Исследование личности руководителя и ее влияние на деятельность рабочей группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Анализ личности руководителя и ее влияние на деятельность коллектива. Выявление ее сущности, структуры, содержания и особенностей. Принципы и подходы к решению производственных задач, как руководителя, так и лидера. Роль руководителя в создании социально-психологического климата. Основные пункты взаимодействия менеджера и рабочей группы. Сравнительная характеристика стилей руководства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Личность руководителя и ее особенности. Портрет руководителя. Руководитель и лидер. Руководитель и группа.
ГЛАВА 2. Исследование личности руководителя и ее влияния на деятельность рабочей группы на примере ООО «М.видео-Менеджмент». Сущность и мотивация компании. Психологический портрет менеджера. Взаимодействие менеджера и рабочей группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Черновик 1.docx

— 153.90 Кб (Скачать файл)

Уверенность руководителя по закону психологического заражения передается подчиненным, и они действуют соответствующим образом. Как бы ни складывались обстоятельства, следует всегда держать себя достаточно спокойно и уверенно, а также уверенность руководителя в себе важна при его контактах с другими руководителями равного или более высокого положения. Сомнительно, чтобы колеблющийся, мечущийся, неуверенный в себе руководитель мог вызвать доверие и достойно представить и защитить интересы своей организации.

При влиянии на подчиненных  явно недостаточно опоры лишь на властные, должностные полномочия. Влияние  должно обязательно подпитываться  эмоциональным, психологическим компонентом. Только в этом случае руководитель может рассчитывать на отдачу подчиненных. Кроме того, любое влияние должно находить внутренний отклик у подчиненных;

* самостоятельность. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это в своих подчиненных. Как бы хороши ни были заместители и консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конкретное решение он должен принимать сам.

Развитие этого качества требует известных пределов, за которыми независимость переходит в волюнтаризм  и самодурство. Руководитель, не замечающий этих рамок в проявлении самостоятельности, подрывает эффективность своей управленческой деятельности, создает нервозную обстановку и в организации, и в отношениях с вышестоящим руководством;

* способность к творческому  решению, стремление к достижениям. Здесь мы вплотную касаемся проблемы интеллекта руководителя. Как отмечал известный психолог Б.М. Теплов в работе «Ум полководца», у человека существуют как бы две разновидности интеллекта: теоретический и практический. Для руководителя большое значение имеет именно практический интеллект, то есть способность творчески решать ежедневные проблемы управленческой деятельности. Представляет интерес проблема зависимости интеллекта руководителя и эффективность его деятельности.

Исследование Ф. Филлера  и А. Лейстера, проведенное в воинских подразделениях армии США, подвели к следующим выводам: на эту зависимость влияют четыре промежуточных переменных (фактора):

  • мотивация руководителя;
  • опыт руководителя;
  • отношения с вышестоящим командованием;
  • отношения с подчиненными.

Закономерность Филлера–Лейстера звучит так: высокая мотивация, значительный опыт руководителя, основательная поддержка со стороны подчиненных и благоприятные деловые отношения с вышестоящим руководством ведут к повышению влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности. И наоборот, недостаточные мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка со стороны подчиненных и напряженные отношения с вышестоящим руководством ведут к снижению влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности.

В стремлении к достижениям  отражена фундаментальная потребность  в достижении цели. Особенностями  руководителей, стремящихся к достижениям, являются следующие:

  • для них наиболее предпочтительны ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы;
  • они не склонны подвергать себя слишком большому риску, а ставят перед собой достаточно умеренные цели, стараясь, чтобы риск в значительной мере был заранее просчитан и предсказуем;
  • они хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с задачами;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

Руководителю крайне важно  уметь контролировать свои эмоциональные  проявления. Со всеми окружающими, независимо от настроения и личного расположения, он обязан строить ровные и деловые  отношения. Доказано, что в большинстве  случаев эмоциональная неуравновешенность снижает уверенность человека в  своих силах, а тем самым и  его управленческую активность.

Важно уметь сбрасывать эмоциональное  напряжение. Ведь руководитель – живой  человек, он может раздражаться, негодовать, предаваться унынию. Постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их часто ведет к  неврозам и к различным психосоматическим  заболеваниям. Средства разрядки следует  искать в структуре деятельности и досуга личности руководителя, формы  которого чрезвычайно разнообразны. Здесь и рациональная организация  управленческой деятельности, и отведение  достаточного времени физическим упражнениям, прогулкам и физическому труду, и общение с друзьями и близкими, и наконец, всевозможные культурные увлечения (книги, музыкальные пристрастия, коллекционирование и др.).

* коммуникабельность, общительность,  близость к подчиненным. По данным ряда авторов, управленец тратит на общение более 3/4 своего рабочего времени. Большинство руководителей считают, что главная причина, по которой способному управленцу не удается хорошая карьера, кроется в том, что он плохо взаимодействует со своими коллегами и подчиненными. Руководитель может принимать взвешенные и рациональные решения только в том случае, когда он знает реальное положение дел, активно взаимодействует со своими подчиненными, опирается на них. Все это возможно лишь при развитии в себе коммуникабельности, общительности.

В сплоченных группах теснее общение, выше самооценка личности, но и места неприязненного отношения  к посторонней самонадеянности, утрата критичности и чувства  реальности, единомыслия, чувства неуязвимости, самоуверенности. Разногласия у  сплоченного коллектива обычно бывает не по целям, а по средствам их достижения; у не сплоченного - всем вопросам, что  отрицательно сказывается на взаимоотношениях и рано или поздно приводит его  к распаду. Сплоченные коллективы характеризуются организованностью, способностью и готовностью к самостоятельному преодолению возникших трудностей согласованным действиям; единства в экстремальных ситуациях. В неорганизованных группах никто не хочет брать на себя ответственности при преодолении трудностей.

Результатом сплоченности коллектива является улучшение индивидуальной адаптации к окружающим и более  активное вовлечение людей в его  деятельность, ощущение ими личной безопасности.

Одним из условий успеха деятельности трудового коллектива является сильный руководитель.

Регулировать уровень  сплочения трудового коллектива возможно на основе воздействия на факторы сплоченности. Эти факторы  разделяются:

  • Общие;
  • Локальные.

К общим факторам относятся  форма собственности на средства производства, характер труда, особенности  хозяйственного механизма, социокультурные  атрибуты (ценности, нормы, традиции), которые  в совокупности действуют на макроуровне.

Локальные факторы могут  быть объединены в 4 группы:

  • Организационно-технические;
  • Экономические;
  • Социально-психологические;
  • Психологические.

Психологическое состояние  коллектива характеризуется степенью удовлетворенности его участников своим положением. На нее влияют характер и содержание работы, отношение  к ней людей, престижность, размеры  вознаграждения, перспективы роста, наличие дополнительных возможностей (решить какие-то собственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с  интересными или полезными людьми, прославиться), место осуществления, психологический климат. Во многом психологическое состояние коллектива зависит и от умения его членов сознательно жить по его законам, подчиняться установленным требованиям  и порядкам.

Результатом сплоченности коллектива является улучшение индивидуальной адаптации к окружающим и более  активное вовлечение людей в его  деятельность, ощущение ими личной безопасности.

 

ГЛАВА 2. Исследование личности руководителя и ее влияние  на деятельность рабочей группы на примере ООО «М.видео-Менеджмент»

2.1. Сущность и  мотивация компании

Организация работы магазинов «М.видео» направлена в первую очередь на оптимальное и удобное решение задач покупателя за счет лучшего сервиса и качества обслуживания. Это включает и высокую профессиональную подготовку продавцов-консультантов, и более 10 удобных программ потребительского кредитования, и долгосрочные гарантии на продаваемую технику, а также отлаженную систему ее доставки и послепродажного сервиса.

В ООО «М.видео-Менеджмент» работают более 5 тысяч сотрудников, которые в дополнение к базовому образованию прошли специальное обучение в тренинг-центре компании. Многие также прошли обучение по специальным программам фирм-производителей как в России, так и за рубежом, их квалификацию подтверждают именные сертификаты.

Говоря о методах стимулирования работников «М.Видео», хочется оценить их тонкий подход к рабочему персоналу. При принятии сотрудника они предоставляют полный соц.пакет, что является не мало важным фактом для многих людей. Мало того, фирма принимает на работу студентов и благоприятно содействует их совмещению работы и учебы.

Руководство организации  четко отслеживает мотивацию  каждого работника и исходя из этого применяет разнообразные методы стимулирования, что благоприятно сказывается на успех фирмы в целом. Методы стимулирования заключаются в следующем:

  • материальные методы - помимо оклада работникам выплачивается премия, она исходит из суммы проданных товаров, выполнения плана. Из этого следует вывод о том, что каждый сотрудник должен максимально стараться при выполнении своей работы, чтобы в итоге получить достойное вознаграждение. При всем прочем, информация о выручке магазина и премиальном фонде открыта для персонала, т.е. работники могут сами отслеживать преуспеваемость в любой момент времени.
  • нематериальные методы – регулярно проводиться конкурс на лучшего продавца, победитель премируется и получает шанс участвовать в региональном конкурсе. Еще существуют различные номинации, в которых сотрудники участвуют и получают сертификаты и грамоты. Организация занимается тем, что продвигает своих работников по карьерной лестнице, нежели привлекает со стороны, и это огромный плюс организации, так как, занимаясь обучением персонала, они получают квалифицированный персонал. 

2.2. Психологический  портрет менеджера

Менеджеру очень важно  уметь составить психологический  портрет, так как он помогает увидеть  человека насквозь, это может помочь в дальнейшей работе.

Данный психологический  портрет составлен на моего менеджера  по производственной практике.

Этот молодой человек  с сильной волей, весьма самостоятелен, решителен и настойчив в достижении поставленных целях. Главной способностью является  умение ориентироваться  в сложных ситуациях и обширным творческим мышлением. Это говорит  о нем, как о хорошем руководителе.

Менеджера характеризует  демократический стиль управления. Он регулярно и своевременно проводит информирование коллектива по актуальным вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. А также, он стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. 

По типу характеру относится  к холерику, что говорит нам  о переменчивости настроения. При  хорошем расположении духа, эта девушка  может свернуть горы, при другом же варианте малотрудоспособна. Это не лучшее качество, говорящее нам о том, что человек вероятнее всего не стрессоустойчив. Обладает высоким уровнем интеллектуальности и умением реализовать рациональные решения. Стиль общения – управляющий, предпочитает межличностное общение. Это говорит о нем, как о человеке с которым можно идти на переговоры или доверить ответственное мероприятие, так как он будет отстаивать интересы компании, в которой работает.

Не любит конфликты, при  их возникновении ищет компромисс, удовлетворяющий обе стороны.

Любит читать, что говорит  нам о том, что он располагает  большим опытом, помимо собственного, и всегда сможет найти подходящий выход из поставленной задачи или созданной ситуации. С ним можно общаться на любые темы, всегда поможет советом или делом.

          Если опереться на эти черты,  то можно сказать, что ему  можно доверить любой тип работы, легко вольется в любой коллектив,  справится с любой проблемой  без всякого труда. Он подойдет  к любому заданию со всей  ответственностью и все пройдет  как надо. Составит серьезную  конкуренцию.

2.3. Взаимодействие  менеджера и рабочей группы

Атмосфера между работниками  «М.Видео» очень позитивная, крепкий корпоративный дух.

Весь обслуживающий персонал, а именно продавцы – консультанты являются молодежью с большим  потенциалом, многообразием благоприятных  качеств, стремлением достичь в  жизни успехов, и способствует этому  руководство магазина.

Главная особенность современной  компании — взаимозависимость людей. Никто сейчас не работает в полной изоляции, и большинство сотрудников связаны со многими другими в рамках общих деловых, технологических, управленческих и иерархических структур. Но эти связи становятся обузой, когда в компании начинаются перемены. Если сотрудники не создадут единую команду, не будут действовать сообща и двигаться в одном направлении, возникнет хаос. У руководителей, достаточно сведущих в менеджменте и недостаточно — в лидерстве, появляется, казалось бы, организационная проблема: как заставить людей двигаться в одном направлении? А между тем заниматься надо не организацией, а ориентированием людей.

Менеджеры занимаются организацией для того, чтобы создать систему, позволяющую максимально точно  и эффективно выполнять план. Обычно для этого требуется решить целый  ряд сложных задач. Компания должна создать структурные подразделения  и задать отношения подчинения, найти  подходящих сотрудников и наладить обучение, подготовить систему информирования и распределить полномочия. Надо построить  также систему экономических  стимулов и систему контроля исполнения. Подобные организационные меры сродни архитектурным решениям: все элементы должны сочетаться между собой в рамках конкретной ситуации.

Принципы кадровой политики, используемые руководителем организации:

  • Выбор лучшего сотрудника по итогам месяца, отправка его в командировку
  • Материальное поощрение в виде премии
  • Скидки для сотрудников
  • Проведение спортивных мероприятий с лозунгом : «Мы за здоровый образ жизни!»
  • Проведение корпоративных вечеринок
  • Постоянное обучение персонала, посредствам проведения всевозможных семинаров и тренингов по повышению уровня квалификации
  • Формирование патриотизма у каждого члена коллектива
  • Приложение всех сил для облегчения адаптации новых сотрудников
  • Создание комфортной обстановки на рабочем месте
  • Приветствование инициативности  и активности сотрудника
  • Продвижение по карьерной лестнице своих сотрудников, нежели привлечение со стороны, посредствам активно развивающих и обучающих программ

Информация о работе Исследование личности руководителя и ее влияние на деятельность рабочей группы