Исследование коммуникативного аспекта эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать коммуникативный аспект эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
Объект: эффективность профессиональной деятельности.
Предмет: коммуникативный аспект эффективности профессиональной деятельности.
В ходе исследования потребуется решить следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по теме коммуникативного аспекта эффективности профессиональной деятельности.
Выбрать диагностический инструментарий исследования.
Провести экспериментальное исследование.
Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…….3

ГЛАВА I. Теоретический анализ коммуникативного аспекта эффективности
профессиональной деятельности в психологической литературе …………….5
1.1. Понятие «эффективность профессиональной деятельности»
в психологической литературе ....................................................................……..5
1.2. Эффективность профессиональной деятельности педагогов
дополнительного образования ……………………………………………………9
1.3. Коммуникативный аспект как основа эффективности профессиональной
деятельности педагогов дополнительного образования ……………………….12
Выводы по 1 главе ………………………………………………………………..15

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование коммуникативного аспекта
эффективности профессиональной деятельности ……………………………. 16
2.1. Обоснование выборки и описание методов исследования ……………….16
2.2. Обработка данных, полученных в ходе исследования ..……….……….…20
2.3. Анализ полученных результатов …………………………………………...22
Выводы по 2 главе ……………………………………………………………….27

Заключение …………………………………………………………………….….28

Список литературы ……...……………………………………………………

Файлы: 1 файл

КурР5_Компетентность руководителя.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Администрация городского округа Самара

Самарский муниципальный  институт управления

Социальный факультет

Кафедра психологии управления и консультирования

 

 

 

 

 

 

 

 

«Исследование коммуникативного аспекта эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования»

 

 

 

 

Курсовая работа по курсу

«Социально-психологическая 

компетентность руководителя»

Выполнила:

студентка 5 курса 252 группы

Григорьева Т.А.

 

Проверила:

Ст.пр. Караваева Е.В.

 

 

 

Самара 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

                  Стр.

Введение …………………………………………………………………….…….3

 

ГЛАВА I. Теоретический анализ коммуникативного аспекта эффективности

профессиональной деятельности в  психологической литературе …………….5

1.1. Понятие «эффективность профессиональной деятельности»

в психологической литературе ....................................................................……..5

1.2. Эффективность профессиональной  деятельности педагогов 

дополнительного образования  ……………………………………………………9

1.3. Коммуникативный аспект  как основа эффективности профессиональной 

деятельности педагогов  дополнительного образования ……………………….12

Выводы по 1 главе ………………………………………………………………..15

 

ГЛАВА II. Экспериментальное  исследование коммуникативного аспекта 

эффективности профессиональной деятельности ……………………………. 16

2.1. Обоснование выборки  и описание методов исследования  ……………….16

2.2. Обработка данных, полученных в ходе исследования ..……….……….…20

2.3. Анализ полученных  результатов …………………………………………...22

Выводы по 2 главе ……………………………………………………………….27

 

Заключение …………………………………………………………………….….28

 

Список литературы ……...………………………………………………………..30

 

Приложение 1. Опросный лист №1, №2 к  методике «Диагностика

профессиональной позиции  педагога как воспитателя»………………………. 32

Приложение 2. Опросный лист к методике «Мотивация аффилиации»………34

Приложение 3. Опросный лист к методике «Диагностика коммуникативной 

установки» …………………………………………………………………………36

Приложение 4. Достижения учащихся школы искусств за 2006-07 уч.год  ….. 37

 

Введение

 

Появившееся в последнее  время значительное число работ, посвященных вопросам управления персоналом, свидетельствует о наличии интереса к данной области управления как  у практиков (руководителей и  подчиненных), так и у специалистов, разрабатывающих данную область знаний (1, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 15, 16, 28). Уже более столетия научное психологическое знание о труде и трудящихся используется для того, чтобы повысить эффективность деятельности сотрудников, а следовательно повысить эффективность решения задач учреждения.

В профессиональных организациях существуют сложные структуры управления человеческими ресурсами, состоящими из нескольких составляющих, одна из которых  психологическое обеспечение.

Психологическое обеспечение  управления человеческими ресурсами представляет собой совокупность технологий, мероприятий, процедур, принципов их применения, предполагающих использование психологических механизмов и закономерностей функционирования человека, который выступает как субъект труда, коллективный субъект деятельности и социальной общности. Роль психологического обеспечения заключается в том, чтобы оптимизировать эргономические, организационные, информационные, гигиенические предпосылки деятельности персонала предприятия.

Но главным в деятельности психолога является изучение влияния, которое оказывают психологические, экономические и организационные факторы производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации, с тем, чтобы разработать мероприятия, улучшающие условия труда и приводящие к повышению его эффективности.

В исследованиях В.А.Кан-Калика (13) установлено, что коммуникативная  деятельность не осознается многими  учителями как необходимая составляющая профессионального труда, определяющая как эффективность учебно-воспитательного процесса, так и повышение педагогического мастерства.

Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших  компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель  постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

 Проблема данного исследования состоит в недостаточной степени изученности коммуникативного аспекта эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.

Цель: исследовать коммуникативный аспект эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.

Объект: эффективность профессиональной деятельности.

Предмет: коммуникативный аспект эффективности профессиональной деятельности.

В ходе исследования потребуется решить следующие задачи:

    1. Провести теоретический анализ литературы по теме коммуникативного аспекта эффективности профессиональной деятельности.
    2. Выбрать диагностический инструментарий исследования.
    3. Провести экспериментальное исследование.
    4. Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.

Гипотеза: люди с высокой коммуникативной толерантностью более эффективны в профессиональной деятельности.

Методы исследования: Анкета «Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя», разработанная А.И.Григорьевой (30).

Методика «Мотивация аффилиации»  А.Меграбяна в модификации М.Ш.Магомед-Эминова (11).

Методика «Диагностика коммуникативной  установки» В.В.Бойко (25).

Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами, психологами учреждений дополнительного образования.

 

ГЛАВА I. Теоретический анализ коммуникативного аспекта эффективности профессиональной деятельности

в психологической  литературе

 

1.1. Понятие  «эффективность профессиональной  деятельности» в психологической  литературе

Идея психологического обеспечения профессиональной деятельности вызревала в недрах практической психологии, заявляя о себе при решении тех или иных проблем, примером которой может являться проблема психологического профессионального отбора.

Г.С. Никифоров в своей книге «Надежность профессиональной деятельности» показывает  принцип «этапности» профессионального отбора [22]. Этот принцип предусматривает определенную последовательность мероприятий, обеспечивающих накопление информации о человеке на разных этапах его профессиональной деятельности: первичный (входной) отбор; распределение по специальностям; профориентирование при распределении на службу; сбор сведений об успешности и последующей профессиональной деятельности (обратная связь). Он предполагает процедуру постоянного, непрерывного изучения состояния и степени выраженности профессионально важных качеств субъекта деятельности на всем протяжении его профессиональной подготовки и последующей работы по специальности. Реализация принципа этапности осуществляется путем периодического психологического обследования, а также сбора информации, ее обобщения и анализа о проявлении свойств личности, в том числе и профессионально важных качеств, в различных сферах жизни и профессиональной деятельности специалиста. Таким образом, обращение к этому принципу предусматривает уже более развернутое во времени психологическое обеспечение профессионального отбора и осуществляется соответственно на различных, но взаимосвязных этапах профессиональной деятельности.

В данном исследовании мы будем рассматривать эффективность профессиональной деятельности педагогов школы искусств с точки зрения  «успешности» деятельности.

В понимании О.Н. Родиной  «успешность» - одна из важнейших характеристик  любой деятельности [24]. На основании  представлений руководства об успешности трудовой деятельности того или иного работника принимаются решения, важные как для данного конкретного субъекта труда, так и для учреждения, в котором он работает. Мнение об уровне успешности собственной деятельности может побудить человека к совершенствованию профессионального мастерства или заставить его искать новое место работы, оно влияет на его представление о ценности собственной личности, во многом формируя самооценку, уровень притязаний.

Успешность профессиональной деятельности человека обычно оценивают по его вкладу в общественное производство. Широко распространенная тенденция оценивать общественное благо выше личного часто приводит к недооценке последнего. Вместе с тем удовлетворенность человека своим трудом, место, занимаемое профессиональной деятельностью в иерархии ценностей, имеют прямое отношение не только к конкретным результатам труда, но и к социальной позиции личности и, следовательно, оказывают непосредственное воздействие на общество.

Общая оценка успешности профессиональной деятельности должна включать как внешний критерий (оценки, даваемые другими людьми, и результаты труда), так и внутренний (собственную оценку успешности своей деятельности). Оба вида критериев опираются на ряд характеристик трудовой деятельности, в большей или меньшей степени поддающихся измерению.

1. К числу наиболее  существенных характеристик такого  рода относятся результативность, которая может быть выражена  количеством высококачественно  произведенных единиц продукции  (проведенных уроков, оказанных услуг). В ситуации реальной трудовой деятельности бывает трудно оценить не только качество, но и собственно производительность труда отдельного работника, поскольку для многих видов профессиональной деятельности объективные показатели для ее оценки отсутствуют или замаскированы в связи с особенностями организационной структуры производства. Еще большую сложность представляет задача оценки качества трудовой деятельности, которое вместе с производительностью определяет результативность деятельности.

Результативность труда  зависит от особенностей трудовой мотивации, когнитивных и моторных свойств  субъекта, его знаний и умений, функционального  состояния, психофизиологических резервов организма и других психологических  характеристик.

Наряду с результативностью важным фактором трудовой деятельности, на основании которого формируется внешняя оценка успешности, является эффективность взаимодействия с коллегами по работе. Поскольку человек неотделим от общества, труд его всегда сопряжен с межличностными контактами. Эта характеристика еще в меньшей степени, чем результативность, может быть объективно измерена, и в оценке ее еще большее значение имеют субъективные особенности оценивающих лиц и особенности их деловых и неформальных взаимоотношений с оцениваемыми профессионалами.

Другим важным фактором, определяющим эффективность общения, является место, занимаемое общением в  структуре ценности личности, ее самооценка и оценка окружающих, а также внешняя  оценка, даваемая окружающими профессиональной деятельности субъекта и его личности.

Важным фактором, формирующим  внешнюю оценку, является инициативность в трудовой деятельности. Так же как и эффективность взаимодействия с коллегами по работе, инициативность трудно измерить. Оценка инициативности более всего зависит от субъективных особенностей оценивающих.

Итак, внешним критерием  успешности трудовой деятельности является оценка, даваемая профессионалу его  руководителями, коллегами, подчиненными, членами его семьи и другими  значимыми для него людьми. Внешняя оценка опирается главным образом на три группы характеристик профессиональной деятельности: результативность, инициативность в трудовой деятельности и эффективность взаимодействия с коллегами по работе. Поскольку во многих видах труда нелегко выделить оценочные единицы по этим характеристикам, поскольку внешняя оценка успешности деятельности профессионала, даваемая руководством, в той или иной мере интуитивна. Трудно доказать ее справедливость или ошибочность, тем не менее она является основой для серьезных решений, касающихся профессиональной карьеры людей.

2. При оценке успешности  труда зачастую пренебрегают  внутренними критериями успешности, которые являются не менее  важными, чем внешние. Внутренняя  оценка успешности трудовой деятельности  возникает в результате соотнесения вознаграждения за труд с представлениями личности о результативности своего труда, об особенностях своего взаимодействия с коллегами по работе и инициативе, а также с мотивационно-оценочными структурами личности и затратами на достижение результатов труда. Если внешняя оценка успешности труда опирается на результативность деятельности профессионала, то для его внутренней оценки не менее важно, ценой каких затрат достигается этот результат (затраты на освоение профессии, затраты времени на работу и на поездки до места работы и т.п.)

Информация о работе Исследование коммуникативного аспекта эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования