Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:48, курсовая работа
Цель работы: изучение индивидуально-типологических особенностей студентов – будущих психологов.
Объект исследования: типологические особенности личности.
Предметом исследования особенности типологических черт студентов.
Введение
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ – БУДУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ
1.1.Понятие об индивидуально-типологических особенностях личности
1.2. Психологические особенности студентов
1.3. Индивидуально-типологические особенности студентов – будущих психологов
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
2.1. Диагностическая программа исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Вывод. В зависимости от степени развития адаптационного потенциала личности человек более или менее успешно формирует свое поведение в различных ситуациях. Следует говорить не о постоянстве поведения, а о постоянстве черт, определяющих адекватность поведения в тех или иных условиях.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
2.1. Диагностическая программа исследования
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Тульский Государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого». В исследовании принимали участие студенты 2 курса факультета психологии группы 2Б, в количестве 20 человек.
Ниже в таблице 1 представлено краткое описание методик, используемых в диагностической программе. Полный текст методик представлен в конце приложения.
Таблица 1
Диагностическая программа исследования индивидуально-типологических особенностей студентов - будущих психологов
Название методики |
Цель |
Методика определения типа характера по К.Юнгу |
Определение типа характера |
Методика определения акцентуаций характера К.Леонгарда |
Оценивание уровня акцентуированного выражения личности |
Адаптированный характерологический опросник К.Леонгарда-Г.Шмишека |
Выявления типа акцентуации характера |
Ниже представлено краткое описание методик, использованных в диагностической программе.
Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий - патологических расстройств личности. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая - склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая - о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая - силу и выраженность эмоционального реагирования. Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается.
При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.
2.2. Анализ результатов исследования
АНАЛИЗ ТИПА ХАРАКТЕРА ПО К. ЮНГУ.
В результате исследования определения типов характера по К.Юнгу получены следующие результаты:
15 человек (75%) - амбиверсия. Данные люди занимают промежуточное положение между направленностью своего поведения во внутрь и наружу.
Экстраверсия была выявлена у 3 испытуемых (15%). Люди данного типа активны, деятельны, безрассудны и неосмотрительны.
Интроверсия была выявлена лишь у 2 испытуемых (10%). Для данной группы людей характерна ориентация на внутренний личностный фактор.
Для студентов - будущих психологов больше всего характерна амбиверсия. При обследовании она выявлена у 15 опрошенных. Амбивертам присущи черты экстра- и интроверсии. Им свойственны общительность, и замкнутость; пассивность и активные действия. Все зависит от места и времени действия. У них вполне устойчивая психологическая ориентация на мир внешних объектов (экстраверсия) и на внутренний субъективный мир (интраверсия).
Интроверсия выявлена у 3 опрошенных. Для неё характерны низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности. Такие люди любят одиночество, вступают в конфликты с окружающими только при попытках вмешательства в их личную жизнь, обладают такими привлекательными чертами как сдержанность, принципиальность.
Экстраверсия характерна для двух оставшихся тестируемых. Для неё характерны высокая контактность, открытость. Привлекательными чертами являются готовность внимательно выслушать другого и исполнительность.
Отталкивающие черты: подверженность влиянию, необдуманность поступков.
Результаты диагностики по методике К.Леонгарда представлены в таблице 2.
Таблица 2. АНАЛИЗ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПО К. ЛЕОНГАРДУ
Баллы
1. |
Г-1 |
Гипертимы |
21,21,15,12,18,18,24,9,18,24, 3,12,15,15,21,21 |
2. |
Г-2 |
Застревающие, ригидные |
14,16,16,16,14,10,16,14,18,8, 16,12,10,12,16,14 |
3. |
Г-3 |
Эмотивные, лабильные |
18,21,9,18,21,18,15,18,18,18, 18,18,18,9,18,15 |
4. |
Г-4 |
Педантичные |
12,16,14,18,18,15,16,20,12,8, 8,10,22,8,14,12 |
5. |
Г-5 |
Тревожные |
21,9,15,18,15,21,12,15,6,15,9, 12,9,21,21,18 |
6. |
Г-6 |
Циклотимные |
24,24,15,21,21,18,15,24,6,9,6, 21,12,21,15,15 |
7. |
Г-7 |
Демонстративные |
14,18,20,14,18,14,10,14,16,22, 18,16,16,18,10,14 |
8. |
Г-8 |
Неуравновешенные, возбудимые |
21,15,6,18,18,15,8,15,0,9,3,9, 12,12,15,6 |
9. |
Г-9 |
Дистимичные |
3,12,6,12,9,12,18,9,3,9,6,6,9, 15,12 |
10. |
Г-10 |
Экзальтированные |
12,12,18,24,24,18,18,24,12,12, 18,18,12,12,24,12 |
В ходе исследования были получены следующие результаты:
Для студентов - будущих психологов весьма характерны черты гипертимного, циклотивного и экзальтированного типов.
Циклоидный тип выявлен у 7 студентов -будущих психологов. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего также часто меняется мера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного - замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертивной акцентуацией характера, а в период спада - как люди с дистивной акцентуацией.
6 студентов - будущих психологов относятся к гипертивному типу. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов и мимики. Такой человек часто отклоняется от первоначальной темы разговора. У него возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям.
Трое из тестируемых имеют экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем лиц данной типологической группы привязаны и внимательны к друзьям и к близким. Они альтруистичны, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающей чертой является подверженность сиюминутным настроениям.
Так же у студентов - будущих психологов выявлены один педантичный и один тревожный тип. Подросток с акцентуацией педантичного типа редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. Он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем такие люди уступают лидерство другим, иногда изводят домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах.
Отталкивающая черта, способствующая возникновению конфликтов - формализм.
Для людей с тревожной акцентуацией характера свойственна низкая контактность, робость, неуверенность в себе. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры.
Привлекательные черты: дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
Для оставшихся двух студентов - будущих психологов выраженные акцентуации какого-либо типа нехарактерны.
Результаты диагностики по опроснику К.Леонгарда-Г.Шмишека представлены в таблице 3.
Таблица 3. АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА ПО ОПРОСНИКУ К. ЛЕОНГАРДА-Г.ШМИШЕКА
№ п/п |
Название типа характера по К. Леонгарду |
Оценка акцентуации (баллы) |
1. |
Гипертимный |
70,60,70,50,58,58,35,60,58,75, |
2. |
Возбудимый |
63,62,62,65,55,58,40,35,55,37, |
3. |
Эмотивный |
53,60,50,55,53,48,48,55,53,50, |
4. |
Дистимический |
73,70,60,63,53,50,50,45,53,58, |
5. |
Тревожно-боязливый |
65,60,60,68,58,65,33,53,38,55, |
6. |
Аффективно-экзальтированный |
65,60,75,73,65,45,75,55,55,65, |
7. |
Аффективно-лабильный |
78,55,63,68,58,63,53,75,43,55, |
8. |
Застревающий (неуравновешенный) |
53,35,55,75,55,43,53,80,43,73, |
9. |
Педантичный |
50,47,48,57,58,58,30,60,32,57, |
10 |
Демонстративный |
70,45,67,60,50,52,62,45,60,58, |
Согласно проведенному исследованию по данному опроснику мы видим, что у студентов - будущих психологов преобладают черты гипертивного, аффективно-экзальтированного, демонстративного типов.
Редко встречаются особенности тревожно-боязливого, дистимического, в меньшей степени застревающего типа.
2.3 Выводы и рекомендации
Практически у всех студентов исследуемого возраста наблюдаются те или иные акцентуации характера, не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении.
Со временем они потеряют свою остроту, но с возрастом могут вновь проявиться (особенно при возникновении заболевания).