Использование невербальных опор как одно из эффективных средств при обучении говорению слабоуспевающих учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе теоретического изучения проблемы разработать упражнения на основе применения невербальных опор при обучении говорению слабоуспевающих учащихся.
Задачи:
Изучить методическую литературу по данной проблеме.
Обосновать необходимость использования невербальных опор в обучении говорению.
Выявить эффективность применения невербальных опор.
Проанализировать особенности внедрения невербальных опор на уроках английского языка при обучении говорению слабоуспевающих учащихся.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………… 3
Говорение в системе обучения иностранному языку………………... 5
Опоры как средство обучения языку ………………………………… 14
Психологические особенности слабоуспевающих учащихся …….. 18
Использование невербальных опор как одно из эффективных
средств при обучении говорению слабоуспевающих учащихся …… 22
Заключение …………………………………………………………. 26
Список использованной литературы ….………………………….. 28

Файлы: 1 файл

курсовая 4.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

3. Психологические особенности слабоуспевающих учащихся

 

В последнее время  психологи и педагоги вместе с  медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.  Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

Ещё древние мудрецы  говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».

Давайте посмотрим  на особенности неуспевающих учащихся:

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
  • отсутствие познавательного интереса
  • не сформированы элементарные организационные навыки
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
  • нет опоры на родителей как союзников учителя-предметника
  • дети, в основном, из асоциальных семей
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта [4].

Отставание ученика  в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1. Низкий уровень умственного развития. Причины:

  • Педагогическая запущенность.
  • Частые заболевания.
  • Пропуски занятий.
  • Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

2. Несформированность  учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

  • работать с текстом;
  • выделять главное, существенное;
  • не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Несформированность  произвольной сферы.

Проявляется в том, что  ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые  усилия для выполнения учебных задач.

4. Конфликтные отношения

  • со сверстниками;
  • учителями;
  • отказ от усилий в учебной деятельности.

5. Низкий познавательный  интерес

Нуждается:

  • в поддержке
  • показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

6. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой  упор на наглядность в решении  и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности  учебного материала.

7. Низкая работоспособность

  • В утомляемости
  • Истощаемости
  • Медленном темпе работы [15].

Чтобы предотвратить  неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:

- Для закрепления необходимо  более длительное время и больший объем решаемых задач.

- Учитель для себя  и для ученика должен сформулировать  минимум знаний и навыков, который  должен усвоить ученик.

Чтобы повысить работоспособность, необходимо:

  • Разнообразить виды деятельности.
  • Проветривать кабинет.
  • Проводить физминутки.
  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Задания с выбором ответа.
  • Деформированные задания.
  • “Разрезные” теоремы.
  • Перфокарты.
  • Карточки - тренажеры.
  • Творческие задания.
  • “карточки-информаторы”,
  • “карточки-с образцами решения”,
  • “карточки-конспекты”.

Учитель должен знать  психическое развитие ребёнка:

- восприятие (каналы –  кинестетический, слуховой, визуальный) 
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное) 
- память (вербальная, невербальная)

и использовать средства невербального общения (опорные  сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план) [4].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что применение опор, в том числе невербальных, при обучении говорению слабоуспевающих учащихся не просто приветствуется, оно является ведущим и ключевым звеном. Следовательно, успешное обучение слабоуспевающих учащихся говорению на иностранном языке возможно лишь с помощью невербальных опор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Использование невербальных опор как одно  из эффективных средств при обучении говорению слабоуспевающих учащихся

 

При обучении говорению  на иностранном языке слабоуспевающего ученика необходимо сделать говорение  интересным, понятным и приятным. Как создать атмосферу поиска, творчества и открытия каждый день и на каждом уроке, чтобы ученик в дальнейшем шёл от понятия "изучить иностранный язык на всю жизнь" к понятию "быть способным и готовым изучать язык и культуру в течение всей жизни"? Мы, учителя, должны использовать такие методы, чтобы ученик умел самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания и умения, развивать свою коммуникативную и информационную культуру. Само собой разумеется, что эта задача усложняется тем, что перед нами слабый ученик.

Умение осуществлять устно-речевое общение является главным коммуникативным умением учащегося, под которым понимаются умения коммуникативно-мотивированно, логически, последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Учащиеся обучаются различным видам монологической речи, например, составлению характеристик персонажей, отзыву о прочитанных книгах, докладам о жизни и творчестве писателей и поэтов, высказыванию собственного мнения по предложенной теме или проблеме.

Использование невербальных опор – диаграмм, схем, таблиц, цифр, помогает решать проблемы, возникающие при составлении высказывания, способствует осуществлению принципа интеграции знаний в процессе обучения иноязычной лексики, систематизации языкового материала по определённой теме и установлению ассоциативных связей слов, а именно парадигматических, синтагматических и смысловых. Нами составлены опоры, вербальные и невербальные, по многим темам учебно-методического комплекса с 5 по 9 классы. Примером тому может служить следующая вербальная опора:

А так же пример невербальной опоры (серия рисунков):

                                           


 

 

 

 

 


 


 


 

 

Поэтапная работа над  устной темой с помощью серии рисунков при обучении монологической речи помогает сильным учащимся свободно высказываться по теме, а слабым учащимся является опорой для высказывания, так как им сложнее установить и запомнить ассоциативные связи слов. Таким образом, осуществляется индивидуальный подход в обучении иноязычной речи.

Возьмём для примера тему "Завтрак" (2 класс).

После изученного грамматического  и лексического материала начинается работа над устной речью, а именно монологической речью. Представляем учащимся тему при помощи серии рисунков. Затем идёт беседа по теме в режиме учитель - ученик опять при помощи опоры. Закончив этот этап, предлагаем учащимся по цепочке составить предложения по серии рисунков. Теперь просим одного-двух сильных учащихся высказаться по теме пока ещё при помощи данной опоры. Далее учащиеся записывают опорные слова по серии рисунков в тетрадь. Таким образом, в течение урока тема была озвучена 4 раза. Соответственно, слабоуспевающий ученик имеет возможность запомнить порядок предложений, некий шаблон высказывания, до того как будет высказываться сам. К тому же, психологический барьер будет не так ярко выражен, поскольку ученик прослушает несколько примеров. Ни в коем случае нельзя просить слабого ученика высказываться первым! Домашнее задание: подготовить монологическое высказывание по теме "Мой завтрак". При этом указываю, что если учащийся претендует на оценку "5", то он при ответе не использует серию рисунков, на "4" -пользуется ею 1 раз, на "3" может пользоваться постоянно. Заложена основа для дальнейшего совершенствования навыков монологической речи при подготовке проекта по теме. Слабые ученики теперь смогут справиться с обязательным минимумом, а сильным учащимся даётся возможность расширить объём своего рассказа с добавлением деталей, использованием синонимичных выражений, различных определений, с высказыванием собственного мнения.

На примере темы «Завтрак» во 2 классе представлен один из методов обучения монологической речи. Работа по серии рисунков даёт свой положительный результат: слабые ученики выходят на базовый уровень, монологическое высказывание сильных учащихся доводится до 6 фраз (2 класс).

Эти технологии заметно  повышает уровень мотивации к  изучению иностранного языка, что особенно заметно при работе с учащимися  низкого уровня обученности. Вот  почему так радуют пусть небольшие, но столь значимые для учителя и учеников успехи.

Что касается невербальной опоры, то ее содержание было, с одной стороны, адекватно коммуникативной задаче (установке), а с другой - было предварительно ориентировано на реакцию со стороны речевого партнера (речь идет о «моделировании значимых особенностей личности собеседника» - А.А. Леонтьев). Невербальная опора, таким образом, выступает в качестве средства организации речевого упражнения и способом управления высказыванием учащегося [9].

Невербальные опоры облегчают процесс речепорождения при реализации конкретной коммуникативной задачи, являются опосредованной подсказкой, служащей «внешней опорой внутренних действий обучаемого». По меткому замечанию В.Б. Царьковой, опоры в коммуникативных упражнениях - это своего рода «трамплин», от которого можно было бы оттолкнуться, чтобы совершить прыжок в свободную речь» [14].

     Итак, использование  невербальных опор при обучении  говорению слабоуспевающих учащихся является наиболее эффективным средством,  так как им сложнее установить и запомнить ассоциативные связи слов. К тому же, необходимо дать высказаться сначала сильным ученикам,  психологический барьер будет не так ярко выражен, поскольку ученик прослушает несколько примеров.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Целью исследования было выявить необходимость применения невербальных опор на уроках иностранного языка при обучении говорению слабоуспевающих учащихся.

Для достижения поставленной цели нам потребовалось изучить  литературу по проблеме исследования, в результате чего были сделаны следующие выводы:

    1. Говорение является важнейшим видом речевой деятельности и занимает весьма ведущую позицию в системе обучения иностранному языку. Под термином «говорение» следует понимать обучение выражению своих мыслей в устной форме при помощи нейтральных средств языка. Как известно, обучение говорению является обычно одной из главных целей обучения иноязычной речи. Но когда эту цель конкретизируют, методисты расходятся в ее определении. Одни называют в качестве цели обучения неподготовленную речь, другие — спонтанную речь, третьи — продуктивную, четвертые — творческую.
    2. Учебный процесс, построенный с применением стимулов и опор, обеспечивает реализацию основных требований государственного стандарта по иностранному языку, обеспечивает активизацию образовательной, воспитательной и развивающей деятельности подростков. Опора – это модель программы высказывания, в которой должна быть заложена возможность вариативного использования средств ее выражения на основе осознания способов выполнения речевых действий по порождению высказывания.  Наглядные средства обучения создаются для различных целей: стимулирования речи (монологической и диалогической), для усвоения грамматического и лексического материала, для работы по конкретной теме. Опоры классифицируются на вербальные и невербальные (визуальные).
    3. Использование невербальных опор при обучении говорению слабоуспевающих учащихся является наиболее эффективным средством,  так как им сложнее установить и запомнить ассоциативные связи слов. Применение опор, в том числе невербальных, при обучении говорению слабоуспевающих учащихся не просто приветствуется, оно является ведущим и ключевым звеном. Следовательно, успешное обучение слабоуспевающих учащихся говорению на иностранном языке возможно лишь с помощью невербальных опор. К тому же, необходимо дать высказаться сначала сильным ученикам,  психологический барьер будет не так ярко выражен, поскольку ученик прослушает несколько примеров.

Информация о работе Использование невербальных опор как одно из эффективных средств при обучении говорению слабоуспевающих учащихся