Исследование индивидуально-типологических особенностей студентов - будущих психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение индивидуально-типологических особенностей студентов – будущих психологов.
Объект исследования: типологические особенности личности.
Предметом исследования особенности типологических черт студентов.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ – БУДУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ
1.1.Понятие об индивидуально-типологических особенностях личности
1.2. Психологические особенности студентов
1.3. Индивидуально-типологические особенности студентов – будущих психологов
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

2.1. Диагностическая программа исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 2.35 Мб (Скачать файл)

Таким образом, только учитывая возрастные особенности студентов, мы можем эффективно развить их познавательную активность. Последнее -- один из ведущих механизмов, обеспечивающих в дальнейшем высокий уровень самостоятельности и ответственности студента. 

 

 

 

 

 

 

1.3. Индивидуально-типологические особенности студентов -

будущих психологов

 

В современный период развития психологической науки и практики, на данном этапе формирования высшего психологического образования, учитываются не только профессиональные качества будущих специалистов-психологов. Обоснованно считается, что и личностные качества (личностные качества, в свою очередь, предопределяются возрастными особенностями) студентов-психологов имеют очень важную роль в становлении их как профессионалов, осуществляющих общественно полезную деятельность в социуме. Более того, в современной научной и практической психологии априори постулируется, что развитие личностных качеств психологов, особенно на этапе формирования их как специалистов, детерминирует формирование их профессиональных качеств (Божович Л.И., Дубровина И.В., Климов Е.А., Пряжников Л.С.). [2,5,14,11]. Именно поэтому необходимо знать и вовремя распознавать, в процессе профессионального развития личности студентов-психологов, имеющиеся у них сложности в общении и взаимодействии с другими людьми и в понимании самих себя. Нужно психологически помогать студентам-психологам на раннем этапе их становления в профессии, надо психолого-педагогически сопровождать их на пути профессионального становления, которое активно осуществляется во время обучения в ВУЗе.

Сфера профессиональной деятельности психологов относится к системе общественных отношений «человек-человек». В этой связи мы отмечаем, что в ВУЗах на психологических факультетах, в ходе педагогического процесса требуется целенаправленно развивать те личностно-профессиональные качества студентов-психологов, которые непосредственно влияют на их отношение к самим себе, на их общение и взаимодействие с другими людьми. По нашему мнению, такими профессионально важными личностными свойствами студентов-психологов, наряду с прочими психологическими личностными образованиями, являются система психологических защитных механизмов личности и структура стратегий поведения личности в конфликте.

Наравне с личностными и социальными особенностями студентов-психологов, необходимо знать и учитывать и возрастные психофизиологические закономерности формирования личности в юношеском возрасте, - возрасте, когда большинство специалистов-психологов (как и профессионалов других профессий) получают высшее образование. Знание данных психофилогенетических закономерностей развития личности позволяет нацелено осуществлять целостный и непрерывный педагогический процесс в высшей школе, адекватно распределять образовательные усилия человека на весь период обучения в ВУЗе. На основе сказанного выше, мы и произведём краткий психологический анализ социально-психологических и «профориентационных» особенностей юношеского (студенческого) возраста на примере студентов-психологов.

Так что же влияет на выбор профессии в юношеском возрасте, и какими личностными характеристиками обладает (должен обладать) человек, который решил посвятить себя профессии "Психолог"? Процесс личностно-профессионального развития психолога в системе высшего образования рассматривается в качестве закономерного изменения системного единства его личности и деятельности. Формирование и развитие личностных субъектных функций психолога - совокупный результат осуществления комплексного образовательного процесса в высшей школе, в котором реализуются стратегии, модели, алгоритмы и технологии продуктивного совершенствования профессионально важных качеств личности будущего специалиста. Разрешение внутренних и внешних противоречий обеспечивает достижение соответствия интеллектуальных, эмоционально-волевых и других профессионально значимых качеств, функционального состояния будущего психолога, - целям, требованиям и условиям социокультурной среды. Выявленные противоречия проявляются через несоответствие этим требованиям базовых компонентов личностного потенциала студента и образовательного процесса (Абрамова Г.С., Божович Л.И.). [1,2].

Среди общих личностно-профессиональных качеств психолога в психологии научно-практически традиционно выделены следующие параметры: на психофизиологическом уровне - эмоциональная устойчивость, выдержка, спокойствие, способность реально взвешивать обстановку, устойчивость к стрессу, сильный тип нервной системы; на интеллектуальном уровне - научно-гуманистическое мировоззрение, логичность мышления, сензитивность, профессиональная рефлексия, четкое представление о сложности и противоречивости природы психики и поведения человека; творчество, проницательность, аналитичность и прогностичность; на личностном уровне - фасилятивность, социабильность, направленность на другого, профессиональная мотивированность, активность, коммуникабельность и великодушие к людям, тактичность и дипломатичность в общении, подчинение своих интересов интересам другого и группы, нравственность, добросовестность, ответственность, смелость в решении практических вопросов (Божович Л.И., Климов Е.А., Митина Л.М., Пряжников Л.С.). [2,11,18,14]

Специфика содержания труда психолога актуализирует две его личностные стороны: нравственно-психологическую и «психотехническую». Психолог должен уметь постигать причины и следствия самопроявлений другого человека, прогнозировать поведение, адекватно воздействовать на других людей. Здесь очень важно явление эмпатии. «Рациональный канал» эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления на другого человека - его состояния, проблемы поведения. «Эмоциональный канал» эмпатии - способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать (энергетическая подстройка к эмпатируемому). «Интуитивный канал» эмпатии - способность «видеть» поведение партнера, действовать в условиях дефицита информации о нем, опираясь на опыт, «хранящийся» в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнере по взаимодействию. С учетом отмеченного, личностно-профессиональное развитие психолога в высшей школе обозначает путь от незнания к знанию, к осознанию призвания быть психологом и овладению психологической профессией. «Формулу действия» психолога В.М. Розин (2001) определяет как максимум рефлексии и культуры мышления, максимум осторожности, максимум ответственности. В связи с этим особое внимание учёными-практиками обращается на организацию рефлективного мышления студентов в процессе учебно-познавательной деятельности, проблемно-деятельностное развитие их интеллектуальных качеств (Божович Л.И., Каменская Е.Н., Климов Е.А., Пряжников Л.С.). [2,9,11,14]

Исходя из того, что личностно-профессиональное развитие понимается нами как непрерывный процесс личностных, деятельностных и социокультурных изменений, происходящих во времени и под влиянием соответствующего обучения, воспитания и самосовершенствования, включающего формирование не только теоретических, методологических, методических знаний, но и овладение специальными технологиями, - важно всесторонне оценить и проследить изменение и динамику уровня личностно-профессионального развития психолога и оптимальность достижения этой генеральной цели. Главное заключается в том, чтобы, активизируя у студентов-психологов основные мотивационные противоречия личностно-профессионального развития (противоречие между наличным и желаемым), - создать оптимальные условия для их разрешения в познавательной деятельности, придать личностный смысл собственному профессиональному развитию. Это предполагает изменение силы и структуры мотивации студентов-психологов через активизацию сознательно-волевой работы личности по усвоению смыслового содержания «знаемых» мотивов, избирательную актуализацию побуждений, опредмечивание значимых для личности потребностей и т.п. (Божович Л.И., Каменская Е.Н., Климов Е.А., Прихожан А.М., Пряжников Л.С..). [2,9,11,14,20].

В социально-психологические характеристики личности входят и профессиональные предпочтения, поэтому мы будем рассматривать их "совместно" с социально-психологическими особенностями студентов-психологов. Восхождение человека к профессионализму - это целостный непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с этапа выбора профессии. [5]. Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит формирование индивидуального стиля жизни и деятельности, частью которых является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей с существующей системой разделения труда. [16]

Согласно позиции Пряжникова Л.С. (2003) именно в юношеском возрастном периоде юноши и девушки всерьез задумываются о выборе профессии. Решение принимается в зависимости от того, что влияет на их выбор: желание родителей и близких людей, обстоятельства вынуждающие отдать предпочтение тому или иному роду деятельности, способности и склонности, личное желание заняться тем или иным делом, престиж и большая разрекламированность той или иной профессии и т.д. [14].

По мнению Кулагиной И.Ю. и Колюцкого В.Н. (2005) современные студенты чаще всего отмечают следующие преимущества и недостатки продолжения обучения и поступления на работу: ВУЗ даёт необходимые знания и умения, т.е. определенную квалификацию и тем самым готовит "к взрослой жизни", "продвижению вверх", становится "дверью в более-менее обеспеченную жизнь при занятии любимым делом"; дает возможность "отсрочить окончательный выбор", попробовать, "твоё или нет", и "еще немного побыть ребенком". Но, продолжая учиться, юноша не приобретает "практический опыт" и, главное, остается зависимым от родителей. [18].

Формирование устойчивой мотивации личностно-профессионального развития психолога осуществляется через повышение привлекательности, престижа и раскрытие гуманистической сущности профессии психолога; актуализацию эталона (идеала) специалиста избранной профессии; создание и реализацию личностно и общественно значимых перспектив в учебной и профессиональной деятельности психолога, улучшение стимулирования процесса самосовершенствования студентов. М. Вернон выделяет следующие группы мотивов выбора профессии и пребывания в профессии: безопасность (стремление к физическому самосохранению и экономической безопасности), удовольствие (стремление к возможности отдыхать, расслабляться, развлекаться), активность (стремление наиболее полно раскрыться в профессиональной деятельности, реализовать свои физические и интеллектуальные способности и возможности), уверенность в себе и независимость (реализация этих потребностей в деятельности), превосходство (стремление к превосходству над другими с помощью своих собственных достижений или принадлежности к «высшему» социальному классу), господство, или доминирование (стремление приобрести авторитет, возможность управлять другими людьми), «выставление напоказ, хвастовство» (стремление выделиться из группы, вызвать восхищение), социальная конформность (стремление быть в согласии с группой, коллективом, обществом), гуманизм (стремление к оказанию помощи другим, демонстрации им своего расположения и симпатии). [5] М. Вернон выделяет так же профессионально значимые мотивы на основе эмпирического исследования профессиональных биографий, типов карьер представителей разных специальностей методом клинического интервью. На основе специального анализа выделяются 4 типа личностей:

целостные, с доминированием одного или двух сильных мотивов;

конфликтные, у которых мотивы находятся в «конфликте», как бы разнонаправлены;

сложные личности, у которых равно выражены несколько мотивов, образующих комплекс;

интегративные личности, у которых конфликтные мотивы существуют в гармонии друг с другом. [5]

Психолога отличают высокие интеллектуальные способности, эмоциональная устойчивость, независимость, настойчивость, уверенность в себе, неприверженность стандартам, несклонность к морализаторству ("слабость" супер-Эго), общительность, высокое противодействие усталости при работе с людьми, предприимчивость, высокий уровень сензитивности ("восприимчивости"). Психологи живо откликаются на все происходящие события, находят интерес и новизну даже в повседневных делах, не доверяют авторитетам, все стараются проанализировать и понять сами, отличаются критичностью мышления, терпимостью к противоречиям и неясностям. [16].

По информационным данным анализируемого исследования Шипиловой Е.В. (2007), выявлены основные компоненты готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. Это такие компоненты как:

ценностно-мотивационный - устойчивость позитивных профессиональных мотивов, ведущих профессиональных ценностей и интересов, направленных на освоение сущности и специфики профессиональной деятельности, стремление к профессиональному мастерству и саморазвитию в условиях избранной деятельности и выраженных гуманистических профессиональных установок; когнитивно-гностический - объем профессиональных знаний, характер профессиональной «картины мира», направленность на овладение спецификой деятельности практического психолога системы образования, познавательная активность, высокая обучаемость;

эмоционально-волевой - уровень знания профессиональных норм и правил деятельности психолога, стремление им следовать. Степень развития навыков эмоционально-волевой саморегуляции, направленность на соответствие требованиям профессиональной деятельности психолога;

функционально-деятельностный - степень сформированности определенных практических умений и навыков (коммуникативных, организационных, диагностических, проектировочных и др.), алгоритмов, приемов и способов деятельности психолога; выраженная направленность на определение своей «профессиональной роли»; степень сформированности профессионально-важных качеств и профессионального стиля межличностного взаимодействия;

креативный - направленность на реализацию творческой активности в профессиональной деятельности психолога, стремление к самостоятельности и самоопределению в профессии, наличие и степень сформированности творческих умений, направленность на преобразование профессиональной деятельности, на поиск и создание эффективных способов, приемов и алгоритмов психологической практики. [20] Так же, на основе результатов анализируемого исследования Шипиловой Е.В. выяснено, что "переход" студентов-психологов от одного уровня готовности к профессиональной деятельности к другому связан с этапами обучения в ВУЗе, но имеет неравномерный характер. Подмечено, что для студентов-психологов старших курсов в большей степени (до 61%) характерно пребывание на «функциональном» уровне готовности, а для студентов третьего курса ("середина" обучения) характерно "застревание" на «операциональном» уровне готовности (47%). [20]

Будущие  психологи  отличаются радикальностью мышления, склонностью к эмпатии, в общении искренни и эмоциональны, умеют сочетать прямолинейность и тактичность. Среди ценностей выделяются активная жизнь, жизненная мудрость и опыт, интересная работа, постоянное развитие и творчество. Важным мотивом выбора профессии выступает стремление к самосовершенствованию, самореализации и значительную роль играет возможность решить с помощью профессии личные проблемы. 

Информация о работе Исследование индивидуально-типологических особенностей студентов - будущих психологов