Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:48, курсовая работа
Цель работы: изучение индивидуально-типологических особенностей студентов – будущих психологов.
Объект исследования: типологические особенности личности.
Предметом исследования особенности типологических черт студентов.
Введение
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ – БУДУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ
1.1.Понятие об индивидуально-типологических особенностях личности
1.2. Психологические особенности студентов
1.3. Индивидуально-типологические особенности студентов – будущих психологов
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
2.1. Диагностическая программа исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают старшие, поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят; «Если есть ученик, учитель найдется». В этом высказывании заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться.
Пример для подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью характера, герой войны, передовой ученый и т. д. Кроме этого, особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.
Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассмотрены индивидуально-типологические особенности студентов будущих психологов.
Профессиональное становление психолога является сложным, длительным и противоречивым процессом. Особенности деятельности таких специалистов предполагают не только когнитивное, но и личностное, индивидуальное развитие, так как личность психолога должна быть релевантной его профессиональной деятельности. Поэтому особо важной становится проблема изучения становления идентичности психологов, что связано с необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов, работающих в системе человек-человек. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет определить теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.
Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей.
1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.
2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.
3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.
Для изучения индивидуально-типологических особенностей студентов будущих психологов, нами использовались следующие психодиагностические методики:
- методика определения типа характера по К.Юнгу;
- методика определения акцентуаций характера К.Леонгарда;
- адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека.
Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы.
15 человек (75%) - амбиверсия. Данные люди занимают промежуточное положение между направленностью своего поведения во внутрь и наружу.
Экстраверсия была выявлена у 3 испытуемых (15%). Люди данного типа активны, деятельны, безрассудны и неосмотрительны.
Интроверсия была выявлена лишь у 2 испытуемых (10%). Для данной группы людей характерна ориентация на внутренний личностный фактор.
Вопросы профессионального становления студентов и формирования их готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения.
Первичное освоение профессии происходит в процессе обучения в ВУЗе, определяется жизненная мировоззренческая позиция молодого человека, изучаются индивидуализированные способы деятельности, формы поведения и общения.
Важно учитывать индивидуально-типологические особенности личности и формирующиеся на их основе факторы привлекательности профессии, которые являются основой общего и профессионального развития.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ХАРАКТЕРА
ПО К. ЮНГУ
Давайте ответ на поставленный вопрос (вариант ответа а или б подчеркните).
1. Что Вы предпочитаете?
а) немного близких друзей;
б) большую товарищескую компанию.
2. Какие книги Вы предпочитаете читать?
а) с занимательным сюжетом;
б) с раскрытием переживаний другого.
3. Что Вы скорее можете допустить в работе?
а) опоздание;
б) ошибки.
4. Если Вы совершаете дурной поступок, то:
а) остро переживаете;
б) острых переживаний нет.
5. Как Вы сходитесь с людьми?
а) быстро, легко;
б) медленно, осторожно.
6. Считаете ли Вы себя обидчивым?
а) да;
б) нет.
7. Склонны ли Вы смеяться от души?
а) да;
б) нет.
8. Считаете ли Вы себя:
а) молчаливым:
б) разговорчивым.
9. Откровенны ли Вы или скрытны?
а) откровенен;
б) скрытен.
10. Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний?
а) да;
б) нет.
11. Находясь в обществе,
Вы предпочитаете:
а) говорить;
б) слушать.
12. Часто ли Вы переживаете недовольство собой?
а) да;
б) нет.
13. Любите ли Вы что-нибудь организовывать?
а) да;
б) нет.
14. Хотелось бы Вам вести интимный дневник?
а) да;
б) нет.
15. Быстро ли Вы переходите от решения к выполнению?
а) да;
б) нет.
16. Легко ли меняется Ваше настроение?
а) да;
б) нет.
17. Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои взгляды?
а) да;
б) нет.
18. Ваши движения
а) быстры;
б) медленны.
19. Вы беспокоитесь о возможных неприятностях?
а) часто;
б) редко.
20. В затруднительных случаях Вы:
а) спешите обратиться за помощью;
б) не обращаетесь.
КЛЮЧ к методике «Типология личности».
О Вашей экстраверсии говорят следующие варианты ответов: 16, 2а, 36, 5а, 66, 7а, 86, 9а, 106, 11а, 126, 13а, 146, 15а, 16а, 17а, 18а, 196, 20а.
Подсчитывается количество совпавших ответов и умножается на 5.
Баллы 0-35 - интроверсия
Баллы 36-65 - амбиверсия
Баллы 66-100 - экстраверсия
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ
ХАРАКТЕРА К. ЛЕОНГАРДА
Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» («да»), если нет -- знак «-» («нет»). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. У Вас часто веселое и беззаботное настроение?
2. Вы чувствительны к оскорблениям?
3. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и пр.?
4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно до тех пор, пока еще раз не убедитесь в том, что все сделано правильно?
5. В детстве Вы были таким же отчаянным и смелым, как все Ваши сверстники?
6. Часто ли у Вас меняется настроение от состояния безразличия до отвращения к жизни?
7. Являетесь ли Вы центром внимания в коллективе, в компании?
8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?
9. Вы серьезный человек?
10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-либо?
11. Предприимчивы ли Вы?
12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то оскорбит?
13. Мягкосердечны ли Вы?
14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало?
15. Стремитесь ли Вы считаться в числе лучших сотрудников?
16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой, а может, такое чувство бывает и теперь?
17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?
18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств?
19. Любят ли Вас Ваши знакомые?
20. Часто ли у Вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?
21. У Вас часто бывает несколько подавленное настроение?
22. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерики или нервные срывы?
23. Трудно ли Вам усидеть на одном месте?
24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?
25. Можете ли Вы зарезать курицу, овцу?
26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно и Вы сразу же стремитесь поправить их?
27. В детстве Вы боялись оставаться один в доме?
28. Часто ли у Вас беспричинно меняется настроение?
29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным специалистом в своем деле?
30. Быстро ли Вы начинаете злиться или впадать в гнев?
31. Можете ли Вы быть совсем веселым?
32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?
33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий, конферансье в концерте, представлении?