Исследование агрессивного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить агрессивное поведение подростков и технологию его преодоления.
Задачи исследования: 1) изучить социально-психологическую литературу по теме настоящего исследования; 2) проанализировать диагностические методики, используемые по теме курсовой работы; 3) эмпирически изучить влияние семейного воспитания на агрессивное поведение подростков; 4) предложить пути оптимизации для снижения проявления агрессивного поведения подростков.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования психосоциальной характеристики агрессивного поведения подростков.
Понятие, виды, причины и история исследования агрессивного поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Методы и методики исследования агрессивного
поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Глава II. Эмпирическая характеристика агрессивного поведения подростков.
2.1. Эмпирический анализ агрессивного поведения подростков. . . . . . . . . . 23
2.2. Анализ факторов, влияющих на агрессивное
поведение подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3. Анализ практики и пути оптимизации агрессивного
поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

Файлы: 1 файл

агрессивное поведение подростков.docx

— 71.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методы и методики исследования агрессивного поведения подростков.

     Существуют разные подходы и методы, применяемые при изучении агрессивности и агрессивного поведения. Один из способов проведения исследования  – эксперимент. 
     Экспериментальный подход позволяет исследователю контролировать независимые переменные и благодаря этому делать выводы о причинах и следствиях. Неэкспериментальные методики подразумевают регистрацию естественно возникающих инцидентов; применение этих методик особенно уместно в тех случаях, когда манипулировать интересующими исследователя независимыми переменными невозможно по практическим или этическим соображениям.  
     Наиболее старым и распространенным методом является наблюдение, то есть прямая регистрация события очевидцем. Этот метод особенно широко применяется в исследовании детского агрессивного поведения. Метод наблюдения в настоящее время применяется все чаще. Это объясняется тем, что развитие кино и телевизионной техники позволяет исследователям не только наблюдать поведение испытуемого, но и сохранить его изображение и привлекать к обсуждение изучаемого явления широкий круг ученых. Наблюдение - незаменимый источник информации: оно либо наводит на гипотезу, либо применяется на заключительном этапе исследования для уточнения и интерпретации данных. Наблюдения могут проводиться как в полевых условиях, так и лабораториях. 
     Полевые наблюдения. Слово “полевые” подразумевает наблюдение за поведением людей в естественных условиях, когда они занимаются повседневными делами, и не помышляют об участии в каких-то психологических исследованиях (например, можно следить за детьми на игровой площадке). Такое наблюдение допускает также вмешательство со стороны наблюдателя. Существует целый ряд методик, используемых при проведении систематических исследований в полевых условиях. Одна из наиболее общеупотребительных методик заключается в том, что водителям, остановившимся у светофора, при загорании зеленого света мешают возобновить движение. Затем наблюдают за их реакцией, которая выражается в характере подаваемых ими звуков, сигналов, в вербальных комментариях, жестикуляция и т. д. В методиках, основанных на прямой конфронтации, ассистент экспериментатора грубо провоцирует испытуемых, толкая их при посадке в общественный транспорт или влезая перед ними в очередь. Эти методики обеспечивают высокую степень реализма, что позволяет получать валидные измерения агрессии. Однако использование этих методик сопряжено с серьезными этическими проблемами и поэтому требуют от исследователя осторожности и чувства меры. 
     При лабораторных наблюдениях агрессии применяют несколько различных методик. Старейшая и, вероятно наиболее известная из них основывается на попытках измерения уровня вербальной агрессии. Подобные процедуры вполне безопасны и дают возможность получить количественно выраженные данные об уровне агрессии.

     В литературе, посвященной изучению человеческой агрессии, приводятся данные о возможности применения разнообразных психодиагностических методик для выявления агрессии подростков. 
Одной из наиболее значимых в плане выявления различий между людьми по степени их агрессивности, как отмечает С.Л. Соловьева является Миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI), а именно четвертая шкала – шкала психопатии [1]. Однако эта шкала измеряет преимущественно деструктивную тенденцию реализации агрессивности.

     С целью изучения других, помимо деструктивной, форм агрессии, может применяться «Я-структурный» тест Г. Аммона (методика ISTA), которая находит все более широкое применение как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях [2]. Среди методов исследования агрессии большое место занимает метод анкетирования. С помощью анкет выявляется собственная агрессивность испытуемых или непосредственный опыт, связанный с агрессивным поведением других. Так, была создана анкета для выявления жизненного опыта, связанного с сексуальной агрессией [3]. Штраус и Штайнметц применяли анкеты в исследовательской программе, предназначенной для выявления причин и последствий насилия в семье [4]. Их опросник “Шкала тактики поведения в конфликтах” состоит из списка нарастающих по степени агрессивности действий. 

     К непосредственным, прямым способам измерения агрессивности относится специально разработанный опросник Басса-Дарки [5]. Опросник Басса-Дарки достаточно широко используется для изучения различных форм агрессивных и враждебных реакций. В основе методики Басса-Дарки, по мнению ее разработчиков, лежит понимание агрессии как особого ответа – «атаки», «содержащего стимулы, способные причинить вред другому существу». Положенная в ее основу концепция разделяет агрессию и враждебность (как «эмоциональную предпосылку» и скрытно-вербальную реакцию, которой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий») [6]. Так же используется методика диагностики агрессивности А. Ассингера, которая позволяет определить достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами, и легко ли им общаться  с ним. Применяется методика многофакторного исследования личности Р. Кетелла, которая предназначена для измерения 16 факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах. Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) позволяет диагностировать самооценку следующих психических состояний: тревожность, фрустрированность, агрессивность, ригидность. 

     Некоторые  опросники предназначены для  изучения агрессивного поведения  или склонности к проявлению  насилия в конкретных ситуациях,  другие посвящены исследованию  общей агрессивности и враждебности. Например: шкала агрессивности (измеряет  поведение школьников, которое может  привести к психологической или  физической травматизации других  учеников); шкала виктимиации сверстников;  шкала реактивной и проактивной  агрессии; шкала прямой и косвенной  агрессии; методика изучения стратегий  поведения школьников в конфликте;  шкала враждебности; шкала агрессивности. 

     Для исследования выраженности черт враждебности и агрессивности применяется тест Роршаха [7]. Для использования теста Роршаха с целью выявления агрессивности Элизар разработал систему для измерения гневной или враждебной реакции испытуемого. В этой система ответы классифицируются по шести категориям, отражающим различные аспекты гнева и враждебности: негативные установки или эмоции; предметы, используемые в агрессивных целях; описания враждебного, злобного или агрессивного поведения; символические ассоциации с агрессией или гневом; амбивалентности или двусмысленности; нейтральные ответы, ничего не говорящие о гневе и враждебности [8]. Однако полученные с помощью теста Роршаха данные также не дают однозначных результатов. Так, в частности, Стоун обнаружил обратно пропорциональную зависимость между результатами определения агрессивности с помощью теста Роршаха и частотой явно агрессивных поведенческих актов [9]. Из проективных методик для исследования агрессивности применяется также «тест руки» Э.Вагнера и фрустрационный тест Розенцвейга [10]. Однако и применение этих методик не всегда выявляет соответствие диагностируемого свойства наблюдаемому поведению. «Тест руки» был предложен в 1962 году американскими психологами Б. Брикманом, З. Пиотровским и Э. Вагнером для оценки вероятности проявлений агрессивных тенденций в поведении. В нашей стране тест был адаптирован С.И. Ериной и Н.А. Колесниченко. Тест предназначен для оценки способности субъекта к деструктивным формам гетероагрессии. В результате адаптации было показано, что тест хорошо дифференцирует преступный и непреступный контингент. Для изучения агрессивности и враждебности детей могут быть использованы также различные рисуночные методы. Одним из таких методов является тест «Дом.Дерево.Человек» [11].

     Подводя итоги выше изложенному можно сказать, что существует  широкий выбор разнообразных методов и методик, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Оптимальный метод или методика должны определяться конкретной проблемой, интересующей исследователя по вопросам человеческой агрессии.

 

Выводы к I главе.

     Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что агрессивное поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, применение сравнительного анализа, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская. Системный анализ индивидных, личностных, социально-психологических и психолого- педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, позволит конкретнее наметить приёмы воспитательно-профилактической работы с целью коррекции и предупреждения агрессивного поведения подростков.

     При всем обилии появившихся исследований в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Таким образом, не существует единого мнения на определение агрессии и причины ее возникновения. Ни одна из теорий не может дать полный ответ на эти вопросы, а  затрагивает только определенный аспект проблемы.

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическая характеристика агрессивного поведения подростков.

    1. Эмпирический анализ агрессивного поведения подростков.

     Мы проводили  диагностику на базе Лашманской  СОШ им. академика Канайкина В.  А., для того чтобы выяснить  как психологические особенности  семейного воспитания влияют  на агрессивное поведение подростков.

     В исследовании  принимали участие учащиеся 8 класса  в количестве 10 человек – 5 девочек  и 5 мальчиков. Методическую основу  данного исследования составили  следующие методики: методика диагностических  показателей и форм агрессии  А. Басса и А. Дарки, методика  диагностики родительского отношения  А.Я. Варга, В.В. Столин.

     Учащиеся прослушали  и отметили те утверждения,  которые соответствуют их стилю  поведения и образу жизни (утверждений  всего 75, а шкал – 8: физическая  агрессия, косвенная агрессия, раздражение,  негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины). Затем по каждому параметру  подсчитывалась арифметическая  сумма баллов (индекс враждебности включал себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности 1,3 и 7 шкалы. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности –6, 5 – 7 плюс-минус 3).

     Как видно  из таблицы 1 высокий уровень физической агрессии зафиксирован у 40% - 4 человек; косвенной агрессии у 30% - 3 человек; склонность к раздражению зафиксировано у 60% - 6 человек; негативизм наблюдается у 30% - 3 человек; обиды у 60% - 6 человек; подозрительности у 60% - 6 человек; вербальной агрессии у 70% - 7 человек; чувство вины у 40% - 4 человек. Средний уровень физической агрессии зафиксирован у 50% - 5 человек; косвенной агрессии 60% - 6 человек; склонности к раздражению у 30% - 3 человек; негативизма 40% - 4 человека; обиды у 20% - 2 человека; подозрительности у 20% - 2 человека;  вербальной агрессии у 20% - 2 человека; чувства вины у 30% - 3 человек. Низкий уровень физической агрессии зафиксирован у 10% - 1 человека; косвенной агрессии у 10% - 1 человека; склонности к раздражению у 10% - 1 человека; негативизма 30% - 3 человек; обиды у 20% - 2 человек; подозрительности у 20% - 2 человек; вербальной агрессии у 10% - 1 человека; чувства вины у 30% - 3 человек.

Результаты методики Басса-Дарки.

Таблица 1.

Шкала агрессии

Испытуемые

№ п/п

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Физическая агрессия

1 чел

10%

5 чел

50%

4 чел

40%

Косвенная

1чел

10%

6чел

60%

3чел

30%

Раздражение

1чел

10%

3 чел

30%

6 чел

60%

Негативизм

3 чел

30%

4чел

40%

3чел

30%

Обида

2 чел

20%

2 чел

20%

6 чел

60%

Подозрительность

2 чел

20%

2чел

20%

6 чел

60%

Вербальная

агрессия

1чел

10%

2чел

20%

7чел

70%

Чувство вины

3 чел

30%

3 чел

30%

4чел

40%


 

Результаты представленные в таблице 2 показывают, что 2 испытуемых склонны к проявлению агрессивного поведения. Испытуемый № 4 (ИА) – 31, (ИВ) – 15; испытуемый № 7 (ИА) – 26, (ИВ) – 13. Это говорит о том, что данные подростки конфликтны, часто не могут справиться со своим гневом и могут срывать свое плохое настроение на окружающих, они могут быть неспособны к сознательной кооперации. Но чаще всего их агрессивное поведение выражается лишь в вербальной форме и не переходит на физическую. У 7 испытуемых индекс агрессии находится в норме. Это говорит о том, что эти испытуемые умеренно агрессивны и достаточно уверены в своём поведении и своих поступках. Но бывает они вспыльчивы по отношению к окружающим и резки при общении со сверстниками. И только у 1 испытуемый характеризуется низким уровнем агрессии. Он миролюбив, что может быть обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях, также очень зависит от мнения старшего поколения.

Информация о работе Исследование агрессивного поведения подростков