Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:42, курсовая работа
Цель: исследовать коммуникативный аспект эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
Объект: эффективность профессиональной деятельности.
Предмет: коммуникативный аспект эффективности профессиональной деятельности.
В ходе исследования потребуется решить следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по теме коммуникативного аспекта эффективности профессиональной деятельности.
Выбрать диагностический инструментарий исследования.
Провести экспериментальное исследование.
Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.
Введение …………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА I. Теоретический анализ коммуникативного аспекта эффективности
профессиональной деятельности в психологической литературе …………….5
1.1. Понятие «эффективность профессиональной деятельности»
в психологической литературе ....................................................................……..5
1.2. Эффективность профессиональной деятельности педагогов
дополнительного образования ……………………………………………………9
1.3. Коммуникативный аспект как основа эффективности профессиональной
деятельности педагогов дополнительного образования ……………………….12
Выводы по 1 главе ………………………………………………………………..15
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование коммуникативного аспекта
эффективности профессиональной деятельности ……………………………. 16
2.1. Обоснование выборки и описание методов исследования ……………….16
2.2. Обработка данных, полученных в ходе исследования ..……….……….…20
2.3. Анализ полученных результатов …………………………………………...22
Выводы по 2 главе ……………………………………………………………….27
Заключение …………………………………………………………………….….28
Список литературы ……...……………………………………………………
Вознаграждение за труд включает в себя внешнее вознаграждение (материальное, продвижение по службе, статус в обществе) и внутреннее вознаграждение, которым является сам процесс труда.
Все виды внутреннего и внешнего вознаграждения могут порождать удовлетворенность трудом, если они соответствуют направленности личности, служат удовлетворению ее потребностей и реализации мотивов, значимых целей, соответствуют уровню притязаний, самооценке и другим мотивационно-оценочным структурам личности.
Профессионал соотносит
сознаваемое им вознаграждение за труд
с представлениями о
Удовлетворенность трудом
– осознанная субъективная оценка
успешности труда, в которой последняя
выражается непосредственно. Опосредованно
удовлетворенность может
1.2. Эффективность
профессиональной деятельности
педагогов дополнительного
Невозможность реализации воспитания только как линейного процесса, задаваемого либо самим педагогом, либо, как максимум, педагогом и воспитуемым, приводит к тому, что воспитание становится функцией социального организма – школы [26].
Этот фундаментальный факт педагогической действительности фиксируется в теории гуманистически ориентированных школьных воспитательных систем (разработана Л.И.Новиковой, В.А. Караковским, Н.Л. Селивановой, А.М. Сидоркиным и др. (14, 20, 26)).
Воспитание в рамках
этой теории понимается как управление
формированием и развитием личн
Такой подход требует
постоянно возрастающего
Сложный характер и масштаб воспитательной деятельности (особенно
в условиях гуманистического воспитания)
не могут быть удержаны в пределах функциональной
роли педагога как классного руководителя,
организатора воспитательной работы,
социального педагога. Становление и развитие
гуманистического воспитания требует
становления и развития профессиональной
позиции каждого педагога как воспитателя.
Быть воспитателем – деятельностная позиция
педагога-профессионала, т.е. владеющего
полнотой профессии [2].
Интенсивные реформаторские процессы, происходящие в последнее десятилетие в различных сферах, в том числе и в образовании, позволили по-новому определить место дополнительного образования в общей образовательной системе. Дополнительное образование впервые рассматривается теперь как особая, самоценная система, которая имеет собственные цели и задачи и решает проблемы, которые никакая другая сфера решить не может. Современное дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Приоритеты дополнительного образования таковы [6]:
- свободный выбор
ребенком видов и сфер
- ориентация на личностные
интересы, потребности ребенка.
- возможность свободного
самоопределения и
- единство обучения, воспитания, развития. Основная функция педагога при реализации этой задачи – устранение дистанции между обучением и воспитанием. Это достижимо тогда, когда организуется совместно значимое построение образовательной области.
- практико-деятельностная
основа образовательного процес
Эти позиции составляют основу дополнительного образования, которая отвечает главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности каждого ребенка, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка. Если педагог в своей деятельности следует этим принципам, его позицию можно считать гуманистически определенной.
Воспитательная деятельность
педагога дополнительного образования
тесно связана с сущностью
понятия «педагогическое
Еще один аспект воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства Детства – создание «ситуации успеха». Хотя этот вопрос начал обсуждаться в отечественной педагогике сравнительно недавно, проблема эта не нова. Основа этого аспекта – философское положение о том, что в человеке есть как положительное, так и отрицательное. Задача воспитателя – выявить положительное, чтобы ребенок мог опираться на эти качества в процессе взросления и осознания себя в социуме. Дополнительное образование имеет огромные возможности для создания ситуации успеха. Часто бывает, что у ребенка нет интереса к математике, но зато он прекрасно рисует. Его не понимают в классе, постоянно ругают учителя – словесники и математики, а в Школе искусств его фамилия стоит первой в списке «Ими гордится школа». В этом случае педагог может только помочь ребенку увериться в том, что он – очень хороший (эта вера поможет затем ребенку исправить оценки и по школьным предметам).
1.3. Коммуникативный аспект как
основа эффективности
Педагогическая деятельность – это профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения и развития учеников (обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, конструктивно-диагностическая задачи). Специфика профессиональной деятельности педагога в самом общем виде обусловлена характером главных целей обучения, а именно:
1) вооружением учащихся основами
знаний в соответствующей
2) формированием у учащихся необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель);
3) воспитанием и развитием
Для достижения
поставленных целей обучения и продуктивного
осуществления учебно-воспитате
Профессиональное мастерство педагога подразумевает обязательное владение им определенными коммуникативными навыками (29). Это, во-первых, владение общей культурой речи, которая предполагает такие качества речи как нормированность, точность, выразительность, чистота, богатство, уместность. Во-вторых, владение терминологией науки, что предусматривает знание фактов, усвоение основных понятий этой науки, понимание взаимоотношений между ними, умение устанавливать связи между известными и новыми фактами и понятиями, а также умение использовать их в практическом анализе, в организации профессионального диалога. В-третьих, умение строить монологическую научную речь, которое, безусловно, связано с овладением речевой системой построения научного текста. Кроме того, важнейшим компонентом профессиональной культуры учителя является его способность понимать ситуацию, оценивать её, ориентироваться в ней и управлять ею. Реализуются эти способности через тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манеру общаться с учащимися, отвечать им, через характер мимики, жестов, движений, сопутствующих речи. Всё это создает индивидуальный стиль педагога.
Но профессиональная культура речевого общения педагога неполноценна без особого профессионального коммуникативного умения – умения слушать. Именно это умение отличает педагога, выбравшего по отношению к учащимся позицию старшего товарища, мудрого и заботливого друга и наставника, обладающего толерантными установками. Толерантность в педагогическом общении выражается в стремлении субъектов достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства друг друга, а используя гуманитарные возможности – диалог, разъяснение, сотрудничество. Эти категории признаются центральными при исследовании толерантного взаимодействия [17]. Только в толерантной позиции педагог видит свое назначение в том, чтобы понять каждого учащегося, максимально учесть особенности его интеллектуального, физического и нравственного развития, оказать ему необходимую помощь и поддержку, и стремится с каждым учеником к сотрудничеству как основной форме реализации толерантных взаимоотношений. С позиций толерантности учащийся рассматривается в качестве субъекта педагогического общения, как его равноправный партнер педагога в познавательном процессе.
Профессионально-
Технологический компонент профессионально-
Выводы по 1 главе
При оценке успешности профессиональной деятельности необходимо учитывать внешние оценки успешности – субъективные представления, оценивающие три группы факторов: результативность деятельности, эффективность взаимодействия работающего с коллегами по работе и его инициативность.
Еще один важный показатель
– внутренняя оценка успешности профессионала,
которая складывается на основании
сопоставления имеющихся у