Исследование коммуникативного аспекта эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать коммуникативный аспект эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
Объект: эффективность профессиональной деятельности.
Предмет: коммуникативный аспект эффективности профессиональной деятельности.
В ходе исследования потребуется решить следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по теме коммуникативного аспекта эффективности профессиональной деятельности.
Выбрать диагностический инструментарий исследования.
Провести экспериментальное исследование.
Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…….3

ГЛАВА I. Теоретический анализ коммуникативного аспекта эффективности
профессиональной деятельности в психологической литературе …………….5
1.1. Понятие «эффективность профессиональной деятельности»
в психологической литературе ....................................................................……..5
1.2. Эффективность профессиональной деятельности педагогов
дополнительного образования ……………………………………………………9
1.3. Коммуникативный аспект как основа эффективности профессиональной
деятельности педагогов дополнительного образования ……………………….12
Выводы по 1 главе ………………………………………………………………..15

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование коммуникативного аспекта
эффективности профессиональной деятельности ……………………………. 16
2.1. Обоснование выборки и описание методов исследования ……………….16
2.2. Обработка данных, полученных в ходе исследования ..……….……….…20
2.3. Анализ полученных результатов …………………………………………...22
Выводы по 2 главе ……………………………………………………………….27

Заключение …………………………………………………………………….….28

Список литературы ……...……………………………………………………

Файлы: 1 файл

КурР5_Компетентность руководителя.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

- 8 человек с относительно  сильной профессиональной позицией, выраженным стремлением принятия и с положительной коммуникативной установкой, что составляет 26% от общего числа выборки;

- 4 человека с сильной  профессиональной позицией, мотивом  «страх отвержения», высоким уровнем  коммуникативной толерантности, что составляет 13% от общего числа выборки;

- 2 человека с относительно  сильной профессиональной позицией, мотивом «страх отвержения» и  положительной коммуникативной  установкой;

- 3 человека с относительно  сильной профессиональной позицией, мотивом «страх отвержения» и низким уровнем коммуникативной толерантности, что составляет 10% от общего числа выборки.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что среди  педагогов дополнительного образования  преобладают люди с сильной профессиональной позицией педагога, стремлением принятия в общении, что сочетается  
с высоким уровнем их коммуникативной толерантности.

 

На четвертом этапе исследования мы рассмотрели результаты опроса.

Опрос показал, что, по мнению учащихся, в школе – хороший  психологический климат, дети приходят сюда не просто получать знания по предметам, но и общаться со сверстниками и педагогами. Педагог, по ответам детей, должен быть, в первую очередь, интересным человеком, общительным, понимающим и чутким, и только потом – учителем (так ответили 87% опрошенных детей). Для большинства педагогов, принявших участие в опросе, вообще нельзя разделить профессиональную и воспитательную деятельность: одинаково значимо, по их мнению, быть «чутким, доброжелательным человеком» и «настоящим профессионалом». Проанализировав ответы педагогов, исследователи сделали выводы о том, что в целом педагоги Школы четко представляют себе цель своей работы, хорошо владеют методикой преподавания и воспитания и способны создать творческий микроклимат в учебном коллективе.

На основе социологических  опросов, бесед с педагогами и  родителями были составлены примерные  «модели» выпускников и педагогов.

Выпускник детской школы  искусств № 8 «Радуга»:

  • обладает хорошими профессиональными навыками по выбранной специальности (при этом необязательно, что ребенок выберет эту специальность будущей профессией);
  • компетентен в вопросах культуры, может четко сформулировать свое мнение и отстоять его в дискуссии;
  • обладает ярко выраженными личностными качествами; инициативен и коммуникабелен (может работать в коллективе с людьми разного возраста);
  • адаптирован к жизни в семье и обществе;
  • готов к продолжению образования;
  • адаптирован в мире информации и способен к поиску и отбору необходимой информации для решения какой-либо задачи;
  • ориентирован на здоровый образ жизни.

Выпускник школы искусств – это гордость школы, ее надежды  и показатель результативности работы каждого отдельного педагога и коллектива в целом. В школе разработана  специальная программа по наблюдению за судьбами выпускников, мы радуемся их успехам и всегда готовы поддержать их в трудную минуту.

Становлению идеального выпускника предшествуют годы ежедневного  труда, требующего от педагога огромной самоотдачи и самопожертвования. Поэтому  мы представляем такие качества педагога, которыми должны обладать современные учителя:

  • высокий уровень профессионализма (знание последних достижений в области педагогики, психологии и методики, истории культуры, своего предмета);
  • готовность и способность к постоянному самосовершенствованию и самообразованию;
  • коммуникабельность;
  • толерантность;
  • способность к эмпатии;
  • умение моделировать проблемные ситуации и способы выхода из них;
  • умение и желание видеть в каждом ребенке уникальную личность;
  • способность к аналитической деятельности, рефлексии;
  • наличие большого творческого потенциала и способность к его реализации.

Еще одним важным показателем  результативности деятельности педагогов  являются достижения учащихся за 2006-2007 учебный год (подробнее см. Приложение 4).

Таблица 3

Сводная таблица  полученных данных при проведении трех методик  и анализа достижений учащихся за 2006-2007 учебный год

№ п/п

пол

Профессиональная позиция педагога как воспитателя

Мотивация

Коммуника-тивная установка

Количество воспитанников, принявших  участие в конкурсах в 2006-2007 учебном году

Сильная

Относительно сильная

Стремление к принятию

Страх отвержения

Положительная

Отрицательная

Районный уровень

Городской уровень

Областной уровень

Всероссийский уровень

Международный уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

ж

+

   

+

+

   

4

 

3

 

ж

+

 

+

 

+

   

7

3

8

5

ж

 

+

+

 

+

 

3

6

2

   

ж

+

 

+

 

+

   

8

6

4

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

ж

 

+

+

 

+

 

2

 

6

   

м

+

 

+

 

+

 

12

3

   

7

м

+

 

+

 

+

   

8

8

6

 

ж

+

 

+

 

+

   

2

2

7

4

ж

+

 

+

 

+

   

2

 

5

 

ж

 

+

+

 

+

   

1

3

   

ж

+

   

+

+

   

4

3

5

 

м

+

 

+

 

+

     

9

4

6

ж

 

+

+

 

+

 

2

3

     

ж

+

 

+

 

+

   

12

 

5

 

ж

 

+

 

+

 

+

 

1

     

ж

+

 

+

 

+

 

6

 

4

 

5

ж

 

+

+

 

+

 

8

4

7

   

ж

 

+

+

 

+

   

9

5

2

 

м

 

+

+

 

+

   

8

6

   

м

+

 

+

 

+

     

7

3

6

ж

 

+

 

+

+

 

2

3

     

ж

 

+

 

+

 

+

1

 

1

   

ж

+

 

+

 

+

   

5

 

7

 

ж

+

   

+

+

 

2

 

6

   

ж

+

 

+

 

+

   

9

5

6

 

м

+

   

+

+

 

4

 

3

   

ж

 

+

 

+

+

 

1

7

     

м

 

+

 

+

 

+

 

2

     

ж

+

 

+

 

+

     

7

8

 

ж

 

+

+

 

+

   

4

 

3

 

 

Приведенная таблица  показывает, что у педагогов с  сильной профессиональной позицией, мотивом в общении «стремление  к принятию», высоким уровнем коммуникативной толерантности количество воспитанников, а также уровень успешности выше, чем у педагогов с любой профессиональной позицией, у которых варьируется мотив в общении «страх отвержения» и низкая коммуникативная толерантность.

 

 

Выводы по 2 главе

 

По выявленным в первой главе критериям эффективности  было проведено исследование.

Базой исследования послужила  школа искусств, респондентами были 30 педагогов дополнительного образования, из которых 23 женщины, 7 мужчин,  
в возрасте от 20 до 66 лет.

Исследование проводилось  в четыре этапа:

    1. проведение методики А.И.Григорьевой «Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя»;
    2. проведение методики «Мотивация аффилиации» А.меграбяна в модификации М.Ш.Магомед-Эминова;
    3. проведение методики диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко;
    4. анализ достижений учащихся и результатов социологического опроса.

Методом математической статистики был  выбран четырехпольный коэффициент  ассоциации двух признаков Пирсона, который подтвердил полученные данные.

Таким образом, возможно сделать вывод о подтверждении  гипотезы: люди с высокой коммуникативной  толерантностью более эффективны в  профессиональной деятельности.

 

Заключение

 

В работе мы провели теоретический  анализ литературы по теме «эффективность профессиональной деятельности», выбрали диагностический инструментарий исследования, провели экспериментальное исследование, сделали обработку, полученных данных в ходе исследования.

Анализ психологической  литературы показал:

Воспитание не является самостоятельным, суверенным видом человеческой активности, но присутствует в качестве аспекта многих видов деятельности и общения.

Педагог дополнительного  образования еще более воспитатель, чем педагог общего образования. Этому способствуют объективные (форма организации занятий предполагает тесное взаимодействие между ребенком и педагогом) и субъективные условия – педагог дополнительного образования должен быть профессионалом и человеком, помогающим своим отношением к миру и людям, каждому ребенку почувствовать себя лучшим.

Созданная на занятиях педагогом  ситуация успеха способствует личностному  росту и социальной адаптации  ребенка.

Созданная на занятиях педагогом ситуация успеха способствует личностному росту  и социальной адаптации ребенка. Это возможно при владении педагогом определенных коммуникативных навыков.

Также анализ психологической  литературы по теме «эффективность профессиональной деятельности» выявил следующие  два критерия успешности деятельности:

внутренний – складывается на основании сопоставления имеющихся у субъекта труда представлений о результативности своей деятельности, эффективности взаимодействия с коллегами, инициативности с затратами на реализацию деятельности, получаемым вознаграждения и мотивационно-оценочными структурами личности;

внешний – результативность деятельности, эффективность взаимодействия работающего с коллегами по работе и его инициативность.

В то же время эффективность  профессиональной деятельности напрямую зависит от владения педагогом определенных коммуникативных навыков, среди которых нужно выделить коммуникативную толерантность.

Исследование, раскрывающее внутренний критерий успешности деятельности, показало, что в школе искусств работают педагоги с сильной (56,6%) и  относительно сильной (43,3%) профессиональной позицией, у педагогов преобладает мотивация «стремление к принятию» (70%) в общении над «страхом отвержения» (30%), также у большинства педагогов выявлен высокий уровень коммуникативной толерантности (90%).

В исследовании, показывающем результативность деятельности, мы рассказали о социологическом исследовании и показали достижения учащихся.

На основании проведенного ранее социологического исследования был составлен перечень профессионально  востребованных качеств педагога школы  искусств: высокий уровень профессионализма, готовность и способность к постоянному самосовершенствованию и самообразованию, толерантность, коммуникабельность, способность к эмпатии, умение моделировать способы выхода из проблемных ситуаций, умение и желание видеть в каждом ребенке уникальную личность, способность к аналитической деятельности, рефлексии, наличие большого творческого потенциала и способность к его реализации.

Достижения учащихся еще раз подтверждают профессионализм  сотрудников школы искусств.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу: люди с высокой коммуникативной толерантностью более эффективны в профессиональной деятельности.

Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены полностью, цель достигнута. Но проведенное исследование не претендует на полное решение проблемы: недостаточная степень изученности коммуникативного аспекта эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.

Созданная в исследовании теоретическая экспериментальная  база позволяет продолжить исследование в этой области.

 

Список литературы

 

  1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  2. Болотов В.А., Исаев Е.И., Слободчиков В.И., Шайденко Н.А. Проектирование профессионального педагогического образования// Педагогика. – 1997. - №4.
  3. Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы. – Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999.
  4. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. – М.: РАГС, 2000.
  5. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. О.Е.Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  6. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
  7. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новогород: НИМБ, 1997.
  8. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. – Екатеринбург: Из-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 2000.
  9. Зеер Э.Ф. Психология профессий – Екатеринбург: Из-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1997.
  10. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – М., Воронеж, 2003.
  11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2004.
  12. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2003.
  13. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  14. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным. – М.: Знание, 1979.
  15. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Институт практической психологии, 1996.
  16. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.: Медицина, 1984.
  17. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  18. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
  19. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается/ Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. – М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 1996.
  20. Моделирование воспитательных систем: теория – практике: Сб. науч. ст./ Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. С<span class="dash041e_04

Информация о работе Исследование коммуникативного аспекта эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования