Индивидуально-типологические особенности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 10:33, контрольная работа

Описание работы

Биологическое и социальное в структуре личности. Типы акцентуации характера. Свойства и особенности личности, образующие структуру конкретных способностей. Понятие и основные виды темпераментов.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 108.27 Кб (Скачать файл)

Для художественного типа свойственна  яркость образов, возникающих в  результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Для мыслительного  типа – преобладание абстракций, логических построений, теоретизирования. Принадлежность человека к художественному типу ни в коей мере не может свидетельствовать  о том, что фатально предназначен для деятельности художника. Очевидно иное – представителю этого типа легче, чем другому, освоить деятельность, которая требует впечатлительности, эмоционального отношения к событиям, образности и живости фантазии. Не случайно, что подавляющее большинство художников имеют более или менее выраженные черты этого типа. Качества мыслительного типа создают условия для наиболее благоприятного развития деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, математическими выражениями и др. Легко понять, какой широкий круг конкретных занятий (математика, философии и т.д.) может требовать именно этих качеств как предпосылок для успешного овладения деятельностью.

Высшую  ступень развития способностей называют талантом. Талант – это сочетание  способностей, дающее человеку возможность  успешно, самостоятельно и оригинально  выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Талант  – это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная  способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень  высокого уровня развития и ярко выражена.

Талант  настолько сложное сочетание  психических качеств личности, что  он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью.

Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность.

Так же есть такое понятие как одаренность, она вовсе не тождественна таланту, она выступает как предпосылка  к возникновению таланта.

В результате изучения ряда одаренных  детей удалось выявить некоторые  существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности.

Особенности личности:

1. Внимательность, собранность, постоянная  готовность к напряженной работе;

2. Готовность к труду перерастает  в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться;

3. Связанна с интеллектуальной  деятельностью: это особенности  мышления, быстрота мыслительных  процессов, систематичность ума,  повышенные возможности анализа  и обобщения, высокая продуктивность  умственной деятельности.

Если  же говорить о специфических различиях  в одаренности, то они обнаруживаются в направленности интересов. Один ребенок  после какого-либо периода исканий  останавливается на математике, другой – на биологии. Дальнейшее развитие способностей каждого из этих детей  происходит в конкретной деятельности, которая не может осуществляться без наличия данных способностей.

Поэтому структура специальной одаренности  включает комплекс приведенных выше качеств личности и дополняется  рядом способностей, отвечающим требованиям  конкретной деятельности. Так, установлено, что математическая одаренность характеризуется наличием специфических способностей, среди которых могут быть выделены следующие: формализованное восприятие математического материала, которое принимает характер быстрого схватывания условий данной задачи и выражение их формальной структуры; способности к выявлению сути задачи; к обобщению математических объектов, отношений и действий и т.д.

Также, кроме таланта и одаренности  существует такое понятие как  мастерство.

Талант  в совокупности его общих и  специальных качеств – это  не более чем возможность творческих успехов, это лишь предпосылка мастерства, но далеко еще не мастерство, для  этого надо много трудиться.

Если  талант – это возможность, то мастерство – это возможность, ставшая действительностью. Подлинное мастерство – это проявление талантливости человека в деятельности. Мастерство раскрывается не только в  сумме соответствующих готовых  умений и навыков, но и в психической  готовности к квалифицированному осуществлению  любых трудовых операций, которые  окажутся необходимыми для творческого  решения возникшей задачи. Способности  не приобретаются человеком в  готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются  в жизни и деятельности.

Не  признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность дифференциальных способностей, заключенных  в строении мозга, которые могут  оказаться условиями успешного  выполнения какой-либо деятельности. Эти  морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов  чувств и движения, которые выступают  в качестве природных предпосылок  развития способностей, называются задатками.

Так, к числу врожденных задатков относится  необычайно тонкое обоняние – особо  высокая чувствительность обонятельного  анализатора. Является ли это какой-либо способностью? Нет.

Задатки многозначны. На основе одних и тех  же задатков могут развиваться различные  способности в зависимости от характера требований, предъявляемых  деятельностью.

Тот факт, что природные предпосылки  способностей – задатки заключены  в особенностях строения и функционирования нервной системы, делает достоверным  предположение, что они, как и  все другие морфологические и  физиологические качества, подчинены  общим генетическим законам.

Серьезная статистика не дает никаких доказательств  наследственности способностей и талантов. Идея наследственности способностей противоречит и научной теории. Можно признать научно установленным, что с момента  появления человека современного типа, т.е. кроманьонца, жившего около ста  тысяч лет назад, развитие человека происходит не путем отбора и наследственной передачи изменений его природной  организации, оно управляется общественно-историческими  законами.

Рассмотрение  соотношения задатков и способностей, показывает, что хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у  разных людей, однако способности не столько дар природы, сколько  продукт человеческой истории.

Какие же можно сделать выводы? Есть основания  считать. Что едва ли не решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли человек  способности к данной деятельности или нет, является методика обучения.

Существенно важный фактор развития способностей человека – устойчивые специальные интересы. Специальный интерес – это интерес к содержанию определенной области человеческой деятельности, который перерастает в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности.

Подмечено, что возникновение интереса к  той или иной трудовой или учебной  деятельности тесно связан с пробуждением способности к ней и служит отправочной точкой для их развития.

                                     Темперамент.

 

 Понятие о темпераменте. Основные виды темпераментов  

 Темперамент (от  лат. temperamentum – соотношение, смешение частей, соразмерность) – комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности – интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности. 
   Темперамент – природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации. 
   Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. И. П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов – сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов (рис. 89). 
   Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (460–377 гг. до н. э.), который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) – у сангвиников, желтой желчи (холэ) – у холериков, слизи (флегмы) – у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) – у меланхолика. 
   Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида: 
   1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность. 
   2. Преимущественную подчиненность поведения внешним впечатлениям (экстраверсия) или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям (интроверсия).

Рис. Типы высшей нервной деятельности и соответствующие им темпераменты.  

3. Пластичность, адаптированность  к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость  или ригидность. 
   4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость. С эмоциональной устойчивостью связаны уровни тревожности и напряженности. 
   В отдельных видах темперамента происходит "смешение" рассмотренных качеств в индивидуальных пропорциях. 
   Как уже отмечалось, различаются четыре основных вида темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. 
   Сангвинический темперамент. И. П. Павлов дает следующую характеристику особенностей сангвинического темперамента: "Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым". 
   Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания. 
   Холерический темперамент. "Холерический тип, – отмечает И. П. Павлов, – это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся. "Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу". 
   Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях; Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности. 
   При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил. 
   Флегматический темперамент. "Флегматик – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни". 
   Реакции флегматика несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения. 
   Меланхолический темперамент. "Меланхолический темперамент, – отмечает И. П. Павлов, – есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное".

Таблица . 
Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека

   

 Меланхолик отличается  повышенной ранимостью, склонностью  к глубоким переживаниям (иногда  даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают,  плохо сдерживаются, внешне отчетливо  выражены. Сильные внешние воздействия  затрудняют его деятельность. Он  интровертирован – занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности, реактивности, быстрой обучаемости, наблюдательности (рис. 90, табл. 14).

Рис. Реакции людей с различными темпераментами в одинаковой ситуации (рисунок X. Бидструпа).

                    Эффективность производства.

  Эффективность производства характеризуется целым  рядом показателей. Одним из них  является рентабельность.

  Рентабельность  — показатель, характеризующий соотношение  прибыли предприятия и затрат на производство продукции за определенный период времени. Рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к затратам. Кроме рентабельности к показателям  эффективности производства относятся:

  показатели  эффективности использования трудовых ресурсов;

  показатели  эффективности использования основных фондов;

  показатели  эффективности использования материальных ресурсов.

  Среди показателей эффективности использования  трудовых ресурсов основным является рентабельность персонала — отношение  полученной предприятием прибыли к  среднегодовой численности промышленно-производственного  персонала. Естественно, чем выше этот показатель, тем выше эффективность  производства.

  К показателям эффективности использования  основных фондов относят фонд рентабельность, фондоотдачу, фондоемкость. Фонд рентабельность — это отношение прибыли от основной деятельности к среднегодовой стоимости основных средств. Фондоотдача (активной части основных фондов) — это отношение стоимости выпущенной продукции к среднегодовой стоимости активной части основных средств (т.е. основных средств, которые непосредственно задействованы в процессе производства). Фондоемкость — это отношение среднегодовой стоимости основных средств к стоимости выпущенной продукции.

Информация о работе Индивидуально-типологические особенности личности