Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:42, курсовая работа
Цель: исследовать коммуникативный аспект эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
Объект: эффективность профессиональной деятельности.
Предмет: коммуникативный аспект эффективности профессиональной деятельности.
В ходе исследования потребуется решить следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по теме коммуникативного аспекта эффективности профессиональной деятельности.
Выбрать диагностический инструментарий исследования.
Провести экспериментальное исследование.
Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.
Введение …………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА I. Теоретический анализ коммуникативного аспекта эффективности
профессиональной деятельности в психологической литературе …………….5
1.1. Понятие «эффективность профессиональной деятельности»
в психологической литературе ....................................................................……..5
1.2. Эффективность профессиональной деятельности педагогов
дополнительного образования ……………………………………………………9
1.3. Коммуникативный аспект как основа эффективности профессиональной
деятельности педагогов дополнительного образования ……………………….12
Выводы по 1 главе ………………………………………………………………..15
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование коммуникативного аспекта
эффективности профессиональной деятельности ……………………………. 16
2.1. Обоснование выборки и описание методов исследования ……………….16
2.2. Обработка данных, полученных в ходе исследования ..……….……….…20
2.3. Анализ полученных результатов …………………………………………...22
Выводы по 2 главе ……………………………………………………………….27
Заключение …………………………………………………………………….….28
Список литературы ……...……………………………………………………
Администрация городского округа Самара
Самарский муниципальный институт управления
Социальный факультет
Кафедра психологии управления и консультирования
«Исследование коммуникативного
аспекта эффективности
Курсовая работа по курсу
«Социально-психологическая
компетентность руководителя»
Выполнила:
студентка 5 курса 252 группы
Григорьева Т.А.
Проверила:
Ст.пр. Караваева Е.В.
Самара 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение ………………………………………………………
ГЛАВА I. Теоретический анализ коммуникативного аспекта эффективности
профессиональной деятельности в психологической литературе …………….5
1.1. Понятие «эффективность профессиональной деятельности»
в психологической литературе ..............................
1.2. Эффективность
дополнительного образования ……………………………………………………9
1.3. Коммуникативный аспект
как основа эффективности
деятельности педагогов
дополнительного образования ……
Выводы по 1 главе ………………………………………………………………
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование коммуникативного аспекта
эффективности профессиональной деятельности ……………………………. 16
2.1. Обоснование выборки
и описание методов
2.2. Обработка данных, полученных в ходе исследования ..……….……….…20
2.3. Анализ полученных
результатов …………………………………………..
Выводы по 2 главе ……………………………………………………………….27
Заключение …………………………………………………
Список литературы ……...………………………………………………………..30
Приложение 1. Опросный лист №1, №2 к методике «Диагностика
профессиональной позиции педагога как воспитателя»………………………. 32
Приложение 2. Опросный лист к методике «Мотивация аффилиации»………34
Приложение 3. Опросный лист к методике «Диагностика коммуникативной
установки» …………………………………………………
Приложение 4. Достижения учащихся школы искусств за 2006-07 уч.год ….. 37
Введение
Появившееся в последнее
время значительное число работ,
посвященных вопросам управления персоналом,
свидетельствует о наличии
В профессиональных организациях существуют сложные структуры управления человеческими ресурсами, состоящими из нескольких составляющих, одна из которых психологическое обеспечение.
Психологическое обеспечение управления человеческими ресурсами представляет собой совокупность технологий, мероприятий, процедур, принципов их применения, предполагающих использование психологических механизмов и закономерностей функционирования человека, который выступает как субъект труда, коллективный субъект деятельности и социальной общности. Роль психологического обеспечения заключается в том, чтобы оптимизировать эргономические, организационные, информационные, гигиенические предпосылки деятельности персонала предприятия.
Но главным в деятельности психолога является изучение влияния, которое оказывают психологические, экономические и организационные факторы производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации, с тем, чтобы разработать мероприятия, улучшающие условия труда и приводящие к повышению его эффективности.
В исследованиях В.А.Кан-Калика (13)
установлено, что коммуникативная
деятельность не осознается многими
учителями как необходимая
Коммуникативная культура
педагога является одним из важнейших
компонентов профессионально-
Проблема данного исследования состоит в недостаточной степени изученности коммуникативного аспекта эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
Цель: исследовать коммуникативный аспект эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
Объект: эффективность профессиональной деятельности.
Предмет: коммуникативный аспект эффективности профессиональной деятельности.
В ходе исследования потребуется решить следующие задачи:
Гипотеза: люди с высокой коммуникативной толерантностью более эффективны в профессиональной деятельности.
Методы исследования: Анкета «Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя», разработанная А.И.Григорьевой (30).
Методика «Мотивация аффилиации»
А.Меграбяна в модификации М.Ш.
Методика «Диагностика коммуникативной установки» В.В.Бойко (25).
Результаты данного
ГЛАВА I. Теоретический анализ коммуникативного аспекта эффективности профессиональной деятельности
в психологической литературе
1.1. Понятие
«эффективность
Идея психологического обеспечения профессиональной деятельности вызревала в недрах практической психологии, заявляя о себе при решении тех или иных проблем, примером которой может являться проблема психологического профессионального отбора.
Г.С. Никифоров в своей книге «Надежность профессиональной деятельности» показывает принцип «этапности» профессионального отбора [22]. Этот принцип предусматривает определенную последовательность мероприятий, обеспечивающих накопление информации о человеке на разных этапах его профессиональной деятельности: первичный (входной) отбор; распределение по специальностям; профориентирование при распределении на службу; сбор сведений об успешности и последующей профессиональной деятельности (обратная связь). Он предполагает процедуру постоянного, непрерывного изучения состояния и степени выраженности профессионально важных качеств субъекта деятельности на всем протяжении его профессиональной подготовки и последующей работы по специальности. Реализация принципа этапности осуществляется путем периодического психологического обследования, а также сбора информации, ее обобщения и анализа о проявлении свойств личности, в том числе и профессионально важных качеств, в различных сферах жизни и профессиональной деятельности специалиста. Таким образом, обращение к этому принципу предусматривает уже более развернутое во времени психологическое обеспечение профессионального отбора и осуществляется соответственно на различных, но взаимосвязных этапах профессиональной деятельности.
В данном исследовании мы будем рассматривать эффективность профессиональной деятельности педагогов школы искусств с точки зрения «успешности» деятельности.
В понимании О.Н. Родиной «успешность» - одна из важнейших характеристик любой деятельности [24]. На основании представлений руководства об успешности трудовой деятельности того или иного работника принимаются решения, важные как для данного конкретного субъекта труда, так и для учреждения, в котором он работает. Мнение об уровне успешности собственной деятельности может побудить человека к совершенствованию профессионального мастерства или заставить его искать новое место работы, оно влияет на его представление о ценности собственной личности, во многом формируя самооценку, уровень притязаний.
Успешность профессиональной деятельности человека обычно оценивают по его вкладу в общественное производство. Широко распространенная тенденция оценивать общественное благо выше личного часто приводит к недооценке последнего. Вместе с тем удовлетворенность человека своим трудом, место, занимаемое профессиональной деятельностью в иерархии ценностей, имеют прямое отношение не только к конкретным результатам труда, но и к социальной позиции личности и, следовательно, оказывают непосредственное воздействие на общество.
Общая оценка успешности профессиональной деятельности должна включать как внешний критерий (оценки, даваемые другими людьми, и результаты труда), так и внутренний (собственную оценку успешности своей деятельности). Оба вида критериев опираются на ряд характеристик трудовой деятельности, в большей или меньшей степени поддающихся измерению.
1. К числу наиболее
существенных характеристик
Результативность труда зависит от особенностей трудовой мотивации, когнитивных и моторных свойств субъекта, его знаний и умений, функционального состояния, психофизиологических резервов организма и других психологических характеристик.
Наряду с результативностью важным фактором трудовой деятельности, на основании которого формируется внешняя оценка успешности, является эффективность взаимодействия с коллегами по работе. Поскольку человек неотделим от общества, труд его всегда сопряжен с межличностными контактами. Эта характеристика еще в меньшей степени, чем результативность, может быть объективно измерена, и в оценке ее еще большее значение имеют субъективные особенности оценивающих лиц и особенности их деловых и неформальных взаимоотношений с оцениваемыми профессионалами.
Другим важным фактором, определяющим эффективность общения, является место, занимаемое общением в структуре ценности личности, ее самооценка и оценка окружающих, а также внешняя оценка, даваемая окружающими профессиональной деятельности субъекта и его личности.
Важным фактором, формирующим
внешнюю оценку, является инициативность
в трудовой деятельности. Так же
как и эффективность
Итак, внешним критерием успешности трудовой деятельности является оценка, даваемая профессионалу его руководителями, коллегами, подчиненными, членами его семьи и другими значимыми для него людьми. Внешняя оценка опирается главным образом на три группы характеристик профессиональной деятельности: результативность, инициативность в трудовой деятельности и эффективность взаимодействия с коллегами по работе. Поскольку во многих видах труда нелегко выделить оценочные единицы по этим характеристикам, поскольку внешняя оценка успешности деятельности профессионала, даваемая руководством, в той или иной мере интуитивна. Трудно доказать ее справедливость или ошибочность, тем не менее она является основой для серьезных решений, касающихся профессиональной карьеры людей.
2. При оценке успешности
труда зачастую пренебрегают
внутренними критериями