Индивидуально-типологические особенности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 10:33, контрольная работа

Описание работы

Биологическое и социальное в структуре личности. Типы акцентуации характера. Свойства и особенности личности, образующие структуру конкретных способностей. Понятие и основные виды темпераментов.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 108.27 Кб (Скачать файл)

                                                            Решение:

Индивидуально-типологические особенности личности.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое  индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее  меру представленности общественных отношений  в индивиде.

Личность  каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических  черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие  человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Биологическое и социальное в структуре личности.

Эндопсихика (биологическое) как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзо психика (социальное) определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может, так или иначе, относится. Эндо психика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность т.д., а экзо психика – систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.

Биологическое, входя в личность человека, становится социальным.

Природные органические стороны и черты  существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально  обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и  другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически  противопоставлены друг другу, как  самостоятельные подструктуры личности.

Итак, признавая роль и природного, биологического, и социального в структуре  индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Структуру личности составляют характер, темперамент  и способности.

Понятие о характере.

В переводе с греческого “характер” – это “чеканка”, “примета”. Действительно, характер – это особые приметы, которые  приобретает человек, живя в обществе.

Характер  – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для  индивида способы поведения.

Становление характера происходит в условиях включения личности в разные по уровню развития социальные группы.

Характер  человека всегда многогранен. В нем  могут быть выделены черты или  стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя  более или менее цельную структуру  характера.

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его  чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота  инициированного им предложения  или поступка), решительности и  самостоятельности (принятие решения  предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно).

Вместе  с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности  и угодливости (по отношению к  сильному), комфортности (не оказаться “белой вороной”), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (во всяком случае, при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности. Однако не всегда человек трусливый может вести себя именно так, он может вести себя даже нагло, вуалируя тем самым свой недостаток, но конечно, выше перечисленные качества будут преобладать.

Среди черт характера некоторые могут  выступать как основные. В жизни  встречаются более цельные характеры  и противоречивые. Среди цельных  характеров можно, по крайней мере, выделить определенные типы.

Характер  человека проявляется:

1. В том, как он относится к  другим людям;

2. Показательно для характера отношение  человека к себе;

3.Характер  обнаруживается в отношении человека  к делу;

4. Характер проявляется в отношении  человека к вещам.

Акцентуация черт характера.

Когда количественная выраженность той или  иной черты характера достигает  предельных величин и оказывается  у крайней границы нормы, возникает  так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.

Акцентуация характера при крайне неблагоприятных  обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но сведение ее к патологии неправомерно.

Выделяются  следующие важнейшие типы акцентуации  характера: Интровертный тип характера, для которого свойственна замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя; экстравертный тип – эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, комфортность; неуправляемый тип – импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.

Основные  особенности неврастенического  типа акцентуации характера –  преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражение против окружающих и жалость к себе самому может  привести к кратковременным вспышкам гнева, однако быстрая истощаемость нервной системы скоро гасит  гнев и способствует умиротворению, раскаянию, слезам.

Для сенситивного типа свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость. Сенситивные подростки избегают включаться в большие и тем более новые компании, не участвуют в шалостях и рискованных предприятиях сверстников, предпочитают играть с маленькими детьми.

Они боятся контрольных работ, зачастую стесняются отвечать перед классом, опасаясь ошибкой вызвать смех или  слишком хорошим ответом зависть  одноклассников. “Чувство собственной  неполноценности делает особенно выраженной реакцию геперкомпенсации (т.е. сверх компенсация – усиленное стремление преодолеть свои недостатки). Они ищут самоутверждения не в стороне от слабого места своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность.

Робкие  и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности, но как только ситуация требует от них смелости и решительности, они тот час же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт, то сразу становится видна их чувствительность и непомерные требования к себе. Если начать им сочувствовать, то они могут даже расплакаться.

Характер  и темперамент.

От  природы человек получает лишь возможности  развития в определенном направлении. Они заключаются в анатомических  и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы  рождающегося ребенка. На этой основе развиваются индивидуальные особенности  человека, в частности его темперамент. Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических  процессов и действий.

К чертам темперамента относятся сила или слабость переживания чувств и желаний, их глубина или поверхностность, устойчивость или изменчивость настроения.

Типы  темперамента:

холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический.

Черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий  общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности.

К холерикам относят энергичных, вспыльчивых, “страстных” людей. Меланхоликами  назывались робкие, нерешительные, грустные; флегматиками – медлительные, спокойные, холодные. К сангвиникам причисляли горячих, подвижных, веселых, живых  людей.

Характер  – во многом результат самовоспитания. Таким образом, характер – прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение  с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.

Понятие о способностях.

Способности – это такие психологические  особенности человека, от которых  зависит успешность приобретения Знаний Умений Навыков, но которые сами к  наличию этих ЗУН не сводятся.

Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к ЗУН  способности человека выступают  как некоторая возможность. Подобно  тому, как брошенное в почву  зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может  вырасти из этого зерна лишь при  условии, что структура, состав и  влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или  не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность  в действительность, зависит от множества  условий.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Способности обнаруживаются не в ЗУН, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и  прочно осуществляется процесс овладения  знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

Свойство  компенсации одних способностей при помощи развития других открывает  неисчерпаемые возможности перед  каждым человеком, раздвигая границы  выбора профессии и совершенствования  в ней.

В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить большие  успехи и достижения.

Самый верный способ определения способностей – это выявление динамики успехов  ребенка в процессе обучения.

Способности представляет собой совокупность психических  качеств, имеющих сложную структуру.

Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые – вспомогательное.

Изучая  конкретно-психологическую характеристику различных способностей, мы можем  выделить общие качества, которые  отвечают требованиям не одной, а  многим видам деятельности, и специальные  качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых  индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дает возможность говорить о  наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных  деятельностей, специальностей, занятий. Эти общие способности или качества не должны противопоставляться специальным способностям или качествам личности.

Общие способности или общие качества личности – вполне конкретные психологические  проявления, к исследованию которых  уже приступили психологи. К числу  таких общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические  качества, характеризующие принадлежность к одному из двух доминирующих типов  людей.

Информация о работе Индивидуально-типологические особенности личности