Интернет-аддикция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление проявлений психологической неадаптивности Интернет-аддиктов к объективным социальным условиям, изучение социально-психологических причин данного феномена и его последствий, как для самого индивида, так и для его ближайшего окружения.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что Интернет-зависимые индивиды являются психологически неадаптивными к объективным социальным условиям, что влечет за собой последствия, оказывающие значительное влияние на дальнейшую жизнедеятельность аддикта, существенно затрудняя его адекватное взаимодействие с окружающими людьми и профессиональное становление.

Файлы: 1 файл

Курсовая 4-й курс.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)
  1. Киберсексуальная аддикция – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятиям киберсексом.
  2. Пристрастие к виртуальным знакомствам и общению опосредованным Интернетом.
  3. Навязчивая потребность в Сети – совершение покупок в интернет-магазинах и участие в виртуальных аукционах, конкурсах лотереях.
  4. Информационная перегрузка – бесконечные путешествия по Сети, беспорядочный поиск информации.
  5. «Гейм-зависимость» – пристрастие к компьютерным играм (стрелялки – Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа StarCraft, квесты).

По Кимберли Янг Интернет-аддикция разделяется на следующие подтипы (данная классификация отличается от предыдущей качественно другими критериями выделения подтипов Интернет-аддикции):

1. аддикция от компьютера, т.е. обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

2. «информационная перегрузка» (навязчивый web-серфинг), т.е. компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных различной информации и сайтов;

3. компульсивное применение Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам,

4. аддикция от «кибер-отношений», т.е. от социальных применений Интернета: от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.

5. Киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом, обсуждению сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях «для взрослых».

Что касается первого подтипа, то многие называют его самостоятельным видом аддикции. Учитывая тот факт, что компьютерная аддикция возникла раньше, многие исследователи причисляют к ней и Интернет-аддикцию, и пристрастие к видеоиграм. Что же касается онлайн-секс-аддикции, или сексуальной активности в Сети, то в настоящее время этот подтип рассматривается отдельно.

II.2. Критерии (симптомы) Интернет-аддикции.

Исследователи, занимавшиеся проблемой Интернет-зависимости, в  своих работах выделяли схожие по смыслу критерии оценки Интернет-аддикции.9

Так Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-аддикции:

1. навязчивое желание проверить e-mail.

2. постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.

3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.

4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Более развернутую систему  критериев приводит Иван Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из следующих10:

1. Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает, если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается. Похожие признаки можно наблюдать у курящих людей, алкоголиков и наркоманов, когда для получения удовольствия необходимо постоянно увеличивать дозировку. В данном случае «дозировкой» является количество времени затраченного на пребывание в виртуальном мире.

И. Голдберг называет данный феномен толерантностью.

2. «Синдром отказа»: проявляется при прекращении или сокращение времени, проводимого в Интернет. Для него характерны определенные симптомы приведенные нами ниже. Два или больше из следующих симптомов развиваются в течение периода времени от нескольких дней до месяца:

А. психомоторное возбуждение;

Б. тревога;

В. навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет;

Г. фантазии или мечты об Интернет;

Д. произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.

 Использование Интернет позволяет избежать симптомов «синдрома отказа».

3. Интернет часто используется в течение большего количества времени или чаще, чем было задумано.

4. Существуют постоянное желание или безуспешные попытки прекратить или начать контролировать использование Интернет.

5. Огромное количество времени тратится на деятельность, связанную с использованием Интернет (покупку книг об Интернет, поиск новых браузеров, поиск провайдеров, организация найденных в Интернет файлов).

6. Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или редуцируются в связи с использованием Интернет.

7. Использование Интернет продолжается, несмотря на знание аддикта об имеющихся периодических или постоянных физических, социальных, профессиональных или психологических проблемах, которые вызываются использованием Интернет (недосыпание, семейные (супружеские) проблемы, опаздывания на назначенные на утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями, или чувство оставленности значимыми другими).

К. Циммерль и Г. Панош, на основе результатов своего исследования также составили список критериев, согласно которым можно идентифицировать патологическую склонность к использованию Интернета11:

  1. Часто возникающее непреодолимое желание войти в Интернет;
  2. Отсутствие контроля (длительное желание находиться в сети) связанное с возникающим от этого чувством вины;
  3. Социально-опасное, эксцентричное поведение в кругу ближайшего окружения (друзья, коллеги, семья);
  4. Слабая работоспособность;
  5. Сокрытие/недооценка приобретенной привычки к Интернет;
  6. Психическая раздражительность, возникающая в случае отсутствия доступа к Интернет, вызванного определенными препятствиями (может проявляться в форме нервозности, повышенной возбудимости и депрессии)
  7. Многочисленные неудачные попытки перебороть себя и возобладать над страстью к Интернету.

Если, по крайней мере, четыре из выше приведенных критериев  наблюдаются во временном интервале, превышающем 6 месяцев, Хашба Б.Г. –  врач-психотерапевт, Филичева К.А. –  психолог консультант считают, что  болезненная зависимость от Интернета становится хронической.

Классификация А.Ю. Нужина похожа на предыдущую12:

  1. Отсутствие контроля над временем взаимодействия с компьютером;
  2. Появление чувства раздражения, гневливости, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером;
  3. Возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе.

Профессор психологии Павел Мутнян основными критериями, определяющими данное заболевание, считает следующие проявления аддикции:

1.  нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;

2. раздражение при  вынужденном отвлечении;

3. неспособность спланировать  окончание сеанса работы или  игры с компьютером;

4. расходование больших  денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера;

5. забывание о домашних  делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

6. пренебрежение собственным  здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

7. злоупотребление кофе  и другими подобными психостимуляторами;

8. готовность удовлетворяться  нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;

9. ощущение эмоционального  подъема во время работы с компьютерами и эмоционального спада, при отсутствии доступа к компьютеру или интернету.

10. обсуждение компьютерной  тематики со всеми мало-мальски  сведущими в этой области людьми.

Доктор М. Орзак выделила психологические и физические критерии зависимости.13

Психологические критерии:

  1. Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.
  2. Невозможность остановиться, увеличение количества времени, проводимого за компьютером.
  3. Пренебрежение семьей и друзьями, ощущения пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером.
  4. Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой.

М. Орзак выделяет еще  и физические критерии, они являются следствием зависимости, так как  возникают из-за длительного сидения  за компьютером и не желания отлучаться от него.

Физические критерии:

      1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
      2. сухость в глазах;
      3. головные боли по типу мигрени;
      4. боли в спине;
      5. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
      6. пренебрежение личной гигиеной;

Таким образом, можно  заключить, что все многообразие критериев Интернет-аддикции, приведенных  выше позволило нам всесторонне  исследовать данную область проблемы и заключить, что данный вид аддикции захватывает всего человека, целиком включая его психическое и физическое здоровье, хотя, безусловно, первичные психологические симптомы являются более многочисленными и серьезными по сравнению с вторичными физическими симптомами.

ГлаваIII. Психологическая неадаптивность Интернет-аддиктов к объективным социальным условиям.

III.1 Исследование К. Янг по изучению Интернет-аддиктов.

Кимберли Янг американский профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде- один из первых исследователей в данной области. Она первой разработала и поместила специальный опросник по выявлению Интернет-аддиктов. В 1994 году она провела исследование с целью выявления Интернет-аддиктов, обозначения их количества среди общей массы людей, выяснению качественной стороны аддикции, а также для сравнения Интернет-аддиктов с индивидами нестрадающими данным видом аддикции, использующих, однако, интернет для тех или иных целей.

Кимберли Янг описывает, свое исследование, отмечая, что Интернет-аддиктами считались те, кто проводил в Интернете в среднем 36 часов в неделю с не академическими или не имеющими отношения к работе целями, что приводило к следующим вредным последствиям: снижению успеваемости (среди студентов), разногласия в парах, ухудшение качества выполняемой работы среди служащих. Индивиды, не являющиеся Интернет-аддиктами использовали Интернет в среднем 8 часов в неделю, и это не приводило ни к каким значительным последствиям.14

В этом исследовании было также установлено, что индивиды, не страдающие данным видом аддикции, пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет — зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высокоинтерактивной среде.

К.Янг приводит результаты, полученные при исследовании Интернет-аддиктов, где показано, что они чаще всего используют чаты (37 %), компьютерные игры (28 %), телеконференции (15 %), E-mail (13 %), WWW (7 %), информационные протоколы (2%). То есть, информационные протоколы являются причинами наименее часто порождающими Интернет-аддикцию. А интерактивные аспекты Интернет наоборот являются самыми частыми причинами Интернет-аддикции. Относительно того, что делает данные аспекты Интернета наиболее привлекательными, по данным К. Янг, 86 % Интернет-аддиктов назвали анонимность, 63% — доступность, 58 % — безопасность и 37 % — простоту использования.

С помощью контент-анализа, в данном исследовании, были выявлены 3 главных области подкрепления, присущие интерактивным аспектам Интернет. По данным Янг, Интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате, компьютерной игре, или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности «творения персоны», вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих. Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа «Я» за счет позитивной социальной идентичности.

В других исследованиях  Интернет-аддикции было установлено, что  Интернет-аддикты часто «предвкушают» свой выход в Интернет, чувствуют нервозность, находясь off-line, врут относительно времени пребывания в Интернете, и чувствуют, что Интернет порождает проблемы в работе, финансах и социальные проблемы. Было также установлено, что студенты страдают от академической неуспеваемости и ухудшения отношений, и что это напрямую связано с неконтролируемым ими использованием Интернет.

Информация о работе Интернет-аддикция