Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:26, курсовая работа
Цель исследования: изучить агрессивное поведение подростков и технологию его преодоления.
Задачи исследования: 1) изучить социально-психологическую литературу по теме настоящего исследования; 2) проанализировать диагностические методики, используемые по теме курсовой работы; 3) эмпирически изучить влияние семейного воспитания на агрессивное поведение подростков; 4) предложить пути оптимизации для снижения проявления агрессивного поведения подростков.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования психосоциальной характеристики агрессивного поведения подростков.
Понятие, виды, причины и история исследования агрессивного поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Методы и методики исследования агрессивного
поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Глава II. Эмпирическая характеристика агрессивного поведения подростков.
2.1. Эмпирический анализ агрессивного поведения подростков. . . . . . . . . . 23
2.2. Анализ факторов, влияющих на агрессивное
поведение подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3. Анализ практики и пути оптимизации агрессивного
поведения подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Результаты методики Басса-Дарки.
Таблица 2.
Испытуемые |
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
Раздражение |
Негативизм |
Обида |
Подозрительность |
Вербальная агрессия |
Чувство вины |
Индекс агрессивность |
Индекс враждебности |
№1 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
2 |
5 |
8 |
13 |
7 |
№2 |
5 |
6 |
7 |
5 |
3 |
7 |
12 |
5 |
24 |
10 |
№3 |
4 |
7 |
9 |
5 |
6 |
8 |
9 |
8 |
20 |
14 |
№4 |
8 |
7 |
11 |
5 |
6 |
9 |
12 |
9 |
31 |
15 |
№5 |
3 |
5 |
8 |
1 |
2 |
3 |
8 |
3 |
19 |
5 |
№6 |
5 |
4 |
9 |
1 |
7 |
8 |
7 |
8 |
21 |
15 |
№7 |
8 |
6 |
7 |
3 |
7 |
6 |
11 |
6 |
26 |
13 |
№8 |
6 |
3 |
7 |
2 |
7 |
6 |
6 |
5 |
19 |
13 |
№9 |
5 |
8 |
9 |
4 |
6 |
8 |
9 |
2 |
23 |
14 |
№10 |
4 |
5 |
9 |
3 |
5 |
10 |
9 |
2 |
25 |
15 |
Анализ результатов, показанных
на рис.1 позволяет сделать следующие выводы:
у 41,6 % респондентов преобладает авторитарный
стиль отношения к воспитанию своих детей.
Это говорит о том, что родители требуют
от подростка беспрекословного подчинения
и не считают, что должны ему объяснять
причины своих указаний и запретов. Они
жестко контролируют все сферы жизни.
Причём могут это делать и не вполне корректно.
Дети в таких семьях обычно замыкаются,
и их общение с родителями нарушается.
Но наиболее худшим результатом такого
воспитания становится тревожность и
агрессивность детей, которую они проявляют
в отношении окружающих. 41,6 % респондентов
преобладает демократический стиль воспитания.
Исходя из этого, можно сказать, что в этих
семьях родители ценят в поведении подростка
и самостоятельность, и дисциплинированность.
Они сами предоставляют ему право быть
самостоятельным в каких-то областях его
жизни; не ущемляя его прав, одновременно
требуют выполнения обязанностей; считаются
с его мнением в решении каких-либо семейных
проблем. Контроль, основан на тёплых чувствах
и разумной заботе. 16,6 % респондентов преобладает
либерально-попустительский тип воспитания.
Из этого можно сделать вывод, что в этих
семьях мало уделяется внимания детям,
они часто предоставлены сами себе. При
решении важных семейных вопросов мнение
детей может остаться не услышанным.
Рис. 1 Результаты диагностики родительского отношения (Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин).
Подводя итог необходимо
отметить, что дети, у которых
выявлен высокий уровень
2.2 Анализ факторов, влияющих на агрессивное поведение подростков.
Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Копырло и др.).
Авторы, занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.
В частности, была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или сверстников [34].
Р. Бэрон, Д. Ричардсон также указывают на зависимость между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей, которая основана на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителями поведения детей [5]. Было выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением [6].
Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К. Левин в своем исследовании также выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка:
- cнисходительность, т.е. степень готовности родителей прощать поступки, понимать и принимать ребенка;
- cтрогость наказания
родителями агрессивного
Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция - в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Родители более агрессивных детей вели себя так, как будто любое поведение детей прилично, не делая свое отношение к агрессии более ясным. Однако, когда ребенок совершал проступок, он был строго наказан. Строгость родителей, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителей, но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно.
После проведения
эмпирического исследования, были
установлены факторы, которые
влияют на агрессивное
Корреляционный анализ дает возможность точной количественной оценки степени согласованности изменении (варьирования) двух и более признаков. Степень согласованности изменении характеризует теснота связи – абсолютная величина коэффициента корреляции.
Наличие корреляции между двумя результатами, в сущности, означает, что при изменении одного результата другой также изменяется – таким образом, между результатами существует, выявляется связь.
Коэффициент корреляции варьирует в диапазоне от -1 до +1. отрицательный коэффициент корреляции свидетельствует о разной направленности варьирования признаков: при изменении одного в сторону увеличения, другой уменьшается и обратно. При низких значениях коэффициента корреляции (не превышающей 0,2 при n ≤30) корреляция, как правило, не является статистически значимой.
Полученные результаты выглядят следующим образом: отношения родителей к неудачам подростка влияют на проявлении физической и вербальной агрессии ( х1 коррелирует с х15 = 0,94216833; х7 коррелирует с х15 = 0,61622448), контроль со стороны родителей будет влиять на проявление обиды со стороны подростка ( х5 коррелирует с х14 = 0, 56104989). (см. приложение 7)
Проанализировав результат корреляции, мы можем сделать вывод о том, что существует прямая связь между особенностями воспитания детей и проявлением их агрессивного поведения. Из этого следует, что развитие высокой агрессивности, тревожности, враждебности наблюдается в большей степени в семьях с авторитарным стилем воспитания. Для таких семей характерно следующее: родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ребенку свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными способностями, привычками и мыслями.
И наоборот, чем демократичнее
стиль воспитания, тем уровень
агрессивности и враждебности
находятся на нормальном
Для детей с попустительским стилем воспитания характерна высокая тревожность и низкая самоуверенность, агрессивность в поведении развита средне, но в зависимости от ситуации она может проявиться в вербальной форме. В общем, для семей, которые избирают попустительский стиль воспитания детей характерно некое отвержение своего ребёнка. Дети в таких семьях недоверчивы, могут испытывать трудности в общении, но они испытывают огромную необходимость в родительской любви и заботе, которой им очень нахватает. Родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума и дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
Таким образом, из описанных нами факторов ясно, что особенности стилей семейного воспитания влияют на проявление агрессивного поведения подростков. То есть, заявленная нами гипотеза полностью нашла своё подтверждение.
2.3 Анализ практики и пути оптимизации агрессивного поведения подростков.
Практическая
часть работы проводилась в
Лашманской СОШ им. академика
Канайкина В.А. п. Лашма
Целью этой программы было:
- помочь подросткам справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками;
- дать подросткам знания об умении вести себя в состоянии агрессии;
- устранить искажение эмоционального реагирования и стереотипов поведения;
- устранить искажение эмоционального реагирования и стереотипов поведения;
- провести реконструкцию положительных контактов подростков со сверстниками.
Задачи программы:
- устранение психического дискомфорта, агрессивности и враждебности.
- научение подростков приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
-научение подростков способам выражения гнева.
- формирование таких качеств как уважение, доверие к людям.
- формирование адекватной самооценки.
- отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
На основе этой программы для снижения уровня агрессивности у подростков был разработан и реализован социальный проект, целью которого являлось определение основных направлений профессиональной деятельности по снижению агрессивного поведение учащихся 8 класса Лашманской СОШ им. академика Канайкина В.А. ( см. приложение 3)
Работа проводилась
с учащимися 8-х классов. В
начале работы были собраны
диагностические материалы,
Задачи:
- обучить подростков приёмам общения, стимулируя развитие их коммуникативной культуры.
- сформировать умение конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;
Информация о работе Исследование агрессивного поведения подростков