Исследование личности руководителя и ее влияние на деятельность рабочей группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Анализ личности руководителя и ее влияние на деятельность коллектива. Выявление ее сущности, структуры, содержания и особенностей. Принципы и подходы к решению производственных задач, как руководителя, так и лидера. Роль руководителя в создании социально-психологического климата. Основные пункты взаимодействия менеджера и рабочей группы. Сравнительная характеристика стилей руководства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Личность руководителя и ее особенности. Портрет руководителя. Руководитель и лидер. Руководитель и группа.
ГЛАВА 2. Исследование личности руководителя и ее влияния на деятельность рабочей группы на примере ООО «М.видео-Менеджмент». Сущность и мотивация компании. Психологический портрет менеджера. Взаимодействие менеджера и рабочей группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Черновик 1.docx

— 153.90 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Личность руководителя и ее особенности

Портрет руководителя

Руководитель и лидер

Руководитель и группа

ГЛАВА 2. Исследование личности руководителя и ее влияния на деятельность рабочей группы на примере ООО  «М.видео-Менеджмент»

2.1. Сущность и мотивация  компании

2.2. Психологический портрет  менеджера

2.3. Взаимодействие менеджера  и рабочей группы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Введение

Важнейшая роль в формировании рабочей группы и его психологического климата отводится руководителю организации или подразделения. На нем всегда лежит персональная ответственность за состояние психологической атмосферы в трудовом коллективе. Непосредственное влияние личность руководителя оказывает и на стиль руководства, применяемый в конкретной ситуации. А значит, стиль руководства - это управляющий инструмент, от которого зависит психологический климат в коллективе.

 

Актуальность темы заключается  в том, что каждый руководитель любого предприятия, независимо от уровня профессиональной подготовки, знаний и практического опыта, должен владеть наукой управления, умением управлять своим персоналом.

Властные отношения составляют важный аспект функционирования социальных организаций. Не случайно бытует мнение о том, что выбор места работы надо начинать с выбора руководителя.

В настоящее время, многие организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом  тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Эффективное  исполнение любой профессиональной деятельности требует от личности наличия  ряда необходимых психологических  характеристик – профессионально  важных качеств.

Целью работы является анализ личности руководителя и ее влияние на деятельность коллектива; выявление ее сущности, структуры, содержания и особенностей; выявить наиболее подходящий способ взаимодействия с группой.

 

Общая способность к управленческой деятельности предполагает следующие  управленческие черты и умения, присущие сильным руководителям: умение решать "нестандартные" управленческие проблемы, не имеющие готовых рецептов решения, связанные с конкретными, иногда и конфликтными ситуациями. Решения должны быть направлены на разрешение конфликтов. Чем более  сильным является руководитель, тем  менее он конфликтен. Масштабность мышления руководителя тесно связана  с его должностным рангом и  определяется тем, над какими проблемами он работает и какими категориями  в соответствии со своей должностью мыслит: одна из основных психологических  трудностей нового руководителя, назначенного на должность, - это приведение масштабов  своего мышления в соответствии с  новым рангом должности. Степень  легкости и эффективности перестройки  прежнего масштаба мышления говорит о способности личности к управленческой деятельности. Чем способней руководитель, тем ему легче изменить масштаб своего мышления, а чем он сильнее, тем лучше сумеет реализовать свои способности.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи::

    1. рассмотреть структуру личности, как руководителя;
    2. проанализировать принципы и подходы к решению производственных задач, как руководителя, так и лидера;
    3. определить роль руководителя в создании социально-психологического климата;
    4. определить основные пункты взаимодействия менеджера и рабочей группы в ООО «М.видео-Менеджмент».

 

Объектом исследования в  данной курсовой работе является личность руководителя как взаимодействующей с группой.

Предметом выступает управленческая культура личности руководителя, а также ее влияние на деятельность рабочей группы.

 

Во введении обосновывается актуальность темы, цели выполнения работы и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленных целей; дана краткая характеристика структуры  работы.

В первой главе выявлены сущность и анализ личности руководителя; ее сравнительная характеристика руководителя и лидера, а также выявлено взаимодействие руководителя и группы. Вторая глава  посвящена структуре и организации ООО «М.видео-Менеджмент»; рассмотрен психологический портрет одного из менеджеров и представлена работа с коллективом.

В заключении работы отражены общие результаты исследования, сформулированы выводы.

 

 

 

ГЛАВА 1. Личность руководителя и ее особенности

    1. Портрет руководителя

 

В новых условиях жизнедеятельности  особое значение приобретают волевые  качества руководителя:

  • упорство в работе;
  • настойчивость и целеустремленность;
  • воспитание потребности доводить начатое до конца.

Важной основой работоспособности  делового человека является деятельный позитивный настрой. Мощный интеллектуальный и эмоциональный потенциал —  это колоссальный фактор здоровья.

Заинтересованность и  мотивированность в своем деле дает руководителю новые импульсы работоспособности. Важное значение для работоспособности и здоровья имеет положительное эмоциональное состояние. Чтобы сохранить творческую активность, руководитель должен работать в позитивно влияющей на работоспособность атмосфере.

Неблагоприятное воздействие  на здоровье оказывает состояние  стресса. Существуют две основные формы  снятия стресса:

  • - изменение психотравмирующей ситуации;
  • - контролирование (регулирование) своего эмоционального состояния.

Психическая устойчивость руководителя - это способность соответствовать  требованиям поддержания эффективности  деятельности в различных, в том  числе экстремальных ситуациях.

Сущность психической  устойчивости руководителя, представляет специфическую личностно-профессиональную ориентацию, направленность на определенные цели, заключающуюся в определенном характере нравственной ориентации человека и его способности. Иначе  говоря, психическая устойчивость - это относительно устойчивое, но конкретное проявление всех компонентов психики, имеющих определенную направленность, выражающих гармоничность связи  человека с внешней средой в конкретных условиях.

Труд руководителя требует  периодического отдыха, смены рода занятий, локализации стрессовых ситуаций. Большое распространение для  уменьшения стресса получили различные  релаксационные методики и аутогенная тренировка.

В наше время стрессовых ситуаций происходит очень много, поэтому  необходимо научиться противостоять  стрессу. Поэтому тема исследования актуальна особенно в современных  условиях.

Противоречивость и разногласия  среди психологов лишь подчеркнула  актуальность проблемы выявления необходимых  управленческих качеств, благодаря  которым обеспечивается эффективность  совместной деятельности. В ходе многочисленных психологических исследований установлено, что в управленческой деятельности руководителей разных рангов есть ряд  совпадающих характеристик, позволяющих  смоделировать основные качества руководителя. У различных авторов наиболее часто встречаются следующие:

  • интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Существенной является способность к решению сложных и абстрактных проблем;
  • инициатива и деловая активность. Предполагает наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость;
  • уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;
  • так называемый «фактор геликоптера», или способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте.

Ряд эмпирических исследований подводит к несколько иному набору качеств. Ученые Ч. Магерисон (Австралия) и Э. Какабадзе (Великобритания) опросили более 700 руководителей компаний в различных отраслях деятельности с целью выявления ключевых качеств перспективных руководителей. Среди первых шести были следующие:

  • умение работать с людьми и делегировать своим подчиненным ряд своих полномочий;
  • готовность рисковать и брать ответственность за это на себя;
  • активность (жизненная и управленческая);
  • приобретение основательного управленческого опыта до 35 лет;
  • умение при необходимости легко менять стиль управления;
  • семейная поддержка.

Но самыми важными качествами были призваны первые два.

Признавая многообразие научно-практических подходов к решению этой проблемы, остановимся на двух отечественных  моделях профессиограмм руководителя (под профессиограммой мы понимаем систему требований, предъявляемых определенной деятельностью, в данном случае управленческой, к человеку).

В профессиограмме руководителя, предложенной В.М. Шепелем, три блока качеств руководителя. К общим качествам отнесены

  • незаурядный интеллект,
  • фундаментальные знания,
  • достаточный опыт.

Второй блок включает следующие  конкретные качества:

  • идейно-нравственные, которые выражают мировоззрение, культуру, моральную мотивацию действий личности, ее гражданские качества;
  • научно-профессиональные качества включают знания, опыт, характеризующие технико-экономическую и управленческую компетентность, теоретический и практический уровень компетентности;
  • организационные качества включают все, что связано с умением подбирать и расставлять кадры, планировать их работу, обеспечивать четкий контроль и т.д.;
  • психофизические качества включают соматические и психические данные, которые необходимы работнику управленческой профессии (хорошее здоровье, склонность к системному мышлению, развитость воображения, тренированная память, волевая подготовка).

К третьему блоку отнесены специфические личностно-деловые  качества, представленные прежде всего психолого-педагогическими качествами. Ведь не секрет, что есть руководители, которые общепризнаны как профессионально компетентные организаторы, однако они не популярны в коллективе, к ним не испытывают глубоких личных симпатий.

В.М. Шекель относит к психолого-педагогическим качествам, прежде всего:

  • коммуникабельность – умение быстро устанавливать контакт с людьми;
  • эмпатичность – умение сопереживать, улавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания;
  • способность к психоанализу, то есть самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков;
  • стрессоустойчивостъ, то есть физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями;
  • красноречивость – умение в совершенстве владеть своим словом, то есть умение внушать и убеждать словом;
  • визуальность – внешняя привлекательность личности.

Наличие специфических личностно-деловых  качеств и создает неповторимый имидж руководителя, эффект его личного  обаяния.

Большинство фирм, предприятий, организаций широко применяют разделение управленческого труда по вертикали, то есть по уровням менеджмента. Обычно на предприятиях менеджмент имеет три  уровня: высший, средний, низший. Вполне целесообразно назвать низший уровень  менеджмента первичным, так как  именно на нем сосредоточены первичные  коллективы – бригады, отделы, лаборатории  и тому подобные структурные ячейки, неразложимые далее в системе  официальной организации.

Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных  функций: планирования, организации, мотивации  сотрудников и контроля. Взаимодействие этих функций между собой, формируетединый процесс, или, иными словами непрерывную цепь взаимосвязанных действий.

Горизонтальный принцип  разделения труда - это расстановка  руководителей во главе отдельных  подразделений, отделов.

Вертикальный принцип  разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать  горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

Руководители низшего  звена (операционные руководители). Самая  многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей  низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего  звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена  ложится существенно большая доля ответственности.

Руководители высшего  звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена  относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего  звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается  в умственной деятельности. Они постоянно  должны принимать управленческие решения.

1.2. Руководитель  и лидер.

Лидерство и руководство  имеют различную природу: руководство - это влияние формальной природы,  а лидерство подразумевает спонтанно  возникающее внутри группы психологическое  влияние одного члена группы на других.  Лидерство в группе -  это процесс  межличностного влияния.

Информация о работе Исследование личности руководителя и ее влияние на деятельность рабочей группы