Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:48, курсовая работа
Цель работы: изучение индивидуально-типологических особенностей студентов – будущих психологов.
Объект исследования: типологические особенности личности.
Предметом исследования особенности типологических черт студентов.
Введение
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ – БУДУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ
1.1.Понятие об индивидуально-типологических особенностях личности
1.2. Психологические особенности студентов
1.3. Индивидуально-типологические особенности студентов – будущих психологов
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
2.1. Диагностическая программа исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Содержание
Введение |
3 |
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ |
7 |
1.1.Понятие об индивидуально-типологических особенностях личности |
7 |
1.2. Психологические особенности студентов |
11 |
1.3. Индивидуально-типологические особенности студентов - будущих психологов |
18 |
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
2.1. Диагностическая программа исследования |
27 |
2.2. Анализ результатов исследования |
30 |
2.3 Выводы и рекомендации |
35 |
Заключение |
37 |
Список используемой литературы |
40 |
Приложения |
42 |
Введение
Изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, расширили поле для проявления инициативы и свободного выбора, и в тоже время обострили конкурентоспособность на рынке труда, повысили требования к личностным качествам и профессионализму персонала. Устойчивый профессиональный и карьерный рост личности во многом обусловлен целым рядом личностных и профессионально важных качеств, где доминирующее место занимает организованность личности, позволяющая не только успешно справляться с учебной и профессиональной деятельностью, но и постоянно совершенствоваться, самореализовываться и самоактуализироваться.
В настоящее время, в связи с глубокими и быстро протекающими социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, демократизацией и гуманизацией общества, резко возросла значимость помогающих профессий социономического типа (профессии системы «человек-человек»), представителями которой являются врачи, психологи, педагоги, специалисты социальной работы. Профессиональная деятельность данных специалистов направлена к достижению таких гуманистических и общественных идеалов, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни, от их профессионализма зависит здоровье и жизнь других людей, обратившихся к ним за помощью и поддержкой.
Поскольку в этих сферах социальной практики средством профессиональной деятельности выступает сама личность специалиста, особую актуальность приобретают такие вопросы, как кто те люди, которые осуществляют свой профессиональный выбор в ее пользу (каковы их качества, стремления, интересы)? Какими мотивами они руководствуются, осуществляя данный профессиональный выбор? Иными словами, требуется пристальное внимание к особенностям процесса их личностно-профессионального самоопределения, к условиям, оказывающим на него влияние.
Резко возросшие в последнее время требования к профессионализму специалистов с высшим образованием стимулируют поиски новых подходов в оказании помощи и поддержки студентам, находящимся на этапе профессионального обучения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного освоения профессии, который как раз и приходится на время обучения в вузе, осуществляется процесс как жизненного, так и профессионального самоопределения молодого человека, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения.
Для организации такой психологической поддержки требуется знание социально-психологических особенностей профессионального самоопределения молодого человека на этапе обучения в вузе, что позволит решить проблему построения такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.
Несмотря на то, что в современной науке и практике большое внимание уделяется вопросам организации обучения, до сих пор малоизученной оказывается проблема, связанная с исследованием личностных качеств, способствующих большей успешности и продуктивности в различных видах деятельности. Одним из таких качеств выступает организованность. Современные исследования, посвященные данному вопросу, проливают свет на полоролевые и возрастные ее аспекты, однако малоизученной остается проблема, связанная с индивидуально-типологическими особенностями ее проявления и развития в процессе профессиональной подготовки. В то же время, для целенаправленного формирования, необходимо учитывать индивидуальные особенности данного качества. В современных условиях в период социально-экономических кризисов обострена потребность в высокоорганизованных личностях способных к решению проблем любой сложности, с другой отсутствуют научно обоснованные знания об индивидуальных и типологических особенностях проявления данного личностного образования.
Цель работы: изучение индивидуально-типологических особенностей студентов - будущих психологов.
Объект исследования: типологические особенности личности.
Предметом исследования особенности типологических черт студентов.
Гипотеза исследования: мы предположили, что для студентов - будущих психологов, характерны периодические смены настроения, а также наличие таких особенностей как высокая контактность, выраженность мимики и жестов, легкомыслие.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволяет сформулировать следующие задачи:
1. Дать оценку индивидуально-типологических особенностей личности.
2. Выявить психологические особенности студентов.
3. Проанализировать индивидуально-типологические особенности студентов - будущих психологов.
4. Подобрать основные методики для изучения индивидуально-психологических особенностей студентов - будущих психологов.
5. Проанализировать результаты исследования по данным методикам.
6. Выявить процент наиболее часто встречающихся типов личностей в исследуемой группе студентов.
Для решения поставленных цели и задач в работе использовались следующие методы:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Психолого-педагогический эксперимент (констатирующий).
Метод обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Метод представления данных - таблицы.
Для изучения индивидуально-типологических особенностей студентов - будущих психологов использовались следующие диагностические методики:
- Методика определения типа характера по К.Юнгу;
- Методика определений акцентуаций характера К.Леонгарда;
- Адаптированный характерологический опросник К.Леонгарда - Г. Шмишека.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Тульский Государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого». В исследовании принимали участие студенты 2 курса факультета психологии группы 2Б, в количестве 20 человек.
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
СТУДЕНТОВ - БУДУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру предстваленности общественных отношений в индивиде (По А.Н. Леонтьеву).
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.
Эндопсихика (биологическое) как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека.
Экзопсихика (социальное) определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может, так или иначе, относится.
Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность т.д., а экзопсихика - систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.
Биологическое, входя в личность человека, становится социальным.
Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности.
Итак, признавая роль и природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.
Структуру личности составляют характер, темперамент и способности.
В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.
Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Становление характера происходит в условиях включения личности в разные по уровню развития социальные группы.
Характер человека всегда многогранен. В нем могут быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка), решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к сильному), конформности (не оказаться «белой вороной»), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (во всяком случае, при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности. Однако не всегда человек трусливый может вести себя именно так, он может вести себя даже нагло, вуалируя тем самым свой недостаток, но конечно, выше перечисленные качества будут преобладать.
Среди черт характера некоторые могут выступать как основные. В жизни встречаются более цельные характеры и противоречивые. Среди цельных характеров можно, по крайней мере, выделить определенные типы.
Характер человека проявляется:
1. В том, как он относится к другим людям;
2. Показательно для характера отношение человека к себе;
3.Характер обнаруживается в отношении человека к делу;
4. Характер проявляется в отношении человека к вещам.
Акцентуация черт характера. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.
Акцентуация характера - это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.
Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но сведение ее к патологии неправомерно.
Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера: Интровертный тип характера, для которого свойственна замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя; экстровертный тип - эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность; неуправляемый тип - импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.