Исследование агрессивного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить агрессивное поведение подростков и технологию его преодоления.
Задачи исследования: 1) изучить социально-психологическую литературу по теме настоящего исследования; 2) проанализировать диагностические методики, используемые по теме курсовой работы; 3) эмпирически изучить влияние семейного воспитания на агрессивное поведение подростков; 4) предложить пути оптимизации для снижения проявления агрессивного поведения подростков.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования психосоциальной характеристики агрессивного поведения подростков.
Понятие, виды, причины и история исследования агрессивного поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Методы и методики исследования агрессивного
поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Глава II. Эмпирическая характеристика агрессивного поведения подростков.
2.1. Эмпирический анализ агрессивного поведения подростков. . . . . . . . . . 23
2.2. Анализ факторов, влияющих на агрессивное
поведение подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3. Анализ практики и пути оптимизации агрессивного
поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

Файлы: 1 файл

агрессивное поведение подростков.docx

— 71.01 Кб (Скачать файл)

- просвещение и подготовка специалистов, работающих с детьми, по проблеме агрессивного поведения подростков и его профилактике;

- просветительская деятельность  с учащимися об агрессивном  поведении и способах его коррекции. 

     В рамках проекта  большое внимание непосредственно  было уделено работе с учащимися  8-го класса и их родителями. Проводились собрания, содержащие лекции и тренинги, встречи за круглым столом, была продемонстрирована презентация по профилактике жестокости и агрессивности в школьной среде, родители и дети были вовлечены в создании социальной рекламы по теме «Жизнь без агрессии».

     Таким образом, проводя исследование в начале и в конце осуществления социального проекта нам удалось добиться снижения уровня агрессивности, улучшение самочувствия и настроения, повышения активности подростков. Подростки стали менее реагировать на раздражители, проявляют спокойствие, нежелание участвовать в конфликтах.

          

 

 

 

 

 

Выводы по II главе.

     Таким образом,  мы установили, что особенности  стилей семейного воспитания  оказывают существенное воздействие  на проявление агрессивного поведения  у подростков.

     Можно с уверенностью говорить о том, что семейное воспитание создает ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивности как черты личности у подростков. Подводя итог можно так же сказать, что если родители учитывают взрослые возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении и других видах деятельности, помогают устанавливать взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, то тем самым они создают благоприятные условия для развития личности подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы агрессивного поведения в разработках на современном этапе. Здесь были проанализированы работы Левитова Н.Д., Румянцева Т.Г., Иванова Л.Ю., С.А.Беличева, Петров В.Г., Павлова Н.Н., и др. Широко освещена исследование Л.М. Семенюка.

     Практическая часть курсовой работы заключалась в изучении проблемы «влияния особенностей стилей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения подростков».

     В ходе исследования подтверждено, что семья один из самых важных институтов социализации детей, который имеет непосредственное влияние на проявления агрессивного поведения подростков. Проведя данную диагностику можно смело утверждать, что именно нарушение межличностных отношений в семье очень часто приводит к дисгармоничному развитию личности, что влечет за собой асоциальное поведение детей и снижение уровня социально-психологической адаптации подростков в обществе.

     В ходе проведения диагностической программы было выявлено, что в частности авторитарный стиль семейного воспитания приводит к формированию повышенного уровня тревожности и агрессивности у подростков, что является подтверждением выдвинутой в начале исследования гипотезе.

     По результатам проведенного диагностическое исследование, был разработан социальные проект, который включает в себя занятия направленные на снятие повышенного уровня агрессивности и тревожности у подростков, а также занятие на развитие взаимопонимания и взаимопомощи между подростками и их родителями.

 

 

 

Список литературы.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2002.
  2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие / 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.
  3. Андреева Т.В. Психология семьи. Учебное пособие. СПБ.: Речь, 2007 Андреева Г.М. Социальная психология М.: Аспект Пресс, 2000.
  4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. -  М.: Эксмо-Пресс, 1999. – 120 с.
  5. Бэрон Р, Д. Ричардсон, "Агрессия", С.-Петербург, "Питер" , 1999, стр. 52.
  6. Варга А. Я. "Структуры и типы родительского отношения", кандидатская диссертация, М., МГУ, 1987.
  7. Высоцкий, А. И. Психологическая характеристика процесса самовоспитания подростков. - Ярославль, 2004.
  8. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под. ред. С.А. Беличевой. Ред. изд. центр Консорциума "Социальное здоровье России" М., 1999.
  9. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. - СПБ. Питер, 2008.
  10. Дивицына Н.Ф. Семьеведение (учебное пособие).- М. Изд-во Владос-Пресс, 2007.
  11. Дубровина И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет  - М.: Педагогика, 2008.
  12. Запорожец А.В. "Принцип развития в психологии", М., 1978г.
  13. Захаров А.И. "Неврозы у детей", М., 1981г.
  14. Захаров А.И. "Как предупредить отклонение в поведение у детей", М., 1986г.
  15. Зубенко Л.А. "Корень жизни (о роли семьи в формировании личности)", М., 1989г.
  16. Краковский, А. П. О подростках / под. ред. А. П. Краковский. - М., 2001.
  17. Кондратьев, М. Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков. Вопросы психологии. - 1999. - № 3.
  18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека/ учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2006г.
  19. Левина И. Л. " Агрессивность - свойство личности или показатель ее дезадаптации?", журнал "Психосфера", № 3 (9), 1999.
  20. Логинова И. А. Специфика детско-родительских отношений. Семейная психология и семейная практика. - 1998. - № 4..
  21. Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: Распознование, лечение и профилактика. – М.: «Когнито-Центр», 2006.
  22. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  23. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии.
  24. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2: Психология образования.
  25. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних детей. Издательство: Флинта, МПСИ/ Серия: Библиотека психолога, 2008 г.
  26. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2005.
  27. Психология личности. Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. - К.: Рута, 2001.
  28. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2008.
  29. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004.
  30. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
  31. Рождественская, Н. А. Как понять подростка.  - М., 2005.
  32. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции - М.: Речь, 2003. – 96 с.
  33. Фельдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии 1983. №1., С. 6 – 8 .
  34. Фурманов, И. А. Агрессия и насилие: диагностика профилактика, коррекция – СПб.: Речь, 2007.
  35. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. - М.: Эксмо, 2000
  36. Шнейдер Л.Б. «Семейная психология: Учебное пособие для вузов.» 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.
  37. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2002.

Информация о работе Исследование агрессивного поведения подростков