Исследование кратковременной памяти в психологической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

, основной целью выполнения данной курсовой работы является рассмотрение основных особенностей развития памяти в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме памяти в психологической науке.
2. Проанализировать особенности взаимосвязи объема слуховой и кратковременной памяти в зависимости от длины алфавита стимулов.
Объект исследования – кратковременная память.
Предметом изучения данной курсовой работы является зависимость объема слуховой и кратковременной памяти от длины алфавита стимулов.
Гипотеза нашей работы заключается в предположении того, что объем слуховой и кратковременной памяти зависит от длины алфавита стимулов.

Содержание работы

Введение
Глава 1
1.1 Понятие Память
1.2 Виды памяти
1.3 Исследование кратковременной памяти в
психологической науке
1.4 Факторы эффективности кратковременного
запоминания
1.5. Возрастные особенности объема запоминания
Глава 2
2.1 Закон на котором основана методика «Исследование объема кратковременной памяти» (метод Джекобсона).
2.2 Методика «Исследование объема кратковременной памяти» (по методу Джекобсона). Методика «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии. Методика «Определение объема кратковременной зрительной памяти».
2.3 Результаты исследований.
2.4 Анализ результатов.
Заключение.
Приложение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2013 год общая психология1.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

 

1.5. Возрастные особенности объема  запоминания

 

Кроме того, что подросток приобретает  взрослую логику мышления, у него отмечается дальнейшее развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память. Этот процесс также во многом зависит от процесса обучения, а точнее, от тенденции усложнения учебных программ по мере взросления ребенка.

Например, на уроках геометрии, черчения и др. у ребенка постепенно формируются и развиваются способности воспринимать косвенные признаки предметов, мысленно трансформируя их до уровня, позволяющего адекватно индентифицировать воспринимаемый объект. Так, у ребенка появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т. д.

Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к качественной перестройке в  организации мнемических процессов. Большинство детей, достигших подросткового  возраста, продолжая обучение, вынуждены  отказаться от дословного заучивания с помощью повторений.

В процессе усложнения обучения и  развития интеллектуальных способностей дети начинают трансформировать текст  или другой учебный материал, облегчая его запоминание и воспроизведение. Осваиваются разнообразные мнемические  приемы, а воспроизводя учебный материал, большинство детей уже достаточно легко передают смысл прочитанного.

В подростковом возрасте активно развивается  логическая память и быстро достигает  того уровня, при котором ребенок  переходит преимущественно к  использованию этого вида памяти.

Вместе с тем при доминировании  использования логической памяти у  подростка замедляется развитие механической памяти, что может привести к возникновению ряда негативных явлений. Так, вследствие появления  в школе многих новых учебных  предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток, в том числе и механически. Однако в связи с вышеизложенными тенденциями развития у многих подростков возникают проблемы с запоминанием, и они предъявляют жалобы на плохую память. Причем подобные жалобы у подростков могут встречаться даже чаще, чем у младших школьников. Вероятно, данная проблема является одной из причин, обусловливающих интерес подростков к способам улучшения запоминания.

В подростковый период помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. Замедляется развитие механической памяти.

А. Н. Леонтьев изучал закономерности развития у детей двух основных видов памяти – непроизвольной и произвольной. В результате ему удалось установить особенности их преобразования в старшем школьном возрасте.

Он показал, что в раннем дошкольном и дошкольном возрасте происходит постепенное улучшение непроизвольного запоминания, причем быстрее, чем произвольного. Одновременно с этим от дошкольного к младшему школьному возрасту увеличивается разрыв, существующий между продуктивностью непроизвольного и произвольного запоминания.

В подростковом и юношеском возрасте продуктивность непроизвольного запоминания  замедляется и одновременно с  этим увеличивается продуктивность опосредованного запоминания.

С возрастом меняются и отношения  между памятью и мышлением. Если в раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы ребенка, то в процессе его развития память постепенно теряет свою доминирующую роль. Так, мышление ребенка в раннем детском возрасте во многом определяется его памятью, а процесс мышления в значительной степени является процессом воспроизведения.

При достижении ребенком подросткового  возраста между мышлением и памятью  сохраняется тесная взаимосвязь. Более  того, мышление развивается в непосредственной зависимости от памяти.

Однако в подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в  отношениях между памятью и другими  психическими функциями. Исследования особенности мнемических процессов  подростков показали, что в этом возрасте уже мышление определяет особенности функционирования памяти. Например, процесс воспроизведения информации в значительной степени определяется особенностями функционирования мыслительных процессов, также как процесс запоминания, который сводится у подростка к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала. Поэтому воспроизведение информации заключается в восстановлении материала по этим отношениям.

В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями, изменяются отношения между памятью и мышлением. Исследования показали, что в этом возрасте мышление подростков определяет особенности функционирования памяти.

 

 

                                                  Глава 2.

    1. Закон на котором основана методика «Исследование объема кратковременной памяти» (метод Джекобсона).

   Закон на котором была основана методика Джекобсона называется «магическое число семь плюс-минус два». «Магическое число семь плюс-минус два» («кошелёк Миллера») — закономерность обнаруженная американским учёным-психологом Джорджем Миллером, согласно которой кратковременная человеческая память, как правило, не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Эта закономерность была изложена в его работе The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information, увидевшей свет в 1956 году в Psychological Review.

     Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел ряд эксперементов, целью которых был анализ памяти операторов. В результате опытов он обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита и пять односложных слов — то есть человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элементов.

Таким образом, кратковременная память — «кошелек», в который можно  «положить» одновременно семь «монет». Причём память не пытается анализировать смысл информации, важны лишь внешние, физические характеристики, то есть не важно, какие «монеты» находятся в «кошельке» — доллар или цент, главное  семь. Если количество элементов больше семи (в крайнем случае, девяти), то мозг разбивает элементы на группы таким образом, чтобы количество запоминаемых элементов было от 5 до 9.

         

     2.2   Методика «Исследование объема кратковременной памяти» (по методу Джекобсона). Методика «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии. Методика «Определение объема кратковременной зрительной памяти».

 Методика «Исследование кратковременной памяти» (по методу Джейкобсона):

       Цель методики заключается в том, что бы определить объем кратковременного запоминания человека.

       Экспериментальный материал: бланк ответов, ручка , набор из четырех наборов чисел.

       Стимульный материал: см. приложение 1.

       Процедура проведения: Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов цифр. Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

       Инструкция: «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!»

 

Обработка результатов: В процессе обработки результатов необходимо установить:

«+» - ряды, воспроизведенные полностью  и в той же последовательности, в которой они предъявлялись  экспериментатором;

«А» - наибольшую длину ряда, который  испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

«С» - количество правильно воспроизведенных рядов, больше, чем А;

«Кп» - коэффициент объема память, который вычисляется по формуле:

Кп = А + С  , где «n» - число серий (в данном случае 4).

                 n

Интерпретация и анализ результатов: объем кратковременной памяти можно оценить по следующим нормативам: 10 — очень высокий; 8-9 — высокий; 7 — средний; 6-5 — низкий; 3-4 — очень низкий.

При анализе результатов обратите внимание на крайние варианты полученных уровней запоминания  уровней  запоминания:

  • 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники;
  • если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти нужно повторить через несколько дней;
  • в норме объем кратковременной памяти 3-4 вызывается неприятием инструкции;
  • нижний и средний уровни кратковременного запоминания могут быть повышены благодаря систематической тренировке по специальным программам мнемотехники.

    Методика Методика «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии:

     Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.

     Экспериментальный материал: Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи.(см. Приложение 2)

     Процедура проведения: Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

       Инструкция:

   Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке». 
    Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен»

      Обработка результатов:

1. Посчитать общее количество  правильно воспроизведенных слов  при каждом повторении, и записать  в графе протокола V. 
2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.

 

 

График заучивания слов

3. Подсчитать частоту воспроизведения  каждого слова за все количество  повторений и вычислить для  них коэффициент запоминания  по формуле (точность вычислений равна 1%):

, где

Кi —коэффициент запоминания i-го слова, 
Рi — его абсолютная частота; 
n — количество повторений. 
  Интерпретация и анализ результатов: Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. 
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов. 
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. 
При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется. 
При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях. 
Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта». 
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации). 
Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.

Методика  «Определение объема кратковременной  зрительной памяти»:

    Цель: Определение объема кратковременной зрительной памяти.

  Экспериментальный материал: секундомер, стимульный материал (см. приложение 3)

   Процедура проведения: Испытуемые должны запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой им таблицы.

   Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и потом записать как можно большее количество чисел. Внимание, Начали!»

Информация о работе Исследование кратковременной памяти в психологической науке