Исследование агрессивного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить агрессивное поведение подростков и технологию его преодоления.
Задачи исследования: 1) изучить социально-психологическую литературу по теме настоящего исследования; 2) проанализировать диагностические методики, используемые по теме курсовой работы; 3) эмпирически изучить влияние семейного воспитания на агрессивное поведение подростков; 4) предложить пути оптимизации для снижения проявления агрессивного поведения подростков.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования психосоциальной характеристики агрессивного поведения подростков.
Понятие, виды, причины и история исследования агрессивного поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Методы и методики исследования агрессивного
поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Глава II. Эмпирическая характеристика агрессивного поведения подростков.
2.1. Эмпирический анализ агрессивного поведения подростков. . . . . . . . . . 23
2.2. Анализ факторов, влияющих на агрессивное
поведение подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3. Анализ практики и пути оптимизации агрессивного
поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

Файлы: 1 файл

агрессивное поведение подростков.docx

— 71.01 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования психосоциальной характеристики агрессивного поведения подростков.

    1. Понятие, виды, причины и история исследования агрессивного поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
    2. Методы и методики исследования агрессивного

          поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Глава II. Эмпирическая характеристика агрессивного поведения подростков.

2.1. Эмпирический анализ  агрессивного поведения подростков. . . . . .  . . . .  23

2.2. Анализ факторов, влияющих  на агрессивное 

       поведение  подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

2.3. Анализ практики и  пути оптимизации агрессивного

       поведения  подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  34

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  35

Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  темы исследования. Во-первых, необходимость исследования проблемы агрессивного поведения подростков определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция накапливать психологическое напряжение. Во-вторых, принимая во внимание огромное количество научных областей, изучавших проблемы агрессивного поведения в психолого-педагогических аспектах работы с агрессивными подростками определяется необходимость определения реальных психологических причин агрессивности, раскрытие условий, механизмов, становления и усвоение агрессивного поведения подростками, а также средств ее предотвращения и коррекции обуславливает актуальность настоящей работы.

Степень разработанности проблемы. Проблеме агрессии посвящен ряд исследований как в отечественной литературе (Левитов Н.Д., Румянцева Т.Г., Иванова Л.Ю., С.А.Беличева, Семенюк Л.М., Петров В.Г., Павлова Н.Н., и др.), так и в зарубежной литературе (Доллард, Каган и др).

В большинстве исследований выявляются и описываются уровни агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного  воспитания (Eron L.D., Huesmann L.R., Lefkowitz M.M.) , модели агрессивного поведения на телеэкране (Bandura A., Grusec J.E.) или со стороны сверстников (Dodge K.A., Haskins R.), уровень фрустрации (Berkowitz I., 1989) и пр.

Обширный материал был  получен в ходе исследований Л.М. Семенюка на основе его анализа документаций, бесед с учителями, родителями был  проведен классификационный анализ агрессивности подростков на комплексе  свойств личности, типичных для определенной группы подростков.

Цель исследования: изучить агрессивное поведение подростков и технологию его преодоления. 

Задачи исследования: 1) изучить социально-психологическую литературу по теме настоящего исследования; 2) проанализировать диагностические методики, используемые по теме курсовой работы; 3) эмпирически изучить влияние семейного воспитания на агрессивное поведение подростков; 4) предложить пути оптимизации для снижения проявления агрессивного поведения подростков.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что стили семейного воспитания влияют на проявление агрессивного поведения подростков.

Объектом исследования является агрессивное поведение подростков.

Предметом исследования является: семейное воспитание как один из факторов агрессивного поведения подростков.

Методы и методики исследования: теоретико – методологический анализ научных источников; диагностические методы (методика диагностики родительского отношения А.Я Варга, В.В. Столин, методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки); метод математической обработки результатов – коэффициент линейной корреляции Пирсона. 

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении различных теоретических материалов по характеристике агрессивного поведения подростков и в выявлении факторов, влияющих на его проявление.

Практическая  значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в практической деятельности социального работника, психолога и социального педагога.

Эмпирическая  база исследования: базу исследования составили учащиеся 8 класса Лашманской СОШ им. академика Канайкина В.А. и их родители. Исследование проводилось  в течение 2012-2013 гг.

Структура работы: настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка литературы, и приложений.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования психосоциальной  характеристики агрессивного поведения  подростков.

    1. Понятие, виды, причины и история исследования агрессивного поведения подростков.

     Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и общества в целом. Нарастающая волна детской и подростковой преступности, увеличение числа детей, склонным к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.

     Проблеме агрессии посвящен ряд исследований как в отечественной (Левитов Н. Д.,  Румянцева Т. Г., Иванова Л. Ю., Семенюк Л.М.,  Павлова Н. Н. и др.)  так и зарубежной литературе (Dollard J.; Buss A.; Berkowits Z.; Feshbach S; Uilson; Kagan). Особенно важным изучение агрессивности является в подростковом возрасте. В последние годы научный интерес к этой проблеме существенно возрос. Это связанно с тем, что именно в подростковом периоде не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

     Анализируются особенности делинквентного поведения подростков ( М.А. Алемаксин, С.А. Беличева, И.А. Невский и др.) и  условия их коррекции ( Л.М. Семенюк, Д.И. Фельдштейн и др.). Агрессивность изучается как объект педагогической диагностической оценки (С.Ф. Сироткин ). Изучение феномена агрессии в психологии привело к возникновению большого количества теорий и концептуальных схем. Воспользовавшись классификацией О.Ю. Михайловой, можно представить множество теорий, направленных на объяснение феномена агрессивности, следующим образом:

- традиционный подход  к анализу проблемы, в рамках  которого выделяются теории биологической  и социальной обусловленности  агрессии (С.Н. Ениколопов, М. Косаевский), основанный на соотношении биологических  и социальных факторов в этиологии  агрессивного поведения;

- классификация, основанная  на оценке социальной приемлемости (А.А. Реан), в рамках которой  выделяется этико-гуманистический  подход, трактующий агрессию как  поведение, противоречащее позитивной  сущности личности, и эволюционно-генетической, рассматривающий ее как целесообразную  форму поведения, способствующую  адаптации и выживанию [13].

     Отмечается устойчивая тенденция в исследованиях зарубежной и отечественной психологии к многофакторному исследованию проблемы агрессии и агрессивности (О.Ю. Михайлова), когда всестороннему анализу подлежат различные аспекты ее проявления. Агрессия начинает рассматриваться как сложный  многоуровневый феномен, как сложное, многомерное поведение, детерминируемое различными факторами.[13].

     Агрессивность рассматривается как системное социально-психологическое свойство, формирующееся в процессе социализации личности и приобретающее в зависимости от воздействующих биологических, психологических, социальных факторов конструктивный (социализированный) или, при нарушении социализации, деструктивный характер, при этом подчеркивается необходимость изучения роли агрессии в структуре психологической индивидуальности субъекта как целостного феномена.

     Т.Н. Курбатовой (опираясь на представления Б.Г. Ананьева) осуществлен структурный анализ агрессии, в основе которого выделены три уровня: индивидный (связан с природной основой, защитой себя, потомства, имущества и т.д.),   субъектно-деятельностный (связа со стремлением к достижению цели и реакций на угрозу, проявляется в привычном стиле поведения), личностный (связан с мотивационной сферой, самосознанием, проявляющийся в предпочтении насильственных средств для реализации своих целей). Новый нетрадиционный подход к трактовке агрессии осуществлен в  исследовании О.Ю.Михайловой, в котором агрессия выступает как одна из поведенческих стратегий активного разрешения неудовлетворяющей субъекта ситуации, формирующаяся на основе поисковой активности.  Будучи уже сформирована, она проявляется как самостоятельная форма поведения, хотя включает в себя и в дальнейшем элементы поисковой активности, сохраняя тем самым признаки своего происхождения [13].

     При попытках прогнозирования агрессивного поведения подростков в настоящее время наиболее часто применяется теория социального научения, которая представляет собой синтез традиционной теории научения и когнитивной теории мотивации (А. Бандура), апеллирующая к социальным воздействиям, к социальным условиям формирования личности ребенка (М.Раттер); наибольшее внимание уделяется внешним (социальным) детерминантам агрессии детей, и, прежде всего, характеру внутрисемейных отношений (Р.Бэрон, Р. Ричардсон). В отечественной литературе детская агрессивность рассматривается как некоторое качество, которое формируется в возрасте около трех лет, существуя до пубертатного возраста, преимущественно, в форме физической агрессии, претерпевает процесс социализации, включающий освоение новых, более социально приемлемых, вербальных способов агрессивного поведения (И.А. Фурманов).

     В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии. Под агрессией понимается «сильная активность, стремление к самоутверждению акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту» [15; 3 – 5]. Многие авторы рассматривают агрессию как реакцию враждебности на созданную другим фрустрацию, независимо от того, насколько эта фрустрация имеет враждебные намерения.

     Перечислим некоторые определения, приводимые Бэроном Р. и Ричардсоном Д. в своей монографии «Агрессия»:

1) агрессия – это любое поведение, содержащие угрозу или наносящее ущерб другим;

2) чтобы те или иные действия были квалифицированны как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям;

3) агрессия это попытка нанести другим телесные или физические повреждения.

     Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму из приведенных здесь. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующие определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [3; 25 – 27].

     На первый взгляд, это определение кажется простым и откровенным, а также тесно связанным с пониманием агрессии с позиции обыденного сознания. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа. Рассмотрим их подробнее.

     Агрессия как поведение – определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость, с мотивами — такими как стремление, оскорбить, или навредить и даже с негативными установками — такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий.

     Агрессия и намерение – определение термин агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба порождает немало серьезных трудностей. Во-первых, вопрос в том, что мы подразумеваем, говоря, что один человек намерен навредить другому. Во-вторых, как утверждают многие известные ученые, намерения — это личные, скрытые, недоступные прямому наблюдению замыслы. О них можно судить по условиям, которые предшествовали или следовали за обсуждаемыми актами агрессии. Подобные заключения могут делать как участники агрессивного взаимодействия, так и сторонние наблюдатели, которые в любом случае влияют на объяснение данного намерения. Включение категории намерения в определение агрессии привносит зыбкость и противоречивость в понимании того, является ли то или иное действие актом агрессии. Однако иногда намерение причинить вред устанавливается довольно просто — агрессоры часто сами признаются в желании навредить своим жертвам и нередко сожалеют о том, что их нападки были безрезультатны. И социальный контекст, в котором развертывается агрессивное поведение, часто отчетливо свидетельствует о наличии подобных намерений [3; 29].

Информация о работе Исследование агрессивного поведения подростков