Интеракционистская ориентация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:41, лекция

Описание работы

Название интеракционистской ориентации происходит от понятия «интеракция», или «социальное взаимодействие», которое является ключевым для данной ориентации. Ее границы весьма размыты. Наиболее значимым критерием для выделения данной ориентации является ее общий теоретический источник. Этим источником послужили социально-психологические концепции Джорджа Мида.

Файлы: 1 файл

Лекция Интеракционизм.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Г. Келли, обобщив в 1952 г. предыдущие исследования в области теории референтной  группы Г. Хаймана, Т. Ныокома, М. Шерифа и Р. Мертона, справедливо отмечает, что понятием «референтная группа», как правило, обозначаются два вида различных отношений между индивидом и группой, связанных, с одной стороны, с мотивационными, а с другой — с перцептивными процессами.

На этом основании Келли выделяет две функции референтной группы: нормативную и сравнительно-оценочную. Объясняя содержание этих функций, Келли пишет, что первая функция заключается в том, чтобы устанавливать определенные стандарты поведения и заставлять индивидов следовать им.

Эти стандарты поведения обычно называют групповыми кормами, поэтому  он обозначил эту функцию референтной  группы как нормативную. По мнению Келли, группа может выполнять эту функцию, если она в состоянии вознаграждать  за конформность и наказывать за неконформность. Вторая функция референтной группы, по Келли, заключается в том, что она является тем эталоном или отправной точкой для сравнения, с помощью которых индивид может оценивать себя и других, поэтому она и выступает в качестве сравнительно-оценочной функции. Келли отмечает также, что обе функции часто носят интегрированный характер в том смысле, что они могут выполняться одной и той же группой, как группой членства, так и внешней группой, членом которой индивид стремится стать или к которой он причисляет себя психологически.

Р. Мертон попытался выделить те условия, при которых индивид, скорее, выберет  в качестве нормативной референтной  группы не группу членства, а внешнюю  группу. Здесь Р. Мертон выделяет следующие факторы:

1. Если группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам, то в этих условиях они будут склонны выбирать в качестве референтной группы внешнюю, нечленскую группу, которая, на их взгляд, обладает большей престижностью, чем их собственная.

2. Чем больше изолирован индивид  в своей группе, чем ниже его статус в ней, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он выберет внешнюю группу, в которой он рассчитывает занять более высокий статус.

3. Чем больше социальная мобильность  и, следовательно, чем больше  возможностей у индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом.

4. Выбор индивидом той или  иной референтной группы зависит  от его личностных характеристик, однако Р. Мертон не конкретизирует это положение [151]. Другими авторами также пока не выработано какой-либо теории, которая бы пыталась объяснить, какие личностные характеристики индивида предрасполагают его к выбору той или иной референтной группы.

При оценке теорий референтной группы следует отметить, что данные теории обратили внимание на важность процесса самооценки для  поведения личности и на связь  самооценки с принадлежностью к  группе, а также показали большее  влияние ценностей и норм внешних групп на социальные установки и поведение индивида.

Понятие референтной  группы может служить инструментом для изучения социально-психологических  механизмов взаимодействия объективного социального положения личности и ее социальных установок, для выявления некоторых механизмов взаимодействия между мотивацией индивида и социальной структурой.




Информация о работе Интеракционистская ориентация