23
Тест №1…………………………………………………………………………….24
Тест №2…………………………………………………………………………….30
Вывод по практической части…………………………………………………….34
Источники информации………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовой по психологии.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

3. неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыблемость демократических прав и свобод;

4. законопочитание и законопослушание, уважительное отношение к правопорядку;

5. постоянное стремление к овладению научными знаниями, укрепление своих умений в их разумном техническом применении;

6. стремление к самоутверждению, вера в себя и людей, неиссякаемость жизненного оптимизма.

Профессиональное мировоззрение руководителя включает следующие постулаты:

1. личное достоинство  каждого неприкосновенно;

2. постоянно изучать людей, знать их нужды и интересы;

3. главное в общении — завоевать доверие людей;

4. справедливость и совесть в союзе с волей — гаранты человеческой и деловой порядочности;

5. умение раскрывать интеллектуальный  потенциал людей — высший показатель управленческого мастерства;

6. личный пример в непрерывности духовного и профессионального совершенствования — свидетельство ресурсной перспективности руководителя.

 

Черты личности руководителя следует отличать от понятия черты характера личности. Не все черты личности являются чертами характера.

Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении.

Черты характера — это устойчивые особенности Поведения человека, которые стали его свойствами. В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, проявление которых наблюдается постоянно. Их можно предвидеть, ожидать, планировать заранее как реакцию конкретного человека на те или иные ситуации, события и другие проявления среды.

 

Структуру характера составляют четыре группы черт, которые выявляют отношение личности к определенной стороне деятельности:

 

1. К труду (например, трудолюбие, ответственность, организованность, инициативность, настойчивость, добросовестность, склонность  к творчеству;  либо  противоположные — лень,  безответственность, неорганизованность, пассивность, недобросовестность в работе, склонность к рутинной работе);

2. К   другим   людям, коллективу, обществу (например, общительность, доброта, чуткость,  отзывчивость, уважение к людям, коллективизм, альтруизм, вежливость, правдивость. Противоположными чертами характера являются: индивидуализм, жесткость, безразличие, черствость, презрение, грубость, лживость);

3. К самому себе (например, чувство собственного достоинства, степень требовательности, скромность и в то же время гордость (в лучшем понимании этих слов) и связанные с ними самокритичность, самооценка. Противоположные этим черты характера: самомнение   (тщеславие),   самодурство,   заносчивость,   эгоцентризм,   эгоизм, обидчивость);

4. К вещам и деньгам (аккуратность, бережливость, щедрость и, с другой стороны, неряшество, скупость, жадность, расточительство и т. п.).

 

 

Морально-волевые качества личности являются стержнем характера. Человек с сильным характером и волей отличается большой самостоятельностью, решительностью, настойчивостью в достижении поставленных целей. Слабохарактерные люди отличаются, как правило, безволием. Они не могут реализовать всех своих возможностей даже при разнообразии способностей и богатстве знаний.

Понятия «сильный» и «слабый» характер отличаются от понятий «тяжелый» и «легкий» характер. «Тяжелый» характер отличается упрямством, инертностью поведения, косностью, раздражительностью, несдержанностью, злопамятством, большим сомнением. «Легким» считается приветливый, отзывчивый, пластичный, общительный характер. Тем не менее, люди с «легким» характером могут быть легкомысленными, беспринципными, беспечными и т. д. Это говорит о том, что отдельные черты характера при их чрезмерном развитии могут деформировать характер и сделать его акцентуированным.

 

1.2. Психологические  особенности менеджера

 

Управление — это процесс взаимодействия со многими людьми, различающимися личностно, а значит неповторимыми.

Менеджер — профессионально подготовленный руководитель. Однако по эффективности руководства менеджеры различны. Опрос выдающихся менеджеров США, Европы, Японии показал, что в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера, связанных с индивидуальными свойствами личности, являются следующие:

- желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера;

- умение работать с людьми, умение общаться, мыслить, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей;

- гибкость, нестандартность, оригинальность мышления;

- оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере;

- способность предвидеть будущее развитие событий, интуиция;

- высокая профессиональная компетентность, специальная управленческая подготовка.

Специфика психических свойств личности, влияющих на успешность управленческой деятельности, очевидна. Методы и способы решения управленческих задач должны основываться на реальном учете «человеческих ресурсов». Менеджер должен быть не просто общительным человеком, а именно контактным, т.е. уметь устанавливать деловые отношения, быть хорошим оратором и собеседником, что определяется развитостью речевых способностей.

Наиболее подходящими для управленческой деятельности являются люди, обладающие темпераментом сангвиника, холерика или флегматика. Однако и меланхолики также могут быть хорошими менеджерами при развитости определенных черт характера, которые маскируют недостатки темперамента.

Чертами характера, необходимыми для профессии менеджера, являются: доминантность (умение влиять на подчиненных), общительность, самостоятельность, независимость в принятии решений, гуманизм, уверенность, решительность, настойчивость, выдержанность, трудолюбие, дисциплинированность, инициативность, творчество, скромность. В то же время руководитель должен знать, какие черты характера свойственны его подчиненным, и соответственно этому организовывать работу и распределять обязанности.

Психологически грамотный менеджер во взаимоотношениях непременно ориентируется на тип темперамента собеседника (сослуживца или делового партнера), его характерологические особенности.

Кроме того, менеджер должен быть проницательным, что поможет спрогнозировать цели и поступки подчиненного и партнера. Настойчивость и умение закончить начатое дело — неотъемлемые качества личности руководителя.

Обязательное качество, которым должен обладать менеджер, — способность рисковать при условии, что степень риска допустима и базируется на фактах.

Основу психологической структуры личности руководителя составляют его организаторские способности. 

Специалисты школы профессора Л.И. Уманского, занимающиеся проблемами управленческой психологии, выделяют три подструктуры организаторских способностей:

1. Организационная проницательность или «чутье» менеджера,   включающее:

а)   психологическую   избирательность (способность поставить себя на место другого, внимание к тонкостям взаимоотношений);

б) практическую направленность интеллекта (использование психологического состояния коллектива в решении практических задач);

в) психологический такт (т. е. способность соблюдать чувство меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности);

2. Эмоционально-волевая действенность  или гипнотизм  «внушительности», способность воздействовать на других волей и эмоциями. Эта способность складывается из таких факторов, как:

а)  энергичность, способность заряжать подчиненных своим энтузиазмом;

б) требовательность, способность добиваться своего от подчиненных, используя психологически грамотные приемы, адекватные требованиям к подчиненным;

в) критичность, способность обнаружить и оценить отклонения от намеченной цели в деятельности исполнителей.

3. Склонность    к   организаторской    деятельности или готовность к организаторской деятельности, начиная от мотивации и кончая профессиональной подготовленностью, а также самочувствие в процессе организационной деятельности, т. е. «тонус», удовлетворенность и работоспособность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Способности личности как залог успешной деятельности

2.1. Профессиональные способности менеджера

Управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.

В Великобритании, например,  предъявляются следующие квалификационные требования к личности менеджера:

1. Понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных особенностей и стилей работы, овладение способами увеличения эффективности управления;

2. Способность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;

3. Ораторские способности и умение выражать свои мысли;

4. Владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных;

5. Способность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;

6. Способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;

7. Умение оценивать и повышать не только знания, но и практические навыки.

В системе управления США (исследование, проведенное Институтом Гэллапа) выделяют пять основных требований, гарантирующих успех в работе менеджера:

1. здравый смысл;

2. знание дела;

3. уверенность в своих силах;

4. повышение общего уровня развития;

5. способность доводить начатое дело до конца.

В этой связи выделяют ограничения, которые мешают реализации возможностей менеджера (концепция ограничений). Определив области, в которых менеджер не компетентен, можно сосредоточить внимание на развитии и совершенствовании соответствующих способностей.

 

В обобщенном виде требования, предъявляемые к личности менеджера, можно представить в следующем виде:

 

1. умение управлять собой;

2. четкие и ясные личные цели;

3. динамичное личное развитие;

4. способность принимать решения;

5. творчество в работе;

6. способность влиять на людей;

7. понимание специфики управленческого труда;

8. высокие организаторские способности;

9. способность обучать;

10. способность формировать и развивать коллектив.

Таким образом, знание основ психологии помогает перенести интегральный психологический опыт людей на поведение отдельного человека, позволяет успешно решать вопросы в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в менеджменте.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Характеристика деятельности  руководителя

 

Руководство — это умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.

 

Современный руководитель (менеджер) является одновременно:

 

1. управляющим, наделенным властью;

2. лидером, способным вести за собой подчиненных (используя свой авторитет, положительные эмоции, высокий профессионализм);

3. дипломатом, устанавливающим контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающим внутренние и внешние конфликты;

4. воспитателем, обладающим высокими нравственными качествами, способным создать коллектив и направляющим его развитие в нужное русло;

5. инноватором, понимающим роль науки  в современном  мире бизнеса, умеющим оценить и незамедлительно внедрить в производство «ноу-хау», изобретения, рациональные предложения;

6. просто человеком, обладающим глубокими знаниями, неординарными способностями, высоким уровнем культуры, честностью, решительностью характера, сильной волей, но в то же время, рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях.

      Деятельность руководителя характеризуется некоторыми психологическими особенностями. Первой из них является то, что руководитель в соответствии со своими функциями должен выполнять работу, разнообразную по содержанию профессиональной активности, в то время как возможности овладения различными видами деятельности у одного человека ограничены и осложнены противоречиями.

 

 

 

В соответствии с функциями управления руководитель одновременно должен являться:

 

а) организатором, умеющим работать с людьми (при этом он должен заслужить их уважение);

б) генератором идей, направленных на развитие организации во всех отношениях (как правило, слабое место руководителя — болезненное отношение к критике);

в) энтузиастом, полным энергии и воодушевляющим коллектив (однако часто руководители бывают, властолюбивы, поэтому их раздражают те, кто не идет за ними;

г) контролером, аналитиком, способным оценить сделанное, гарантом качества, исполнительным и надежным (но часто груз проблем, информационные перегрузки делают его, угрюмым, стремящимся к минимуму контактов с людьми);

Информация о работе Индивидуально-психологические особенности личности руководителя