Интеракционистская ориентация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:41, лекция

Описание работы

Название интеракционистской ориентации происходит от понятия «интеракция», или «социальное взаимодействие», которое является ключевым для данной ориентации. Ее границы весьма размыты. Наиболее значимым критерием для выделения данной ориентации является ее общий теоретический источник. Этим источником послужили социально-психологические концепции Джорджа Мида.

Файлы: 1 файл

Лекция Интеракционизм.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Под ролевым конфликтом обычно понимается ситуация, в которой индивид, занимающий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Иначе говоря, ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.

Дж. Джецелс и Е. Куба отмечают разную степень остроты и глубины ролевых конфликтов, которые связаны со следующими двумя факторами. Во-первых, степень различия между ролями по предъявляемым ими требованиям: чем больше общих требований предъявляют две роли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут вызвать. Во-вторых, степень строгости предъявляемых ролями требований: чем строже определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать серьезный ролевой конфликт [105].

В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относят конфликты, вызываемые тем:

1) что индивиду одновременно  приходится исполнять слишком  много различных ролей и поэтому  он не в состоянии отвечать  всем требованиям этих ролей, 

2) либо потому, что для этого  у него нет достаточно времени  и физических возможностей,

3) либо потому, что различные  роли предъявляют ему несовместимые  требования.

В исследованиях межролевого конфликта, вызванного чрезмерным количеством  ролей, которые приходится выполнять  одному лицу, следует отметить работу американского социального психолога У.Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». Он называет «ролевой напряженностью» состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает свою теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности.

По мнению У. Гуда, для этого надо прежде всего освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от: а) значимости данной роли для индивида, б) тех положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей, в) реакции окружающих на отказ от определенных ролей.

Исследования внутриролевого конфликта выявляют противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами. Классическим в данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей.

Результаты исследования показали противоречивость ожиданий-требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и со стороны  студентов колледжа. Если родители ожидали от студенток высоких показателей в учебе, то студенты мужского пола неодобрительно относились к хорошей учебе студенток, так как в этом случае они рассматривали их как своих конкурентов. Для них роль студентки связывалась с ожиданиями весьма средних успехов в учебе.

Т. Ньюком, говоря о многочисленности ролей, которые приходится выполнять одному лицу, отмечает: «Поразительно, как большинству из нас удается выполнять столь много различных ролей при минимуме конфликтов».

Он объясняет это прежде всего тем, что несовместимые роли, заключающие возможность возникновения ролевого конфликта, «не пересекаются», то есть выполняются в разное время и в разных условиях. Однако, вопреки утверждениям Ньюкома ролевые конфликты являются весьма частным явлением. Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией социальной.

Особое место среди представителей ролевых теорий занимает Эрвинг Гоффман (1922 - ?) – известный американский социолог и социальный психолог. С 1968 г. – профессор антропологии и социологии Пенсильванского университета. Он является весьма популярным автором, выдвинувшим концепцию «социальной драматургии». Суть ее заключается в том, что он проводит почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Гоффман рассматривает реальных членов общества как актеров и, пользуясь театральной терминологией, очень подробно исследует «технологию» ролевого поведения, обращая особенно большое внимание на символические формы ролевого поведения.

Для подтверждения своих положений  он в основном использует метод наблюдения. Кроме того, он широко пользуется примерами, взятыми из художественной литературы, из мемуаров, автобиографий, газет и  журналов и даже из личных бесед.

Абстрагируясь от целостных личностных характеристик индивида, Гоффман рассматривает человека лишь как носителя самых различных ролей, заданных извне, не связанных ни между собой, ни с особенностями личности, ни с содержанием осуществляемой им деятельности, ни с объективными социально-историческими условиями. При этом Э. Гоффман исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого с тем, чтобы создать о себе наиболее благоприятное впечатление и добиться наибольшей выгоды от этого взаимодействия.

Сводя весь смысл ролевого поведения, по существу, лишь к созданию определенного  впечатления о себе у партнера по взаимодействию или у «аудитории», Э. Гоффман самым тщательным образом анализирует те факторы ролевого поведения, которые служат этим целям. Он исходит из того, что:

1) для эффективного взаимодействия  партнеры должны иметь информацию  друг о друге. 

2) средствами такой информации служит их внешность, предыдущий опыт взаимодействия с подобными индивидами и то окружение, в котором находится индивид.

3) однако наиболее значимая информация  содержится в словах и делах  партнеров по взаимодействию. Управляя  своими словами и поступками, человек может в определенных рамках создавать нужное ему представление о себе, «имэдж» в глазах партнеров по взаимодействию.

При описании ролевого поведения 3. Гоффман  пользуется в основном понятиями, взятыми  из театрального обихода. Он вводит понятие «фасада» (front) исполнения роли, под которым он понимает стандартные выразительные средства, которые намеренно или непроизвольно используются индивидом во время исполнения роли. Элементами фасада являются: окружение, внешность индивида и манера поведения.

Весьма существенным Э. Гоффман  считает место ролевого взаимодействия индивидов, выделяя «авансцену», где непосредственно происходит это взаимодействие, и «кулисы», где происходит деятельность, имеющая отношение к исполнению роли, но недоступная для глаз аудитории.

Такая характеристика места ролевого поведения необходима Э. Гоффману для  того, чтобы подчеркнуть более  строгое следование требованиям  роли на авансцене (например, в поведении  врача, когда он общается со своим  пациентом) и необязательное их соблюдение «за кулисами» (например, поведение врача вне поля зрения пациента). Весь этот понятийный аппарат используется Э. Гоффманом для описания различных тонкостей «технологии» ролевого поведения индивида при исполнении им самых различных ролей — от социальных до межличностных — в его повседневной жизни.

При этом весь процесс социального  взаимодействия трактуется им как процесс  приспособления личности к ситуации и самомаскировки, а индивид выступает  как носитель многочисленных разрозненных, чуждых его личности ролей либо в качестве марионетки, либо циничного обманщика.

Критика:

1) социальные роли чужды по  своему содержанию человеку и  ему приходится приспосабливаться  к ним, прибегая к самомаскировке  и обману. Однако абсолютизация  этих моментов и превращение их в универсальный принцип человеческого поведения настолько неправомерны, что за это Гоффман подвергается критике и со стороны своих коллег.

2) Его также критикуют за слишком  прямолинейную аналогию между  социальной действительностью и  театральным действием,

3) за нестрогость применяемых  методов исследования.

Подводя итог анализу ролевых теорий в рамках интеракционистской ориентации, необходимо подчеркнуть, что эти теории заслуживают внимания:

- во-первых, потому, что в них  предпринимается попытка дать  социально-психологический анализ такого важного для понимания социального поведения людей феномена, как социальная роль.

- интересен большой эмпирический  материал, собранный на основе  лабораторных и полевых исследований  ролевого поведения, 

- а также попытки классификации ролей и ролевых конфликтов,

- выявления социально-психологических  факторов и механизмов ролевого  поведения. 

3. ТЕОРИИ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ

В работах последователей этих теорий не дается однозначного общепринятого  определения референтной группы, однако абсолютное большинство авторов связывают это понятие с обозначением группы, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ценности и нормы данной группы, которая служит ему своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентаций.

Разработка теорий референтной  группы в западной социальной психологии связывается прежде всего с именами  таких авторов, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон и др.

Социальные психологи увидели  в референтной группе «ключ» к  пониманию процессов формирования социальных установок и самооценок, а социологи — инструмент функционального  анализа социальной структуры.

В основе теорий референтной группы, по существу, лежат идеи У. Джеймса об «эмпирическом социальном Я» и Дж. Мида об «обобщенном» другом, хотя происхождение самого термина не было непосредственным результатом разработки именно этих идей Джеймса и Мида.

Выделяя понятие «социального Я» в структуре личности в отличие от «физического Я» и «духовного Я», Джеймс подчеркивал, что «социальное Я», то есть представление индивида о себе как о социальном существе, формируется в процессе его общения с другими людьми на основе того признания, которое индивид получает от других. «По существу, — писал Джеймс, — человек имеет столько же социальных Я, сколько имеется индивидов, которые признают его и имеют представление о нем... Но поскольку эти индивиды... естественно входят в определенные классы, то мы можем практически утверждать, что человек имеет столько же различных социальных Я, сколько имеется определенных групп лиц, мнение которых для него значимо». Здесь выражена идея референтной группы, хотя и скрыто.

Дж. Мида эта идея связывалась с  уже упоминавшимся понятием «обобщенного» другого. Значение этого «обобщенного другого» определяется, согласно Дж. Миду, тем, что именно через него осуществляется воздействие общества, социального процесса на индивида и его мышление. «Индивид познает себя как такового, — пишет Дж. Мид, — не непосредственно, а лишь косвенно, с отдельных частных точек зрения других членов его группы или с обобщенной точки зрения социальной группы, к которой он принадлежит». Указав на значение группы для входящего в нее индивида как системы обобщенных установок, Дж. Мид не пытался более полно раскрыть и конкретизировать это понятие. Здесь тоже скрыто присутствует идея референтной группы, хотя она выражена в другой форме.

Разработка основных положений  современной теории референтной  группы начинается с 40-х годов XX в. Термин «референтная группа» был введен американским социальным психологом Г. Хайманом в 1942 г. в исследовании представлений личности о собственном статусе по сравнению со статусом других людей. Г. Хайман не дал определения этого понятия. Он просто использовал его для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определении своего статуса.

Позже понятие «референтная группа»  было использовано Т. Ньюкомом в несколько ином значении, а именно для обозначения группы, «к которой индивид причисляет себя психологически» и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении. Т. Ньюком применил понятие референтной группы в исследовании социальных установок студенток Беннингтонского колледжа в 1943 г. В ходе этого исследования Т. Ньюком установил, что социальные установки студенток были различными в зависимости от того, как они относились, положительно или отрицательно, к таким группам, как их консервативные семьи или более либеральное окружение в колледже.

Формирование установок, считает  Т. Ньюком, является «функцией отрицательного или положительного отношения индивида к той или иной группе или группам».

В связи с этим Ньюком выделил позитивные и негативные референтные группы. Под первыми понимаются такие группы, нормы и ориентации которых принимаются индивидом и которые вызывают у индивида стремление быть принятым этими группами. Отрицательной референтной группой считается такая группа, которая вызывает у индивида стремление выступить против нее и членом которой он не хочет себя считать.

Окончательное утверждение понятия  «референтная группа» в западной социальной психологии связано с  работами М. Шерифа и Р. Мертона.

Основные идеи М. Шерифа по этому вопросу выражены в его книге «Основы социальной психологии» [177]. Шериф предложил проводить различие между актуальной группой «членства» и референтной группой, к которой индивид может относить себя психологически, сознательно или бессознательно».

Весьма существенный вклад в  разработку проблемы референтной группы внес американский социолог Роберт Мертон.

В теориях референтной группы пока нет четкой их классификации, однако всеми признается, что в качестве референтной группы могут выступать  самые разнообразные группы: группы членства и внешние группы, реальные и идеальные группы, большие и малые группы и т. д. При этом каждый индивид, как правило, имеет несколько референтных групп, на которые он ориентируется и с которыми сравнивает себя и других по разным проблемам. По мнению Т. Шибутани, у каждого индивида столько же референтных групп, сколько каналов коммуникации , причем сила их воздействия на поведение индивида весьма различна.

Информация о работе Интеракционистская ориентация