Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа
Цель исследования: выявление проявлений психологической неадаптивности Интернет-аддиктов к объективным социальным условиям, изучение социально-психологических причин данного феномена и его последствий, как для самого индивида, так и для его ближайшего окружения.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что Интернет-зависимые индивиды являются психологически неадаптивными к объективным социальным условиям, что влечет за собой последствия, оказывающие значительное влияние на дальнейшую жизнедеятельность аддикта, существенно затрудняя его адекватное взаимодействие с окружающими людьми и профессиональное становление.
В ходе проведенного в университете Карнеги-Меллона (США) лонгитюдного исследования получены данные - пока что предварительные, - согласно которым интенсивное применение Интернета ведет к сужению социальных связей вплоть до одиночества, сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний. В начале 2000 г. появились сведения об исследовании, проведенном специалистами в Станфордском университете в США, в ходе которого были получены во многом аналогичные результаты.
На данный момент четких причин такого феномена как Интернет-аддикция не выявленно. Однако многие авторы проводили исследования на данную тематику. Их соображения и выводы по этому вопросу мы и хотели бы привести в данном пункте.
Для Интернет-аддиктов Интернет все чаще становится чем-то вроде «места обитания». В Интернете появляются виртуальные группы. Будучи включенными в виртуальную группу, Интернет-аддикты становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания более противоречащих суждений — о религии, абортах и т.п. В реальной жизни Интернет-аддикты не могут высказать аналогичные мнения даже своим близким знакомым и супругам. В киберпространстве они могут выражать эти мнения без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди менее досягаемы для них и потому, что идентичность самого коммуникатора может быть замаскирована. Кроме того, Интернет предоставляет возможность обратной связи со стороны других пользователей.
Кроме того, Интернет важен для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним причинам) межличностно обеднена. В этих случаях, люди скорее используют Интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Как отмечает Ш.Теркл, «компьютеры создают иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы».15 Далее, потребность в социальной поддержке может быть наиболее высокой именно в нашем обществе в связи с дезинтеграцией традиционных основанных на общности форм соседства и возрастанию количества разводов и изменений места жительства. Ухудшение межличностных отношений в реальности ведет к Интернет-аддикции. Наконец, Интернет-аддикция может вызываться психопатологией: Янг установила, что различная степень депрессии коррелирует с Интернет-аддикцией. Депрессивные больные, которые больше других испытывают страх отвержения и больше других нуждаются в социальной поддержке пользуются Интернет, чтобы преодолеть трудности межличностного взаимодействия в реальности.
Что касается сексуального удовлетворения через Интернет, то Интернет-аддикты рассматривают киберсекс как полностью анонимный и оставляющий их вне досягаемости способ удовлетворения сексуальных фантазий, что позволяет им не тормозить свои запретные (в реальности) сексуальные побуждения и вести себя так, как они никогда не стали бы вести себя в жизни.
Для тех Интернет-аддиктов, которые в реальной жизни непривлекательны
внешне или имеют мало возможностей познакомиться
с кем-либо, Интернет просто является более
легкой возможностью знакомства.
Это так называемое создание персоны:
в реальности социально-экономический
статус, пол, возраст и раса играют роль
в конструировании идентичности, на которой
основывается межличностное общение.
В виртуальности все эти параметры отходят
на второй план, и все пользователи становятся
равными. В результате отсутствия социальной
идентичности on-line становится возможным
создание виртуальной личности.
Некоторые люди конструируют виртуальную идентичность, которая является идеалом «Я» и замещает плохое реальное «Я». Это есть удовлетворение недостижимой в реальности потребности. Две главных недостижимых потребности, «толкающих» индивида в виртуальный мир - это потребность в выражении подавленной личности и потребность в признании и силе. Люди с низким самоотношением самооценкой, чувством неадекватности или те, кто часто сталкивается с неодобрением окружающих, а также депрессивные и тревожные люди будут наиболее склонны создавать идеальное «Я» on-line.
Интернет-аддикты раскрывают ранее подавленные и глубоко скрытые стороны своего «Я». Янг говорит, что это те части, которые Фрейд отнес бы к бессознательному и которые в реальности не выражаются из-за цензуры. Это, например, агрессия.16
Теркл утверждает, что компьютерные игры похожи на тест Роршаха, на который игроки проецируют свою фантазию. Но, в отличие от теста Роршаха, эта фантазия не остается на странице: игрок действует от лица своего персонажа. Персонаж может получать признание в разных формах (например, нравиться другим участникам коммуникации или быть главнокомандующим в какой-либо игре). Это важно для игрока, если в реальной жизни он признания не получает.17
С. Выгонский пишет, что у «интернетчиков» появляется ощущение вызова. Человек теряет ощущение реальности и чувствует, что должен сделать что-то выходящее за границы возможного. Такая эйфория - одно из условий для появления аддикции. Внешне это выглядит как многочасовое бесцельное путешествие по сети Интернет. Получение информации здесь только мотив для присутствия в Сети.18
Психологические последствия Интернет-аддикции затрагивают следующие сферы личности аддикта:
1.Самооценка и эмоциональная сфера- это те области психики личности Интернет-аддикта, которые одними из первых подвержены пагубному влиянию Интернета.
В рамках исследования проблемы психологической виртуальной реальности, которая создается современными компьютерными технологиями, изучались личностные проблемы, предрасполагающие к погружению в виртуальную реальность Интернета. Если пребывание в Интернете из цели превращается в мотив, то информационные возможности Сети позволяют человеку осуществлять погружение в виртуальную реальность - целостную, активную и автономную среду обитания. Представляется интересным установить те психологические возможности, которыми обладает Интернет как среда обитания, и определить круг личностных проблем и фрустрированных потребностей, удовлетворение которых в Интернет-реальности облегчено по сравнению с обычной жизнью.
Н.В. Чудовой было проведено исследование особенностей «эмоциональной сферы и образа Я категории лиц, которых в отличие от посетителей Сети и ее пользователей можно назвать «жителями» Интернета». Критериями отбора испытуемых служила степень их эмоциональной, финансовой и временной вовлеченности в жизнь Сети. Использовались проективные методики (тест Люшера, рисуночные методики, методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн).19
Были выявлены особенности самооценки людей, склонных к «уходу» в виртуальную реальность Интернета. Почти 80% имеют определенные проблемы в этой области: 20% обладают заниженной СО, почти 40% - нереалистическими и недифференцированными представлениями о себе и своем месте в жизни. Еще 20% оценивают свою «независимость» как чрезмерную (Я идеальное на 30-50% ниже Я реального), что, на наш взгляд, свидетельствует о проекции на шкалу «независимый» ощущения недостаточной вовлеченности в контакты с другими людьми.
Кроме того, в ходе исследования были обнаружены проблемы в плане принятия своего физического Я: в той или иной мере более 60% дискриминируют собственную телесность. Именно это негативное отношение к физическому компоненту образа Я дает наибольший вклад в проблемную СО.
Эмоциональная сфера
этих людей, по данным Н.В. Чудовой, характеризуется
неустойчивостью и депрессивными реакциями.
Большинство страдает от чувства одиночества,
дистанцированности и ощущают невозможность
добиться понимания со стороны других
людей.
2. Идентичность личности
в Интернете. В текстовой коммуникации
в Интернете люди часто создают себе так
называемые «виртуальные личности», описывая
себя определенным образом. И здесь встает
вопрос об идентичности в Интернете. Виртуальная
личность наделяется именем, часто псевдонимом.
Псевдоним называется «nick» (от «nickname» - псевдоним)
Тот факт, что в Интернет люди создают
себе некие «виртуальные личности», создает
дополнительные возможности для изучение
идентичности. «Вопрос о том, как соотносится
реальное «Я» с виртуальной личностью
и где границы между самопрезентацией,
симуляцией и самоактуализацией - основной
вопрос, возникающий при рассмотрении
игр с идентичностью»,- пишет исследователь
данной области Л. Рейд.20
Более конкретно, можно
выделить следующие проблемы. Во-первых,
соотношения «виртуального Я» (т. е. «Я»,
которое человек использует в телекоммуникации)
с реальным и идеальным «Я» этого же человека.
По данным, полученным различными исследователями,
виртуальная личность подростка (она же
- самопрезентация в Интернете) более раскованна,
является более эмпатирующей и менее социально
желательной по сравнению с реальным,
и тем более, по сравнению с идеальным
«Я».
Очевидно, что для того, что бы конструировать виртуальные личности, нужно не только быть в принципе способным видеть себя как потенциального исполнителя различных ролей, но и хотеть исполнять эти роли. Можно предположить, что желание конструировать виртуальные личности может быть связано с тем, что реальность не предоставляет возможностей для реализации различных аспектов «Я», или же, что действительность может быть слишком «ролевой», слишком нормативной. Это порождает у человека желание преодолеть нормативность, что ведет к конструированию ненормативных виртуальных личностей. В частности, это может проявляться в конструировании виртуальных личностей другого пола, нежели их обладатель, или вообще бесполых. В реальном обществе существуют определенные нормы, которые предписывают человеку определенного пола соответствующее этому полу поведение. В виртуальном обществе человек может быть избавлен от того, чтобы демонстрировать социально желательное для своего пола поведение, презентовавшись в сети как лицо противоположного пола. То есть, если реальное общество ограничивает возможности самореализации человека, у него появляется мотивация выхода в сеть и конструирования виртуальных личностей. Если же человек полностью реализует все аспекты своего Я в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует.
4. Мотивационная сфера тесно связанна эмоциональной сферой личности и ее (личности) идентичностью. Поэтому мы скажем здесь лишь то, что Интернет в своем развитии прошел путь от профессиональной среды общения программистов к среде свободного общения, познания и игры (развлечения), реализующей более широкие по сравнению с профессиональными личностные интересы. Эти данные говорят об уменьшении веса мотивов делового и профессионального характера в деятельности пользователей Интернета. Напротив, мотивы коммуникативного, корпоративного и креативного содержания, мотивы личностного общения приобретают все большую представленность в системе мотивационной регуляции. Таким образом, Интернет приобретает все большее значение в качестве места для отдыха, чем провоцирует возникновение Интернет-аддикции.
5. Волевая сфера. Волевая сфера, также как и мотивационная, тесно связана со всеми выше перечисленными сферами личности и, вследствие чего, неизбежно была рассмотрена нами при анализе данных сфер. Однако следует отдельно отметить, что Интернет-аддикция характеризуется обсессивностью данного пристрастия ((от лат.obsessio-осада) - навязчивые мысли, сомнения воспоминания с оттенком непроизвольности и нежелательности), а также его компульсивностью ((от лат.compello-принуждаю)- навязчивое побуждение к действию, вопреки своему разуму, чувствам и воле). Оба эти понятия характеризуют нарушения волевой сферы. Навязчивость поведения Интернет-аддикта по отношению к Интернету говорит о довольно серьезных нарушениях волевой сферы. Аддикт неспособен контролировать свое поведение, когда оно касается Интернета. Он оказывается неспособным отказаться от использования Интернета. Данный феномен является краеугольным фактором при Интернет-аддикции и объединяет ее с другими видами аддикций.
Психофизические и физические последствия Интернет-аддикции.
1.С медицинской (психофизической) точки зрения зависимость опасна прежде всего тем, что может приводить к обострению психических заболеваний. В частности, запущенная аддикция может стать причиной психоза. Такие психозы нередко описываются в популярной литературе. Как правило, у уединившегося человека, доведенного постоянным времяпровождением в Сети до истощения, возникают бредовые идеи, редко - галлюцинации. Однако, в сравнении с реактивными психозами, которые возникают как реакция на психотравмирующую ситуацию (смерть родственника, убийство на глазах и т.п.), интернет-психозы встречаются крайне редко. Учитывая тот факт, что Интернет не является наркотиком и не вызывает физической зависимости, Интернет-аддикт входит в определенное равновесие, которое может продолжаться достаточно долго. Обычно здоровая психика начинает вытеснять навязчивые интересы и происходит самоизлечение. В случае аддикции такого самоизлечения не происходит.
Вместе с тем, возникающая в этих условиях возможность ухода от трудностей и проблем окружающей человека действительности в заманчивый мир «компьютерных грез в киберпространстве», в виртуальную реальность может стимулировать явление аутизации пользователей Интернет. Наиболее уязвимыми к негативным влияниям такого рода являются дети.
На опасность развития детского аутизма указывается в подписанном зам. министра образования РФ А.Г.Асмоловым Информационном письме Министерства образования РФ N 42/3 от 12.09.95 «Об информационной культуре в семейном образовании», в котором отмечается, что ставшие доступными ИТ (информационные технологии) способствуют уходу детей и подростков от действительности, т.е. аутизации.21 В силу этого в данном письме формулируются необходимые действия в рамках программы борьбы с аутизацией. Как показывает исследования опыт специалистов в данной области, к аутизации могут привести компьютерные или электронные игры, а также поглощенность детей разнообразными видами опосредствованной ИТ деятельности (и прежде всего собственно программированием). Замена реального опыта практических действий символизацией, оперированием знаковыми моделями мешает полноценному психическому развитию. Кроме того, отмечается сужение интересов поглощенных ИТ детей за счет внимания лишь к новинкам ИТ, следования моде в этой области (тем более, что дети и подростки подвержены тенденции следования моде).
Кроме того, в условиях информатизации, имеющиеся у ребенка дефекты в общении, не только не будут преодолеваться, а напротив, могут усугубиться.