Интернет-аддикция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление проявлений психологической неадаптивности Интернет-аддиктов к объективным социальным условиям, изучение социально-психологических причин данного феномена и его последствий, как для самого индивида, так и для его ближайшего окружения.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что Интернет-зависимые индивиды являются психологически неадаптивными к объективным социальным условиям, что влечет за собой последствия, оказывающие значительное влияние на дальнейшую жизнедеятельность аддикта, существенно затрудняя его адекватное взаимодействие с окружающими людьми и профессиональное становление.

Файлы: 1 файл

Курсовая 4-й курс.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

В Лаборатории труда Института психологии РАН исследовали стресс у пользователей ЭВМ, основное внимание уделяя неблагоприятным реакциям человека в процессе компьютеризированной деятельности. Ими отмечены значительные физиологические изменения у пользователей ЭВМ: КГР, ЧСС, АД (кожно-гальваническая реакция, частота сердечных сокращений, артериальное давление), появление многочисленных жалоб на беспокойство, раздражительность, нервозность, снижение настроения, повышенную утомленность, нарушение сна. Зрительное, мышечное, умственное утомление.26

Если доминирующей чертой личности испытуемых является высокая тревожность, то отсутствие уверенности в себе и высокая чувствительность к неудачам обуславливает их низкую активность в жизни и стремление избегать ситуаций, способных нанести ущерб самооценке. Вынужденно оказавшись в ситуации утраты контроля, они склонны реагировать ростом внутренней напряженности, которая не позволяет разрешать эти ситуации оптимальным образом.

Ц.П. Короленко, Т.Б. Дмитриева выделяют акцентуации наиболее распространенные среди Интернет-аддиктов - это неустойчивый и шизоидный типы, другие типы реже.27

Кроме того, по данным исследований, Интернет-аддикция формируется в зависимости от  интересов индивида. У людей с техническим складом ума возникает компьютерная или же Интернет-аддикция, у гуманитариев - игровые аддикции, страсть к книгам или коллекционированию, заработку или трате денег и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГлаваIV. Эмпирическое исследование соотношения нормы и отклонения28  в общей выборке.

§1. Описание эмпирической базы и психодиагностических методов исследования.

1.1 Эмпирическая база исследования:

Психодиагностическое  исследование проводилось в 2006 году. В исследовании было опрошено 52 респондента: из них 40 человек из средней общеобразовательной школы №1179 (10А и 11А классы) Южного административного округа города Москвы, 12 человек - активные пользователи сети Интернет. Психодиагностическое тестирование этих 12 респондентов проводились путем рассылки тестов-опросников посредством электронной почты. Участие всех респондентов в тестировании было добровольным.

1.2 Психодиагностические методы исследования.

 Для выполнения поставленных задач мы использовали следующие психодиагностические методики:

А. Тест-опросник для выявления Интернет-аддиктов. Автор – американская исследовательница-психолог Кимберли Янг. Опросник представляет собой 10 вопросов, направленных на выявление Интернет-аддикции. При четырех положительных ответах испытуемого на вопросы, приведенные в данном опроснике, индивида можно считать Интернет-аддиктом. Методика К. Янг выявляет Интернет-аддиктов, позволяя быстро вычленить их из общей массы испытуемых за счет небольшого количества точно поставленных вопросов. Полностью опросник приведен в приложении №1.

Б. Тест-опросник для выявления Интернет-аддиктов. Автор российский исследователь-психолог С.А. Кулаков. Данный тест-опросник представляет собой 20 вопросов направленных на выявление Интернет-аддикции. Методика С.А. Кулакова составлена автором более подробно, чем ранее описанный опросник К. Янг, и позволяет подтвердить/опровергнуть результаты, полученные с помощью опросника, а также дополнить их более конкретной, детальной информацией. При 50-ти баллах по данному тесту, индивида можно считать Интернет-аддиктом. Полный текст методики приведен нами в приложении №1.

Вопросы психодиагностического  теста-опросника С.А. Кулакова направлены на выявление количественных и качественных показателей Интернет-аддикции. А именно, выясняется количество времени, посвящаемого индивидом интернету, количество времени уделяемого индивидом занятиям другого рода (например, хобби, взаимоотношения (общение) с близкими людьми). Вопросы данного теста направлены также на выявление эффективности и продуктивности работы (деятельности) вследствие использования Интернета, на анализ взаимоотношений испытуемого с близкими людьми, а также на выяснение их отношения к увлечению данного индивида Интернетом.

Описанные тестовые психодиагностические методики являются содержательно взаимодополняющими.

Таким образом, обе тестовые методики позволили нам достичь практической цели данного исследования, а именно, - выявить и изучить Интернет-аддиктов в общей выборке испытуемых.

§ 2. Ход проведения эмпирического исследования и его  результаты.

Ход исследования (психодиагностический этап).

Нами были подготовлены бланки для проведения психодиагностического тестирования респондентов с целью выявления Интернет-аддиктов в общей выборке испытуемых. Исследование проводилось нами  21 декабря 2006-го года (в светлое время суток, в первой половине дня) в средней общеобразовательной школе №1179 ЮАО г. Москвы.

 В ходе исследования  нами было опрошено и протестировано 40 человек - два класса указанной выше школы (10А и 11А). Проведение психодиагностического исследования в обоих классах в сумме заняло 45 минут, включая инструкцию.

Так же, данные методики были высланы нами 12-ти активным пользователям сети Интернет по электронной почте, по предварительной договоренности с ними о прохождении данного тестирования в период с 13 сентября по 15 сентября 2006-го года. Ответы этих испытуемых на данные методики были получены нами также по электронной почте в период с 18 сентября по 17 декабря 2006-го года.

2.2 Результаты эмпирического исследования.

В ходе проведенного исследования, после обработки  полученных на первом этапе психодиагностических данных,  нами были выявлены следующие результаты. Из общей выборки испытуемых (52 человека) 14 человек составляют группу Интернет-аддиктов,- результаты, показанные оставшимися 38-ю испытуемыми, соответствуют понятию нормы. Таким образом, в данной выборке, количество Интернет-аддиктов составляет 27%, а количество индивидуумов, не набравших «необходимого» количества баллов по данным методикам - 73%. Полученные результаты отражены на круговых диаграммах №1 и №2, представленных ниже.

Диаграмма №1. «Соотношение нормы и отклонения (Интернет-аддикции) в данной выборке респондентов».

 


Диаграмма №2. «Соотношение нормы, отклонения (Интернет-аддикции)  и группы риска в данной выборке респондентов».

В целом, психодиагностическое исследование показало, что помимо соотношения нормы и отклонения при исследовании Интернет-аддикции, можно также выделить и личностей находящихся в пограничном состоянии. В нашей выборке это четыре человека, то есть 8% от всей выборки. Это индивидуумы, имеющие пограничные психодиагностические значения по нашим методикам относительно проявлений Интернет-аддикции. О них можно говорить как о группе риска.

Таким образом, из проведенного нами эмпирического психодиагностического исследования можно сделать следующие основные выводы:

    1. На выборку в 52 человека приходиться 14 Интернет-аддиктов, что составляет 27%. Не смотря на то, что в целом выборка является не очень многочисленной,- такой результат можно считать серьезным и крайне важным, так как в других исследованиях данного феномена, проведенных ранее и изученных нами, количество Интернет-аддиктов составляло 5 – 15% от общего количества выборки респондентов. Мы же в своем исследовании получили гораздо большее число Интернет-аддиктов (27%). Отметим, что результатом подобного расхождения может быть различное количество респондентов, принявших участие в исследованиях, их возрастные различия или же стремительный рост численности Интернет-аддиктов за последнее время.
    2. Кроме самих Интернет-аддиктов, мы можем говорить о группе риска - это люди находящиеся на грани нормы, а, следовательно, на них также необходимо обращать внимание при исследовании данной проблематики, так как в самое ближайшее время они могут переступить грань между группой риска и реальным отклонением и пополнить группу Интернет-аддиктов.
    3. Суммарное количество Интернет-аддиктов и группы риска из всего количества респондентов составляет 35%, что является довольно-таки угрожающей численностью для современного общества. Таким образом, Интернет-аддикция может стать зависимостью XXI века, особенно, если учитывать ее стремительный рост на современном этапе. В нашей стране Интернет-аддикция является относительно новым видом зависимости, но, при подобных результатах,  мы вполне можем, к сожалению, «нагнать» западные страны, где Интернет-аддикция является более известным и изученным феноменом, в самое ближайшее время.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Психологические исследования Интернет-аддикции начались совсем недавно. Заметны разногласия в определении  самого понятия Интернет-аддикции и  отличии этого феномена от других человеческих увлечений. В настоящее  время происходит активное накопление данных, изучение психологических и собственно клинических особенностей данного феномена, формулирование практических рекомендаций по терапии Интернет-аддиктов, а также выработка контрдоводов теми, кто не склонен признавать аддикцию от Интернета явной патологией. Если Интернет-аддикцию понимать как крайность в сфере коммуникативных применений Интернета, то надо признать, что такого рода крайность способствует негативным личностным трансформациям.

  Немногочисленные и разрозненные исследовательские данные, имеющиеся в настоящее время, позволяют судить о неоднозначности и разнообразии влияния, оказываемого информационными технологиями на личность. Данная курсовая работа дает основания полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий деятельности Интернет и многочисленные сетевые услуги могут быть использованы для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют.

Анализ различных форм общения в Интернете позволяет  сделать вывод о том, что Интернет благодаря его особенностям является удобным средством для изучения идентичности. 
В качестве таких особенностей различные авторы выделяют анонимность, доступность, невидимость, множественность, безопасность, простоту использования. 
          Благодаря этому восприятие человека человеком становится отделенным от базовых категорий социального познания, которые выражены во внешнем облике, таких, как пол, раса, возраст и принадлежность к определенному социальному слою. Это порождает два ряда феноменов: во-первых, в Интернет становится возможным конструирование виртуальных личностей; во-вторых, благодаря отличиям реального общения от виртуального становится возможной Интернет-аддикцию. То, какими характеристиками обладает идентичность общающихся в Интернете людей, как она соотносится с их виртуальной идентичностью, каковы причины «игр с идентичностью» и Интернет - аддикции, нуждается в дальнейшем изучении.

Интернет сам по себе - нейтральное средство, изначально предназначавшееся для научно-исследовательских  и военных целей. Сейчас дискуссия о вреде Интернета достаточно серьезна. Рассмотрение глобальной Сети с этой точки зрения является новым феноменом, который почти не изучен.

Для того, чтобы остановить или хотя бы затормозить развитие данного вида аддикции надо сделать информацию о ее существовании общедоступной определить и четко зафиксировать критерии оценки данной аддикции. Определением критериев в своих исследованиях занимались многие ученые, теории которых мы привили и исследовали в данной курсовой работе.

От практикующих психиатров все чаще поступают данные об увеличении количества пациентов, основные жалобы которых связаны с влиянием Интернета. На Западе детская компьютерная зависимость по своим масштабам уже приравнивается к алкоголизму и наркомании. В августе 1999 года примерно 83 миллиона американцев были подключены к Интернету, и это число неуклонно растет. В 2000 году оно должно вырасти еще примерно на 12 миллионов. Вместе с все большей популяризацией Интернета должно увеличиться количество больных, что может оказаться серьезной проблемой для людей, тогда как о методах лечения и о природе болезни известно очень мало. Вопросы поддержки и развития интернет-технологий, ранее рассматриваемые только в контексте утилитарного использования Сети, должны быть рассмотрены в отношении психического здоровья населения.          Необходимо разработать предохранительные программы, центры восстановления и группы поддержки. Новые области исследований должны включать в себя развитие стандартных диагностических инструментов для определения Интернет-аддиктов и оценки их состояния, чтобы в будущем понять роль связи и влияния Интернета на другие установившиеся привычки (например, алкоголизм, азартные игры, сексуальные комплексы) и психиатрические состояния (например, депрессия, маниакально-депрессивные расстройства, снижение устойчивости внимания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

1. Андреев А.С. Болезнь  зависимого поведения и сфера  высоких технологий Ростов-на-Дону, 2002.

2. Андреев А.С., Анцыборов  А.В. Интернет-аддикция как форма зависимого поведения Ростов-на-Дону, 2002.

3.Бухановский А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика, статика, влечение, профилактика Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

4. Варашевич С.А. История конверсии компьютерной игры М.: ИПРАН, 1997.

5. Войскунский А.Е. Информатика и развитие человеческого общения //Социальные проблемы информатизации общества. М, 1988г.

6. Войскунский А.Е. Психологические исследования Интернет-аддикции 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (М.,12-14 апр.2000)М: Экопсицентр РОСС.

7. Гримах Л.П. Супергипноз виртуальной реальности // Виртуальная реальность: философские и психологические аспекты. М.,1997.

8.Жданов В.Ф., Носов Н.А. Виртуальная реальность в исполнительском искусстве // Виртуальная реальность: философия и психологические аспекты, М.,1997г., с. 162

9.Иванов М. Психология компьютерной игры как проблема интегральной психологии личности М.,2001.

10. Карташкин А. Игры по навязчивым правилам // Техника-молодежи, №1, 1996г.

Информация о работе Интернет-аддикция