Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:26, курсовая работа
Цель исследования: изучить агрессивное поведение подростков и технологию его преодоления.
Задачи исследования: 1) изучить социально-психологическую литературу по теме настоящего исследования; 2) проанализировать диагностические методики, используемые по теме курсовой работы; 3) эмпирически изучить влияние семейного воспитания на агрессивное поведение подростков; 4) предложить пути оптимизации для снижения проявления агрессивного поведения подростков.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования психосоциальной характеристики агрессивного поведения подростков.
Понятие, виды, причины и история исследования агрессивного поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Методы и методики исследования агрессивного
поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Глава II. Эмпирическая характеристика агрессивного поведения подростков.
2.1. Эмпирический анализ агрессивного поведения подростков. . . . . . . . . . 23
2.2. Анализ факторов, влияющих на агрессивное
поведение подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3. Анализ практики и пути оптимизации агрессивного
поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Существуют разные
подходы и методы, применяемые при изучении
агрессивности и агрессивного поведения.
Один из способов проведения исследования
– эксперимент.
Экспериментальный подход
позволяет исследователю контролировать
независимые переменные и благодаря этому
делать выводы о причинах и следствиях.
Неэкспериментальные методики подразумевают
регистрацию естественно возникающих
инцидентов; применение этих методик особенно
уместно в тех случаях, когда манипулировать
интересующими исследователя независимыми
переменными невозможно по практическим
или этическим соображениям.
Наиболее старым и распространенным
методом является наблюдение, то есть прямая
регистрация события очевидцем. Этот метод
особенно широко применяется в исследовании
детского агрессивного поведения. Метод
наблюдения в настоящее время применяется
все чаще. Это объясняется тем, что развитие
кино и телевизионной техники позволяет
исследователям не только наблюдать поведение
испытуемого, но и сохранить его изображение
и привлекать к обсуждение изучаемого
явления широкий круг ученых. Наблюдение
- незаменимый источник информации: оно
либо наводит на гипотезу, либо применяется
на заключительном этапе исследования
для уточнения и интерпретации данных.
Наблюдения могут проводиться как в полевых
условиях, так и лабораториях.
Полевые наблюдения. Слово
“полевые” подразумевает наблюдение
за поведением людей в естественных условиях,
когда они занимаются повседневными делами,
и не помышляют об участии в каких-то психологических
исследованиях (например, можно следить
за детьми на игровой площадке). Такое
наблюдение допускает также вмешательство
со стороны наблюдателя. Существует целый
ряд методик, используемых при проведении
систематических исследований в полевых
условиях. Одна из наиболее общеупотребительных
методик заключается в том, что водителям,
остановившимся у светофора, при загорании
зеленого света мешают возобновить движение.
Затем наблюдают за их реакцией, которая
выражается в характере подаваемых ими
звуков, сигналов, в вербальных комментариях,
жестикуляция и т. д. В методиках, основанных
на прямой конфронтации, ассистент экспериментатора
грубо провоцирует испытуемых, толкая
их при посадке в общественный транспорт
или влезая перед ними в очередь. Эти методики
обеспечивают высокую степень реализма,
что позволяет получать валидные измерения
агрессии. Однако использование этих методик
сопряжено с серьезными этическими проблемами
и поэтому требуют от исследователя осторожности
и чувства меры.
При лабораторных наблюдениях агрессии
применяют несколько различных методик.
Старейшая и, вероятно наиболее известная
из них основывается на попытках измерения
уровня вербальной агрессии. Подобные
процедуры вполне безопасны и дают возможность
получить количественно выраженные данные
об уровне агрессии.
В литературе,
посвященной изучению человеческой агрессии,
приводятся данные о возможности применения
разнообразных психодиагностических
методик для выявления агрессии подростков.
Одной из наиболее значимых в плане выявления
различий между людьми по степени их агрессивности,
как отмечает С.Л. Соловьева является Миннесотский
многофакторный личностный опросник (MMPI),
а именно четвертая шкала – шкала психопатии
[1]. Однако эта шкала измеряет преимущественно
деструктивную тенденцию реализации агрессивности.
С целью изучения других, помимо деструктивной, форм агрессии, может применяться «Я-структурный» тест Г. Аммона (методика ISTA), которая находит все более широкое применение как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях [2]. Среди методов исследования агрессии большое место занимает метод анкетирования. С помощью анкет выявляется собственная агрессивность испытуемых или непосредственный опыт, связанный с агрессивным поведением других. Так, была создана анкета для выявления жизненного опыта, связанного с сексуальной агрессией [3]. Штраус и Штайнметц применяли анкеты в исследовательской программе, предназначенной для выявления причин и последствий насилия в семье [4]. Их опросник “Шкала тактики поведения в конфликтах” состоит из списка нарастающих по степени агрессивности действий.
К непосредственным, прямым способам измерения агрессивности относится специально разработанный опросник Басса-Дарки [5]. Опросник Басса-Дарки достаточно широко используется для изучения различных форм агрессивных и враждебных реакций. В основе методики Басса-Дарки, по мнению ее разработчиков, лежит понимание агрессии как особого ответа – «атаки», «содержащего стимулы, способные причинить вред другому существу». Положенная в ее основу концепция разделяет агрессию и враждебность (как «эмоциональную предпосылку» и скрытно-вербальную реакцию, которой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий») [6]. Так же используется методика диагностики агрессивности А. Ассингера, которая позволяет определить достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами, и легко ли им общаться с ним. Применяется методика многофакторного исследования личности Р. Кетелла, которая предназначена для измерения 16 факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах. Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) позволяет диагностировать самооценку следующих психических состояний: тревожность, фрустрированность, агрессивность, ригидность.
Некоторые
опросники предназначены для
изучения агрессивного
Для исследования выраженности черт враждебности и агрессивности применяется тест Роршаха [7]. Для использования теста Роршаха с целью выявления агрессивности Элизар разработал систему для измерения гневной или враждебной реакции испытуемого. В этой система ответы классифицируются по шести категориям, отражающим различные аспекты гнева и враждебности: негативные установки или эмоции; предметы, используемые в агрессивных целях; описания враждебного, злобного или агрессивного поведения; символические ассоциации с агрессией или гневом; амбивалентности или двусмысленности; нейтральные ответы, ничего не говорящие о гневе и враждебности [8]. Однако полученные с помощью теста Роршаха данные также не дают однозначных результатов. Так, в частности, Стоун обнаружил обратно пропорциональную зависимость между результатами определения агрессивности с помощью теста Роршаха и частотой явно агрессивных поведенческих актов [9]. Из проективных методик для исследования агрессивности применяется также «тест руки» Э.Вагнера и фрустрационный тест Розенцвейга [10]. Однако и применение этих методик не всегда выявляет соответствие диагностируемого свойства наблюдаемому поведению. «Тест руки» был предложен в 1962 году американскими психологами Б. Брикманом, З. Пиотровским и Э. Вагнером для оценки вероятности проявлений агрессивных тенденций в поведении. В нашей стране тест был адаптирован С.И. Ериной и Н.А. Колесниченко. Тест предназначен для оценки способности субъекта к деструктивным формам гетероагрессии. В результате адаптации было показано, что тест хорошо дифференцирует преступный и непреступный контингент. Для изучения агрессивности и враждебности детей могут быть использованы также различные рисуночные методы. Одним из таких методов является тест «Дом.Дерево.Человек» [11].
Подводя итоги выше изложенному можно сказать, что существует широкий выбор разнообразных методов и методик, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Оптимальный метод или методика должны определяться конкретной проблемой, интересующей исследователя по вопросам человеческой агрессии.
Выводы к I главе.
Таким образом,
исходя из вышесказанного, можно сделать
вывод, что агрессивное поведение детей и
подростков имеет сложную многофакторную
природу, его изучение требует, во-первых, реализации
системного подхода, выявляющего иерархию и
взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых,
При всем обилии появившихся исследований в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Таким образом, не существует единого мнения на определение агрессии и причины ее возникновения. Ни одна из теорий не может дать полный ответ на эти вопросы, а затрагивает только определенный аспект проблемы.
Глава 2. Эмпирическая характеристика агрессивного поведения подростков.
Мы проводили
диагностику на базе
В исследовании
принимали участие учащиеся 8 класса
в количестве 10 человек – 5 девочек
и 5 мальчиков. Методическую
Учащиеся прослушали
и отметили те утверждения,
которые соответствуют их
Как видно из таблицы 1 высокий уровень физической агрессии зафиксирован у 40% - 4 человек; косвенной агрессии у 30% - 3 человек; склонность к раздражению зафиксировано у 60% - 6 человек; негативизм наблюдается у 30% - 3 человек; обиды у 60% - 6 человек; подозрительности у 60% - 6 человек; вербальной агрессии у 70% - 7 человек; чувство вины у 40% - 4 человек. Средний уровень физической агрессии зафиксирован у 50% - 5 человек; косвенной агрессии 60% - 6 человек; склонности к раздражению у 30% - 3 человек; негативизма 40% - 4 человека; обиды у 20% - 2 человека; подозрительности у 20% - 2 человека; вербальной агрессии у 20% - 2 человека; чувства вины у 30% - 3 человек. Низкий уровень физической агрессии зафиксирован у 10% - 1 человека; косвенной агрессии у 10% - 1 человека; склонности к раздражению у 10% - 1 человека; негативизма 30% - 3 человек; обиды у 20% - 2 человек; подозрительности у 20% - 2 человек; вербальной агрессии у 10% - 1 человека; чувства вины у 30% - 3 человек.
Результаты методики Басса-Дарки.
Таблица 1.
Шкала агрессии |
Испытуемые | ||
№ п/п |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Физическая агрессия |
1 чел 10% |
5 чел 50% |
4 чел 40% |
Косвенная |
1чел 10% |
6чел 60% |
3чел 30% |
Раздражение |
1чел 10% |
3 чел 30% |
6 чел 60% |
Негативизм |
3 чел 30% |
4чел 40% |
3чел 30% |
Обида |
2 чел 20% |
2 чел 20% |
6 чел 60% |
Подозрительность |
2 чел 20% |
2чел 20% |
6 чел 60% |
Вербальная агрессия |
1чел 10% |
2чел 20% |
7чел 70% |
Чувство вины |
3 чел 30% |
3 чел 30% |
4чел 40% |
Результаты представленные в таблице 2 показывают, что 2 испытуемых склонны к проявлению агрессивного поведения. Испытуемый № 4 (ИА) – 31, (ИВ) – 15; испытуемый № 7 (ИА) – 26, (ИВ) – 13. Это говорит о том, что данные подростки конфликтны, часто не могут справиться со своим гневом и могут срывать свое плохое настроение на окружающих, они могут быть неспособны к сознательной кооперации. Но чаще всего их агрессивное поведение выражается лишь в вербальной форме и не переходит на физическую. У 7 испытуемых индекс агрессии находится в норме. Это говорит о том, что эти испытуемые умеренно агрессивны и достаточно уверены в своём поведении и своих поступках. Но бывает они вспыльчивы по отношению к окружающим и резки при общении со сверстниками. И только у 1 испытуемый характеризуется низким уровнем агрессии. Он миролюбив, что может быть обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях, также очень зависит от мнения старшего поколения.
Информация о работе Исследование агрессивного поведения подростков