Использование невербальных опор как одно из эффективных средств при обучении говорению слабоуспевающих учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе теоретического изучения проблемы разработать упражнения на основе применения невербальных опор при обучении говорению слабоуспевающих учащихся.
Задачи:
Изучить методическую литературу по данной проблеме.
Обосновать необходимость использования невербальных опор в обучении говорению.
Выявить эффективность применения невербальных опор.
Проанализировать особенности внедрения невербальных опор на уроках английского языка при обучении говорению слабоуспевающих учащихся.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………… 3
Говорение в системе обучения иностранному языку………………... 5
Опоры как средство обучения языку ………………………………… 14
Психологические особенности слабоуспевающих учащихся …….. 18
Использование невербальных опор как одно из эффективных
средств при обучении говорению слабоуспевающих учащихся …… 22
Заключение …………………………………………………………. 26
Список использованной литературы ….………………………….. 28

Файлы: 1 файл

курсовая 4.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)


 

 

Использование невербальных опор

 как одно  из эффективных средств при  обучении 

говорению слабоуспевающих учащихся

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  …………………………………………………………… 3

  1. Говорение в системе обучения иностранному языку………………...   5
  2. Опоры как средство обучения языку …………………………………  14
    1. Психологические особенности слабоуспевающих учащихся   ……..   18
  1. Использование невербальных опор как одно из эффективных

    средств при обучении говорению слабоуспевающих учащихся  ……  22

Заключение …………………………………………………………. 26

Список использованной литературы ….…………………………..   28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

              Каждого человека, который берется  за изучение иностранного языка,  подстерегает ряд трудностей, связанных с особенностями языкового сознания. Дело в том, что «язык – бесконечный и нерасчлененный поток языковых действий и связанных с ними мыслительных усилий, представлений, воспоминаний, переживаний, сопровождающих нас повсюду в качестве неотъемлемого аспекта нашего повседневного существования». Таким образом, для человека, изучающего неродной язык, сложно как раз то, что он уже имеет языковой мир, способ языкового существования, что его мыслительная и коммуникативная деятельность должна развертываться в пространстве другого языка, в то время как он уже живет, по крайней мере, в одном таком пространстве.

Обучение говорению — лишь часть  обучения устной речи, так как устная форма обучения включает в себя и говорение, и аудирование. Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. С целью стимулирования речи (монологической и диалогической), для усвоения грамматического и лексического материала, для работы по конкретной теме используются наглядные средства обучения.

    Объект исследования: процесс обучения говорению учащихся начальной школы.

Предмет исследования: использование невербальных опор как одно из эффективных средств при обучении говорению слабоуспевающих учащихся.

    Цель: на основе теоретического изучения проблемы разработать упражнения на основе применения невербальных опор при обучении говорению слабоуспевающих учащихся.

     Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной проблеме.
  2. Обосновать необходимость использования невербальных опор в обучении говорению.
  3. Выявить  эффективность применения невербальных опор.
  4. Проанализировать особенности внедрения  невербальных опор на уроках английского языка при обучении говорению слабоуспевающих учащихся.

Методы исследования:

- анализ литературы,

- сравнение вербальных  и невербальных опор,

- наблюдение.

Практическая значимость: разработанные упражнения на основе применения невербальных опор при обучении говорению могут быть использованы учителями иностранного языка в начальной школе.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы, общим объемом 28 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Говорение в системе обучения иностранному языку

           Говорение – это речевая деятельность, обладающая специфическими признаками. Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Итак, мы будем пользоваться термином «обучение говорению», понимая под ним обучение выражению своих мыслей в устной форме при помощи нейтральных средств языка.

Как известно, обучение говорению  является обычно одной из главных  целей обучения иноязычной речи. Но когда эту цель конкретизируют, методисты расходятся в ее определении. Одни называют в качестве цели обучения неподготовленную речь, другие — спонтанную речь, третьи — продуктивную, четвертые — творческую.

«Неподготовленность»  — понятие многоаспектное. Именно поэтому Н. С. Гез считает, что в обучении неподготовленной речи перед учителем стоят три задачи:  а)   научить комбинационно-неподготовленной   речи; б) научить речи,   неподготовленной   во времени (экспромтность); в) научить речи, неподготовленной    внешним    побуждением   (спонтанность,  инициативность) [5].

Способность неподготовленно  использовать речевой материал в новых ситуациях сама собой не появляется; качество динамичности нужно развивать специально. И мы вправе в таком случае говорить, что целью обучения является динамичная (творческая) речь: это качество есть в речи.

Все функции устного общения — информативная, регулятивная, эмоционально-оценочная и этикетная — осуществляются в тесном единстве. Одной из основных задач современного обучения говорению является формирование вторичной языковой личности, способной успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры. Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях.

 Содержание обучения говорению:

  1. Лингвистический компонент:
  • средства выражения мысли (языковые, предречевые подготовленные, речевые эталоны);
  • способы формирования и формулирования мысли;
  • темы и ситуации общения
  • печатные и прагматические (чеки, меню, билеты) материалы
  • социокультурные и фоновые знания
  1. Психологический компонент:
  • поэтапное развитие умений строить собственное высказывание от репродукции к продуктивной речи
  • развитие компенсаторных умений в выражении мысли при недостатке языковых средств
  • развитие умений коммуникации (слушать и слышать собеседника, выстраивать отношения, приходить к согласию и т.д.)
  • формирование речемыслительных умений.
  1. Методологический компонент:
  • формирование общеучебных навыков и умений (вести тетрадь, работать с учебником)
  • развитие умений самостоятельной работы
  • умение пользоваться словарями, справочниками
  • умение создавать опоры
  • умение пользоваться современными техническими и мультимедийными средствами [16].

           Для осуществления говорения необходимы определенные условия (предпосылки). Таких условий, по крайней мере, пять:

1.   Наличие   речевой   ситуации,   которая потенциально является стимулом к говорению.

2.  Наличие знаний  об объеме речи (о компонентах  ситуации),   что  «питает»   мысль   говорящего,   определяет то, что он говорит.

3.  Отношение   к  объекту речи, которое зависит  от прошлого опыта субъекта, системы его взглядов, чувств, т. е. от сознания человека. Этим объясняется мотив говорения, т. е. почему данный субъект совершает данный речевой поступок. Заметим, что второе и третье условия зависят от уровня общего развития 'человека, его способностей мыслить и чувствовать.

4.   Наличие   цели   сообщения  своих мыслей,  т.  е. того, зачем человек говорит в данной ситуации. Цель может в момент говорения актуально и не осознаваться, но она всегда есть; в противном случае речь лишается коммуникативной направленности.

5. Наличие средств  выражения своих мыслей и чувств, средств выражения своего отношения и реализации цели речевого поступка. Такими средствами являются речевое умение и составляющие его навыки. Заметим также, что пятое условие полностью зависит уже от самого процесса обучения иноязычной речи [10].

В связи с наличием указанных условий интересно  обратить внимание на следующий факт. В процессе обучения говорению имеет место «конфликт» между вторым и третьим условиями, с одной стороны, и пятым условием, с другой. Наличие знаний, мыслей, желания высказать свое отношение к чему-то наталкивается на отсутствие средств выражения.

По-видимому, при традиционной организации речевого материала (при некоммуникативном подходе к обучению говорению) этот «конфликт» (между «хочу» и «могу») неразрешим. Усвоение времен, например, отделено значительным интервалом, что не дает возможности естественно выразить мысль и приводит, помимо всего прочего, к потере интереса к иностранному языку как средству общения.

Качества говорения как одного из видов речевой деятельности:

1.  Говорение всегда  ситуативно. Отсюда следует, что   необходимо   избегать   использования   неситуативных фраз, причем не только в процессе развития речевого умения (это проще и чаще всего имеет место), но и в процессе формирования и совершенствования навыков (что фактически не делается и самое главное, не признается жизненно необходимым).

2.   Говорение   всегда    целенаправленно и мотивировано.   Это требует и соответственной организации  процесса обучения говорению:   использование почти полностью только условно-речевых  и   речевых упражнений, стремление к мотивации речевых поступков учащихся.

3.  Говорение всегда   связано   с   мышлением. Отсюда  следует, что необходимо развивать речевое умение в условиях решения коммуникативных задач речевого общения. Подчеркиваем: речь идет не об обучении мышлению и не о мыслительных задачах, а о речемыслительных задачах, т. е. о коммуникативных, возникающих в речевых ситуациях.

4. Говорение на уровне  умения — это всегда продукция, а не репродукция готового. Из этого положения следует один из важнейших выводов: нужно всемерно, по всем аспектам развивать продуктивность говорения [16].

Чтобы должным образом  оценить важность такой задачи, необходимо рассмотреть механизмы, на которых основано говорение:

1. Механизм  репродукции. Многие исследователи речи отмечали, что в ней всегда есть элементы репродукции. А.А. Леонтьев, например, вообще делил речь на два вида: «готовую» (автоматизированную) и «новую» (организуемую в момент говорения). Автор делит все знаки языка на рекуррентные (повторяющиеся) и окказиональные («случайные»). Процент тех и других зависит от сложности знака: чем выше уровень знака, тем меньше рекуррентных элементов [9].

Репродукция   весьма  разнообразна.  Это  может  быть:

1)  полная репродукция  структуры и содержания (фразы, даже высказывания) без изменений: а) в той же ситуации,  б)  в новой ситуации;

2)  частичная репродукция,  т. е. передача содержания несколькими  фразами, изъятыми из текста без изменений;

3)  репродукция-трансформация,  т. е. передача содержания в новых формах.

Процесс репродуцирования может проходить двояко: мы можем использовать в речи «готовые блоки» для того, чтобы осуществить свою коммуникативную задачу, и можем репродуцировать нечто, просто потому, что нас просят припомнить это.

С механизмом репродукции  тесно связан механизм выбора.

2. Механизм  выбора. Прежде всего, следует разграничить выбор слов и выбор структуры. По-видимому, в их основе лежат несколько разные механизмы.

Что касается выбора слов, то мнения ученых, хотя и не противоречивы, но и не очень конкретны. В связи с ограниченностью во времени на обдумывание человек выбирает то, что «лежит наготове». А что значит — «лежит наготове»? Это значит, что выбирается наиболее готовое в данный момент, что в подборе слов сказывается тренировка и случай. [9].

Более конкретно и  точно отвечает на интересующий нас вопрос Э. П. Шубин. По его мнению, на выбор слов влияют: смысловое задание сообщения; коммуникативная цель; знаковое и ситуативное окружение; а также: отношения между говорящими, особенности реципиента, общность - жизненного опыта и т.д. [4]

Информация о работе Использование невербальных опор как одно из эффективных средств при обучении говорению слабоуспевающих учащихся