Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:32, курсовая работа
, основной целью выполнения данной курсовой работы является рассмотрение основных особенностей развития памяти в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме памяти в психологической науке.
2. Проанализировать особенности взаимосвязи объема слуховой и кратковременной памяти в зависимости от длины алфавита стимулов.
Объект исследования – кратковременная память.
Предметом изучения данной курсовой работы является зависимость объема слуховой и кратковременной памяти от длины алфавита стимулов.
Гипотеза нашей работы заключается в предположении того, что объем слуховой и кратковременной памяти зависит от длины алфавита стимулов.
Введение
Глава 1
1.1 Понятие Память
1.2 Виды памяти
1.3 Исследование кратковременной памяти в
психологической науке
1.4 Факторы эффективности кратковременного
запоминания
1.5. Возрастные особенности объема запоминания
Глава 2
2.1 Закон на котором основана методика «Исследование объема кратковременной памяти» (метод Джекобсона).
2.2 Методика «Исследование объема кратковременной памяти» (по методу Джекобсона). Методика «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии. Методика «Определение объема кратковременной зрительной памяти».
2.3 Результаты исследований.
2.4 Анализ результатов.
Заключение.
Приложение.
Список использованной литературы.
Содержание.
Введение
Глава 1
психологической науке
запоминания
1.5. Возрастные особенности объема запоминания
Глава 2
2.1 Закон на котором основана методика «Исследование объема кратковременной памяти» (метод Джекобсона).
2.2 Методика «Исследование объема кратковременной памяти» (по методу Джекобсона). Методика «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии. Методика «Определение объема кратковременной зрительной памяти».
2.3 Результаты исследований.
2.4 Анализ результатов.
Заключение.
Приложение.
Список использованной литературы.
Кратковременная память позволяет
произвольно управлять
Таким образом, основной целью выполнения данной курсовой работы является рассмотрение основных особенностей развития памяти в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Осуществить анализ литературы
по проблеме памяти в
2. Проанализировать особенности взаимосвязи объема слуховой и кратковременной памяти в зависимости от длины алфавита стимулов.
Объект исследования – кратковременная память.
Предметом изучения данной курсовой работы является зависимость объема слуховой и кратковременной памяти от длины алфавита стимулов.
Гипотеза нашей работы заключается в предположении того, что объем слуховой и кратковременной памяти зависит от длины алфавита стимулов.
1.1. Понятие Память.
Память- это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию. Все люди рождаются с заложенной возможностью запоминать различные события. Но встречаются люди и с феноменальной фотографической памятью. Это действительно редкий дар. Такие люди могут запоминать огромное количество информации и воспроизводить эту информацию очень быстро. Можно предположить, что это сочетание генетического фактора и определенной тренировки в течении жизни У маленьких детей объём памяти значительно меньше, чем у взрослого человека, поэтому мы не помним, что происходило с нами в младенчестве. С годами человек может держать в голове всё большее количество различной информации.
Бытует мнение, что
у людей с возрастом память
ухудшается, но на самом деле
все зависит от самого
Процессы запоминания и забывания очень
часто не поддаются нашему контролю. В
течение своей жизни мы получаем огромное
количество информации, однако болящую
половину узнанного забываем, примирившись
с тем, что феноменальная память • не наша
сильная сторона При этом, учеными давно
доказано, что человек пользуется лишь
небольшим проценшм возможного
потенциала памяти, и предела для совершенствования
собственных возможностей нет.
Большинство исследований доказывают:
память человека улучшается вплоть до
20-25 лет, затем держится на одном уровне
до 40-45 лет, в 50 отличается наибольшей восприимчивостью,
после чего начинает постепенно угасать.
Однако гениальный немецкий поэт Гете
в возрасте 83 лет подарил человечеству
свое бессмертное творение "Фауст",
физиолог Павлов до последних дней своей
жизни(86 лет)плодотворно трудился и обогащал
науку; Лев Толстой и в преклонном возрасте
имел острый ум, великолепную память, острое
зрение, ясный слух; писатель Аксаков начал
создавать свои произведения в 64 года;
Галилей сделал главное открытие в 70 лет;
Дарвин в 62 года написал "Происхождение
человека".....
Забывание, может быть, одним из методов
борьбы со стрессом. Как правило, мы вытесняем
из памяти именно то, что мы не хотим помнить,
что-то неприятное, трагическое, то что
приносит боль или обиду. Организм старается
вытеснить эту информацию. У психологов
есть специальные методики, которые помогают
вытеснить какие-то острые воспоминания,
которые мешают человеку жить. Это конечно
не абсолютный закон, бывает и по другому.
Например с помощью образов, можно мысленно
стирать или замазывать яркой краской
неприятные события, "сжигать в пламени
свечи" ненужные даты, телефоны, имена,
лица, писать на песке прутиком события,
которые хочется забыть. Таким же образом
можно научиться снимать зубную и головную
боль, усталость, начинающуюся болезнь.
В основе всех этих навыков - образ, который
действительно может исцелять. Теперь
я расскажу вам о видах памяти, а далее
мы конкретно разберем такой вид памяти
как кратковременная память.
1.2. Виды памяти.
В зависимости
от деятельности хранения материала выделяют
мгновенную, кратковременную, оперативную,
долговременную и генетическую память. Мгновенная (иконическая) память
представляет собой непосредственное
отражение образа информации, воспринятого
органами чувств. Ее длительность от 0.1
до 0.5 с. Кратковременная память сохраняет
в течение короткого промежутка времени
(в среднем около 20 с.) обобщенный образ
воспринятой информации, ее наиболее существенные
элементы. Объем кратковременной памяти
составляет 5 - 9 единиц информации и определяется
по количеством информации, которую человек
способен точно воспроизвести после однократного
предъявления. Важнейшей особенностью
кратковременной памяти является ее избирательность.
Из мгновенной памяти в нее попадает только
та информация, которая соответствует
актуальным потребностям и интересам
человека, привлекает к себе его повышенное
внимание. " Мозг среднего человека,
- говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной
доли того, что видит глаз". Оперативная памятьрассчитана на
сохранение информации в течение определенного,
заранее заданного срока, необходимого
для выполнения некоторого действия или
операции. Длительность оперативной памяти
от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память способна
хранить информацию в течение практически
неограниченного срока, при этом существует
(но не всегда) возможность ее многократного
воспроизведения. На практике функционирование
долговременной памяти обычно связано
с мышлением и волевыми усилиями. Генетическая память обусловлена
генотипом и передается из поколения в
поколение. Очевидно, что влияние человека
на этот вид памяти очень ограничено (если
оно, вообще, возможно).
В зависимости от преобладающего
в процессе функционирования памяти анализатора
выделяют двигательную, зрительную, слуховую,
{осязательную, обонятельную, вкусовую},
эмоциональную и другие виды памяти.
У человека преобладающим является
зрительное восприятие. Так, например,
мы часто знаем человека в лицо, хотя не
можем вспомнить, как его зовут. За сохранение
и воспроизведение зрительных образов
отвечает зрительная память. Она напрямую
связана с развитым воображением: то, что
человек зрительно может себе представить,
он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
У китайцев есть пословица: "Лучше один
раз увидеть, чем тысячу раз услышать".
Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем,
что "нервы, ведущие от глаз к мозгу,
в двадцать пять раз толще, чем те, которые
ведут от уха к мозгу".Слуховая память - это хорошее запоминание
и точное воспроизведение разнообразных
звуков, например, музыкальных, речевых.
Особую разновидность речевой памяти
составляет словесно-логическая, которая
тесным образом связана со словом, мыслью
и логикой. Двигательная память представляет
собой запоминание и сохранение, а при
необходимости и воспроизведение с достаточной
точностью многообразных сложных движений.
Она участвует в формировании двигательных
умений и навыков. Ярким примером двигательной
памяти является рукописное воспроизведение
текста, подразумевающее, как правило,
автоматическое написание когда-то изученных
символов. Эмоциональная память- это память
на переживания. Она участвует в работе
всех видов памяти, но особенно проявляется
в человеческих отношениях. На эмоциональной
памяти основана прочность запоминания
материала: то, что у человека вызывает
эмоции, запоминается без особого труда
и на более долгий срок.
Возможности осязательной, обонятельной,
вкусовой и других видов памяти по сравнению
со зрительной, слуховой, двигательной
и эмоциональной памятью очень ограничены;
и особой роли в жизни человека не играют.
Рассмотренные выше виды памяти лишь
характеризуют источники исходной информации
и не хранятся в памяти в чистом виде. В
процессе запоминания (воспроизведения)
информация претерпевает разнообразные
изменения: сортировку, отбор, обобщение,
кодирование, синтез, а также другие виды
обработки информации.
По характеру участия воли в процессе
запоминания и воспроизведения материала
память делят на произвольную и непроизвольную.
В первом случае перед человеком
ставится специальная мнемоническая задача
(на запоминание, узнавание, сохранение
и воспроизведение) , осуществляемая благодаря
волевым усилиям. Непроизвольная память
функционирует автоматически, без особых
на то усилий со стороны человека. Непроизвольное
запоминание не обязательно является
более слабым, чем произвольное, во многих
случаях жизни оно превосходит его.
Кратковременная память. Кратковременная память — вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из–за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество элементов в кратковременной памяти может быть увеличено. Хранение информации в кратковременной памяти осуществляется в модально–специфической форме. Механизм кратковременной памяти — реверберация нервных импульсов в коре головного мозга. Субъективно этот процесс переживается как «отзвук» только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т. д. то, что уже непосредственно не воспринимаем («стоит перед глазами», «звучит в ушах» и т. д.) В то же время в самой кратковременной памяти могут производиться достаточно сложные преобразования входной информации, осуществляемые в свернутом виде. Основной механизм удержания (сохранения) в кратковременной памяти — повторение. Элементы, удерживаемые в кратковременной памяти, либо вытесняются вновь поступившими элементами, либо (если отсутствует повторение) разрушаются с течением времени (забываются). Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Емкость кратковременной памяти увеличивается за счет процесса, называемого «чанкинг» (группировка объектов). Например, если предъявить строку, то человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом: человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в чанки) информацию о смысловых группах букв. Херберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы. Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.
1.3. Исследование кратковременной памяти в психологической науке
Люди отличаются друг от друга не только тем, какой материал они лучше запоминают. Естественно, что музыкант-профессионал обычно успешно запоминает музыку, художник или охотник отличаются обычно высокоразвитой зрительной памятью, у спортсмена чаще всего наиболее развита память на движения. Но различными бывают и основные качества каждого вида памяти, например: объем (сколько может человек сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит). Особенно важна, степень владения человеком своей памятью, т. е. умение использовать различные способы, обеспечивающие наилучшие результаты запоминания и применения сохраненного памятью в жизни.
Память проявляется в
Кратковременная память – один из видов памяти, характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удерживаемых элементов. Информация поступает в кратковременную память из сенсорной или долговременной. Необходимым условием перевода информации в кратковременную является направленность на эту информацию внимания субъекта. Основной механизм удержания в кратковременной памяти – повторение. Посредством укрупнения единиц, находящихся в этом виде памяти (слово вместо отдельных букв, десятеричное число вместо двоичного и т. п.), количество информации в ней может быть увеличено. Кодирование в кратковременной памяти осуществляется в соответствии с модальностью ввода. Элементы, удерживаемые в данном виде памяти, либо вытесняются вновь поступившими элементами, либо (если отсутствует повторение) разрушаются с течением времени.
Некоторые исследователи отождествляют кратковременную память и сознание (Ф. Крейк, Р. Локхарт). Близок к этому подход, в соответствии с которым кратковременная память рассматривается как набор элементов единой памяти, обладающих повышенной активностью (Р. Аткинсон, Р. Шиффрин). Термин «кратковременная память» часто употребляется для обозначения экспериментальной ситуации, когда тестирование производится не позже чем через 30 с после окончания предъявления запоминания материала. Некоторые психологи в качестве аналога кратковременной памяти предлагают рассматривать т. н. оперативную память (Г. В. Репкина), основанием для выделения которой служит не длительность хранения, а функция памяти в психической деятельности.
Долговременная память – элемент
трехкомпонентной модели памяти. Блок
обработки информации, характеризующийся
практически неограниченными
Информация о работе Исследование кратковременной памяти в психологической науке