Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:41, лекция
Название интеракционистской ориентации происходит от понятия «интеракция», или «социальное взаимодействие», которое является ключевым для данной ориентации. Ее границы весьма размыты. Наиболее значимым критерием для выделения данной ориентации является ее общий теоретический источник. Этим источником послужили социально-психологические концепции Джорджа Мида.
1) Различие в их подходах к структуре личности. Г. Блумер вслед за Дж. Мидом считает, что личность находится в непрерывном процессе изменения, суть которого составляет неповторимое и непрерывное взаимодействие между импульсивным Я и нормативным Я, постоянный диалог личности с собой, а также интерпретация и оценивание обстановки и поведения других людей.
Социальные установки личности, возникающие в процессе интеракции, не носят стабильного характера именно благодаря вышеуказанным процессам. Следовательно, невозможно однозначно выделить факторы, детерминирующие поведение личности, поэтому поведение личности можно как-то объяснить, но невозможно предсказать.
М. Кун хотя и утверждает, что «индивид не является пассивным существом, автоматически реагирующим на объект в соответствия с тем значением, которое ему придает группа», но в своих концепциях и исследованиях он, по существу, игнорирует воздействие импульсивного Я на поведение личности. М. Кун известен как автор «теории самооценки личности», в которой эта модификация мидовской концепции проявляется особенно явно.
Согласно Куну, если мы знаем референтную группу индивида, мы можем предсказать самооценку личности, если мы знаем самооценку личности, то мы можем предсказать ее поведение».
Кун и его сторонники рассматривают личность как структуру социальных установок, сформировавшихся на основе интернализованных ролей, и придают им решающее значение в детерминации поведения личности. Кун вводит следующее операциональное определение личности: «Операционально сущность личности можно определить... как ответы, которые индивид дает на вопрос «Кто я такой?», обращенный к самому себе, или на вопрос «Кто Вы такой?», обращенный к нему другим лицом»
2) Различие в их подходах к ролевому поведению. Для Блумера и других представителей чикагской школы ролевое поведение, для обозначения которого ими часто используется термин «делание роли», представляет собой поисковый, динамичный, творческий процесс. Такое понимание ролевого поведения логически вытекает из их концепции личности как активного и творческого существа, которое «конструирует» свои действия в зависимости от того, как оно воспринимает, интерпретирует окружающее.
В противоположность чикагской школе Кун, как отмечалось выше, придает решающее значение ролевым факторам. Представители айовской школы предпочитают говорить не о «делании роли», а об «исполнении», «проигрывании» роли или о «принятии роли», фактически исключая спонтанный, творческий элемент из поведения личности. М. Кун утверждает, что индивид «....формирует свои планы поведения в соответствии с исполняемыми ролями и занимаемыми статусами в группах, с которыми он себя идентифицирует, т.е. в его референтных группах».
Критика интеракционистов:
1) за то, что они пытаются дать
представление о механизме
2) что теория символического
интеракционизма как
3) в качестве существенного
Социально-психологический анализ социальной роли имеет большое значение для понимания социального поведения личности. Поэтому данная проблема привлекла внимание многих исследователей, причем не только интеракционистов, но и представителей других ориентации, например неабихевиористакой (Тибо и Келли), когнитивистской (Ньюкома) и др. К концу 60-х годов в американской социальной психологии насчитывалось уже много сотен преимущественно эмпирических, но также и теоретических исследований в данной области.
Такая популярность ролевых исследований объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, проблема роли представляет большие возможности как для теоретических, так главным образом и для эмпирических исследований. Во-вторых, ролевая теория содержит такой подход к исследованию социального поведения личности, который отсутствует в других теоретических ориентациях социальной психологии.
Наибольшей известностью в данной области пользуются работы таких социальных психологов и социологов, занимающихся социально-психологической проблематикой, как Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон, Р. Ромметвейт, Н. Гросс и др.
Современные ролевые теории опираются
на социально-психологические
Дж. Мид применил этот термин,
когда он развивал идею Ч.
Кули о «зеркальном Я» для
объяснения акта
«Подобно тому, как мы видим
в зеркале свое лицо, фигуру
и одежду так и в своем
воображении мы пытаемся
Согласно Дж. Миду, «принятие роли другого», то есть умение посмотреть на себя со стороны глазами партнера по общению, является необходимым условием для успешного осуществления любого акта взаимодействия между людьми. В качестве примера «принятия роли другого» у Дж. Мида фигурировали лишь детские ролевые игры, которые он считал одним из важнейших средств социализации личности.
Понятие «социальная роль» является весьма сложным, так как роль представляет собой функцию разнопорядковых явлений объективного и субъективного характера.
При исследовании социальной роли можно
выделить социологический и социально-
Сложность феномена социальной роли делает чрезвычайно трудным ее определение. Различные авторы в западной социальной психологии подходят к решению этой проблемы по-разному. Так, один из ведущих американских специалистов по вопросам ролевой теории Т. Сарбин предпочитает вообще не давать определения понятию «роль», указывая, что эта метафора удобна для социально-психологического анализа определенных аспектов социального поведения, и ссылается лишь на этимологию слова «роль».
Другие авторы пытаются найти свои определения. Так, например, большой известностью пользуется определение роли, которое было предложено Р. Линтоном. «Роль — это динамический аспект статуса. Индивид в обществе занимает определенный статус, который связан с другими статусами. Когда индивид осуществляет свои права и обязанности, вытекающие из его статуса, он исполняет соответствующую роль».
Э. Гоффмана, который определяет социальную роль как «осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом».
М. Дойч и Р. Краусс отмечают, что ввиду различных подходов к пониманию роли в социальной психологии нецелесообразно пытаться искать всеобъемлющее определение, а достаточно указать те аспекты социального поведения, которые имеются в виду большинством авторов, когда они говорят о роли. Ссылаясь на работы Дж. Тибо и Г. Келли они выделяют следующие аспекты:
1. В первом случае речь идет о представлениях других людей о том, как должен себя вести индивид, занимающий определенное положение;
2. Во втором — о его собственном представлении, как он должен себя вести в том или ином положении;
3. В третьем — о наблюдаемом
поведении индивида, занимающего
определенное положение, во
Как видно, в большинстве случаев роль индивида при ее социально-психологическом рассмотрении связывается с его положением, статусом. При этом статус рассматривается интеракционистами как субъективная категория, то есть «набор» или «организация ролевых ожиданий», которые подразделяются на ожидания-права и ожидания-обязанности индивида при исполнении им той или иной роли.
Выделяется множество
Так, например, Т. Сарбин и В. Аллен
в отдельных случаях
Нет сомнения в том, что социальные
роли более жестко детерминированы,
чем межличностные, поскольку они
непосредственно связаны с
Межличностные роли гораздо более
неопределенны по форме своего выражения
в конкретном поведении именно потому,
что они связаны с
Степень единства и четкости представлений о ролевых требованиях у членов общества в основном зависит от содержания и характера самих ролей, поэтому нельзя абсолютизировать субъективное восприятие роли и отрывать его от содержательных, деятельностных аспектов роли, от ее связи с социальными отношениями. В данном вопросе также находит свое отражение один из методологических принципов интеракционизма — сведение социальных отношений лишь к межличностным.
Классификации ролей:
1) при анализе ролей по признаку
их временного или постоянного
характера классовые роли
2) широко распространено
3) Р. Линтон выделяет роли
активные и латентные. Это
4) Т. Сарбин и В. Аллен классифицируют роли в зависимости от степени интенсивности их исполнения, от степени включенности в роль. Они выделяют семь таких стадий — 1) нулевая, когда индивид лишь числится носителем какой-либо роли, но, по существу, ее не выполняет, 2) «ритуальные роли» — здесь имеются в виду различные роли, в том числе и профессиональные, которые исполняются индивидом полуавтоматически, без заинтересованности. 3) «углубленное исполнение роли», в качестве примера которой приводится успешное вхождение в роль актера, 4) исполнение роли в состоянии гипноза, 5) невроза, 6) экстаза и, наконец, 7) под воздействием веры в сверхестественные силы.
Довольно большое место в
ролевых теориях уделяется
Главный вывод Р. Тернера заключается в том, что эмпатия выполняет положительную функцию для участников взаимодействия в том случае, когда взаимодействующие индивиды добиваются общей цели, и отрицательную, когда они преследуют противоположные цели, как, например, солдаты враждебных армий в ходе боевых действий.
Большое число теоретических и эмпирических работ в области ролевых теорий посвящено анализу факторов, воздействующих на восприятие и выполнение индивидом той или иной роли. При этом выделяются следующие группы факторов: 1) знание роли, то есть представления о правах и обязанностях, связанных с данной ролью; 2) умение выполнять данную роль; 3) интериоризация выполняемой роли, которая непосредственно связывается с ее значимостью для индивида. Исследование этих факторов имеет прямое отношение к изучению ролевого конфликта.