Исследование личности руководителя и ее влияние на деятельность рабочей группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Анализ личности руководителя и ее влияние на деятельность коллектива. Выявление ее сущности, структуры, содержания и особенностей. Принципы и подходы к решению производственных задач, как руководителя, так и лидера. Роль руководителя в создании социально-психологического климата. Основные пункты взаимодействия менеджера и рабочей группы. Сравнительная характеристика стилей руководства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Личность руководителя и ее особенности. Портрет руководителя. Руководитель и лидер. Руководитель и группа.
ГЛАВА 2. Исследование личности руководителя и ее влияния на деятельность рабочей группы на примере ООО «М.видео-Менеджмент». Сущность и мотивация компании. Психологический портрет менеджера. Взаимодействие менеджера и рабочей группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Черновик 1.docx

— 153.90 Кб (Скачать файл)

Лидером считается тот,  чьи установки и ориентации становятся исходными эталонами для всех или большинства членов группы. За ним признается право вести за собой, быть "последней инстанцией" в оценке различных групповых  ситуаций и обстоятельств.

Руководство же является социальной характеристикой отношений в  группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления -  подчинения.

Человек -  самый сложный  объект управления.  Ему присущи  различные типы и уровни темперамента,  характера,  привычек,  образования,  воспитания и в итоге -  высокая  требовательность к управляющей  системе.  Это его ответ на наш  стиль поведения по отношению  к нему.

Каждый руководитель в  управленческой деятельности выполняет  служебные обязанности в определенном,  свойственном только ему стиле.

Проблема лидерства и  руководства - одна из кардинальных проблем  социальной психологии. Она касается не только вопросов интеграции группы, но и психологически описывает субъекта этой интеграции. Психологические аспекты  лидерства и руководства и  являются темой данной работы.

Понятие «лидер» связано  с понятием «управление» и «руководства».

Существует различие между  формальным лидерством - когда влияние  исходит из официального положения  в организации и естественным лидерством - когда влияние исходит  из признания другими личного  превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство определяется, во-первых, как ведущее положение отдельного лица социальной группы, класса, партии, государства, что обусловлено более  эффективными результатами деятельности (экономической, политической, спортивной и т.д.), во-вторых, как процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, что обусловлено  индивидуальной инициативой их членов.

В отличие от лидера руководитель всегда выступает посредником социального  контроля и административно-государственной  власти. Лидер - это член группы, который  добровольно взял на себя значительную меру ответственности в достижении групповых целей, нежели того требуют  формальные предписания или общественные нормы. Формальный лидер назначается  или выбирается, приобретая, таким  образом, официальный статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который наиболее полно в своем  поведении отвечает групповым ценностям  и нормам. Он ведет группу, стимулируя достижения групповых целей и  проявляя при этом более высокий  уровень активности в сравнении  с другими членами группы.

Типы лидеров. Существуют разнообразные классификации лидеров.

По Веберу. В зависимости  от способа легитимации власти:

Традиционное. Авторитет  традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право  на господство лидер получает по наследству.

Харизматическое. Основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.

Рационально-легальное характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Можно выделить три общих  функ­ции лидеров: 1) диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации; 2) определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы; 3) мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.

Руководство-это процесс  согласования различных видов деятельности, это видение динамики процесса внутри группы и управление ею. Лидерство-это  отношение, доминирование и подчинение влияния и следования в системе  межличностных отношений. Сравнительную характеристику смотрите на таблице 1.

 

 

таб.1 Сравнительная характеристика руководства и лидерства 

Руководство

Лидерство

Осуществляется регуляция  официальных отношений группы как  некоторой социальной организации

Осуществляется регуляция  межличностных отношений в группе

Связано со всей системой общественных отношений и является элементом  макросреды

Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)

Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных  элементов социальной структуры

Возникает стихийно

Явление более стабильное

Явление менее стабильное и зависит в большей степени  от настроения группы

Более определенная система  различных санкций

Менее определенная система  различных санкций

Процесс принятия решений  значительно более сложен и опосредован  множеством различных обстоятельств  и соображений, не обязательно связанных  с данной группой

Решения принимают непосредственно  по групповой деятельности

Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую  группу в более широкой социальной системе

Сфера деятельности лидера -- в основном малая группа


 

Лидером считается тот,  чьи установки и ориентации становятся исходными эталонами для всех или большинства членов группы. За ним признается право вести за собой, быть "последней инстанцией" в оценке различных групповых  ситуаций и обстоятельств.

Руководитель - работник, принимающий  решения по важнейшим вопросам деятельности аппарата управления с целью обеспечения  эффективного труда производственного  коллектива. В круг должностных обязанностей руководителя входит подбор и расстановка кадров, координация работы исполнителей, производственных звеньев и подразделений управления.

Активные руководители часто  используют в своей работе нетрадиционные подходы, не боятся рисковать, легко  реагируют на изменения во внутренней и внешней среде ради обретения  еще большей власти и достижения как своих целей, так и целей предприятия.

Способы достижения целей, используемые менеджерами, делятся на две группы:

  • инструментальные;
  • личные.

Инструментальные предполагают, что цели должны достигаться любой  ценой. Личное решение задач осуществляется за счет налаживания благоприятных  отношений с подчиненными и создания коллектива.

Закрытые руководители в  первую очередь стремятся к удовлетворению собственных потребностей. Их в свою очередь подразделяют на две группы: "борцов с джунглями" и "игроков".

"Борцы с джунглями"  добиваются власти ради нее  самой, ради привилегий и материальных  возможностей, которые она дает. Они делят мир по принципу "кто  не с нами - тот против нас"  и уничтожают врагов с помощью  подчиненных. В зависимости от  методов, которые они используют, их образно разделяют на "львов"  и "лисиц". "Львы" открыто  ведут свою деятельность, "лисы" же действуют за спиной и  активно используют интриги и  заговоры. Этих людей можно с  полной ответственностью назвать  карьеристами.

"Игроки" заинтересованы  не столько в самой должности,  сколько в процессе ее достижения  в сочетании с эффектом азарта.

Стиль руководства. Роль руководителя в создании оптимального социально-психологического климата является решающей:

Демократический стиль развивает  общительность и доверительность  взаимоотношений, дружественность. При  этом нет ощущения навязанности решений извне, «сверху». Участие членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации СПК.

Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному СПК, как например, в спорте или в армии.

Либеральный стиль имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного социально-психологического климата. Либеральный стиль, может быть, приемлем лишь в некоторых творческих коллективах.

таб.2 Сравнительная характеристика стилей руководства

Стиль руководства оказывается  реальным способом управления (см.таб.2). Можно обозначить следующие схемы действий руководителя:

  • самостоятельно принимает и объявляет решение;
  • предлагает варианты решения подчиненным сотрудникам;
  • предлагает новые идеи и организует обсуждение, а затем выбирает вариант решения;
  • определяет условия и поручает принять решение персоналу;
  • делегирует решение проблемы персоналу.

Наиболее общая характеристика предусматривает разделение на авторитарный и демократический стили руководства. Авторитарный стиль руководства  используется в следующих ситуациях:

  • сотрудник не любит работать;
  • он избегает работы;
  • его следует принуждать, контролировать, направлять;
  • сотрудник предпочитает, чтобы им руководили;
  • он избегает ответственности;
  • сотруднику необходима безопасность.

При авторитарном стиле руководства  менеджер навязывает свое решение подчиненным, опираясь на теорию «Х» МакГрегора.

Демократический стиль приемлем в ситуации, если:

  • работа считается естественной обязанностью;
  • сотрудник способен к самоуправлению;
  • стремится к ответственности;
  • наделен чувством рационализма;
  • целью деятельности любого человека, как и организации, является увеличение благосостояния.

Достижение его возможно двумя способами:

  • сохранением существующего положения организации;
  • развитием организации.

Руководителей, придерживающихся первого варианта, называют пассивными. Их действия шаблонны, нерешительны главным  образом из-за узости кругозора. Такой  тип людей больше подходит на роль исполнителей. Ученые выделяют несколько  разновидностей пассивных руководителей.

Специалисты - это руководители, которые укрепляют свою власть путем  проявления высокого профессионализма в определенной области.

Интеграторы - это менеджеры, добивающиеся своих целей за счет поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе благодаря  конформизму.

Мастера - это руководящие  работники, которые поддерживают свое положение на основе всеобщего контроля над сотрудниками, требования от них  жесткого следования правилам и инструкциям и запрета творческой (инновационной) деятельности.

Люди компании - это управленцы, которые создают впечатление  бурной деятельности и своей значимости, пытаясь убедить окружающих в  своей незаменимости.

Деятельность пассивных  руководителей направлена на удовлетворение собственных потребностей и достижение личных целей.

1.3. Руководитель  и группа

Ключевым моментом в создании сплоченного коллектива является подбор людей на основе совпадения их жизненных  ценностей относительно профессиональной деятельности и нравственных аспектов человеческого бытия.

Сплоченность - это психологическое  единство людей в важнейших вопросах жизнедеятельности коллектива, проявляющаяся  в притяжении к нему участников, стремлении защитить его и сохранить.

Работоспособный сплоченный коллектив возникает не сразу, этому  предшествует длительный процесс его  становления и развития, успех  которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно или формируется  сознательно и целенаправленно. Прежде всего, речь идет о ясных и  понятных целях предстоящей деятельности, соответствующих внутренним стремлениям  людей, ради достижения которых они  готовы полностью или частично отказаться от свободы решений и поступков  и подчиняться групповой власти.

Когда управленческая ситуация расходится с привычной, стереотипной, оптимальное решение достигается  путем творческой мыслительной деятельности. Для этого необходимы существенные волевые усилия. Но при каждом волевом  напряжении происходят эмоциональные  перенапряжения. Аккумуляция негативных эмоциональных стрессов приводит, с  одной стороны, к срывам, неврозам и прочим заболеваниям, а с другой – как компенсаторная реакция  у человека возникает отказ от творческих попыток и появляется стремление вопреки ситуации и логике принимать решения по выработанным заранее и уже недостаточно точным «алгоритмам». Вот почему руководитель с низким уровнем стрессоустойчивости  приносит ущерб и себе, и делу.

При явных преимуществах  изложенных подходов, наиболее удачным  нужно признать подход Р.Л. Кричевского. Он выделяет следующие качества современного руководителя:

  • высокий профессионализм. Каковы бы ни были организаторские качества руководителя, все-таки главным для него был и остается высокий профессионализм, знание сути и особенностей своей специальности. В этом – основа формирования и поддержания авторитета руководителя, от этого зависит качество выполнения порученных заданий;
  • ответственность и надежность. Дефицит этих управленческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной действительности, пожиная плоды многолетней удручающей безответственности. В настоящее время весьма актуальными направлениями деятельности будут следующие два. Во-первых, возрождение лучших традиций российского предпринимательства, среди которых слово, данное руководителем, как синоним ответственности и надежности. Оно считалось самым важным мерилом человеческих качеств и сути служебных взаимоотношений. Во-вторых, важным направлением деятельности является изучение и внедрение передового зарубежного опыта;
  • уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных. Успех управленческой деятельности офицера во многом определяется именно этой чертой. Ее проявление находит живой отклик у подчиненных. Почему? Во-первых, потому, что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться. Тем самым создается соответствующий эмоциональный настой у подчиненных.

Информация о работе Исследование личности руководителя и ее влияние на деятельность рабочей группы