Исследование мотивов учения детей младшео школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. В связи с этой проблемой необходим поиск таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...6-7
Теоретическая часть
Понятие с мотивах и мотивации……………………………..8-11
.Понятие о мотивах учения младшего школьника………….....11-14
Возрастные особенности развития мотивационной сферы младшего школьника…………………………………………..14-15
Классификация мотивов учения…………………………........15-18
Широкие социальные мотивы…………………………….......18-19
Роль эмоций, интересов в мотивации учения……………......19-25
Отметка в мотивации учения младшего школьника………...25-26
Познавательная потребность и мотивы учения……………...26
Мотивы, связанные с содержанием учения………………….26-28
Мотивы, связанные с процессом учения……………………..28-32
Формирование учебной мотивации…………………………..32-34
Практическая часть
2.1. методики проведения исследования……………………………..35-37
2.2. анализ результатов исследования………………………………..37-41
Заключение…………………………………………………………………...42
Список использованных источников……………………………………….43
Приложение 1………………………………………………………………...44-45
Приложение 2………………………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2 курс.docx

— 132.25 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ


ОГУ

 

Орский гуманитарно-технологический  институт

(ФИЛИАЛ)

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

(Орский  гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ)

 

 

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Исследование мотивов учения у  детей младшего школьного возраста.

 

Орский  гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ 050700.62.3012.21 ОО

 

 

 

 

 

Руководитель работы

кандидат пс. наук, доцент

 
   

 

Д. П. Татарчук

 

(подпись, дата)

 
 

Исполнитель

студент группы 10Пед(б)ПсО

 
   

О.И. Терентьева

 

(подпись, дата)

 

 

Орск 2012

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ


ОГУ

 

Орский гуманитарно-технологический  институт

(ФИЛИАЛ)

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

(Орский  гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ)

 

 

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии

 

Задание на курсовую работу

  

Исследование  мотивов учения у детей младшего школьного возраста.

 

Исходные данные: Объект исследования - учебная деятельность младшего школьника. Предмет исследования -  особенности мотивации на начальном этапе обучения. Цель - исследования изучение мотивов учебной деятельности младших школьников.

 

Перечень подлежащих разработке вопросов:

  • изучить литературу по данной теме;
  • изучить и охарактеризовать особенности мотивационной сферы учебной деятельности;
  • рассмотреть методики диагностики мотивации учебной деятельности ;
  • исследовать мотивацию учебной деятельности детей;
  • обработать полученные результаты исследования и сделать выводы.

 

Перечень графического материала: диаграммы, таблицы

 

 

Дата выдачи задания «_30_»__сентября_2011 г.

 

Руководитель 

канд. пс. наук, доцент ___________Д. П. Татарчук

                                                                        (подпись)

Исполнитель

студент группы 10Пед(б)ПсО ___________ О. И. Терентьева

                                                                                              (подпись)

Срок защиты работы «____»_________________20____г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

В данной курсовой работе рассматриваются теоретические  вопросы по проблеме изучения мотивационной сферы учения ребенка младшего школьного возраста, а также приводится исследование по данной теме.

Структура данной КР выглядит следующим образом.

Первый раздел отражает теоретические основы и  особенности мотивационной сферы учения ребенка младшего школьного возраста. Рассматриваются такие вопросы как: мотив и мотивация; мотивы учебной деятельности младшего школьника; формирование мотивации; так же рассматривается классификация мотивов учения и возрастные особенности развития мотивационной сферы учения младшего школьника.

Во втором разделе приведена практическая часть по заявленной проблеме. Исследование проводилось в МОУ СОШ №49  г. Орска на учениках 2 «Б» класса. Для определения уровня мотивации учения использовались следующие методики: анкетирование Н.Г. Лускановой,  целью которой является определение уровня школьной мотивации, следующим методом исследования с целью выявления осознанности круга мотивов, побуждающих ребенка учиться, была создана экспериментальная ситуация.

Работа выполнена печатным способом на 46 страницах с использованием 17 источников, содержит 2 таблицы, 2 диаграммы и 2 приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...6-7

  1. Теоретическая часть
    1. Понятие с мотивах и мотивации……………………………..8-11
    2. .Понятие о мотивах учения  младшего школьника………….....11-14
    3. Возрастные особенности развития мотивационной сферы младшего школьника…………………………………………..14-15
    4. Классификация мотивов учения…………………………........15-18
    5. Широкие социальные мотивы…………………………….......18-19
    6. Роль эмоций, интересов в мотивации учения……………......19-25
    7. Отметка в мотивации учения младшего школьника………...25-26
    8. Познавательная потребность и мотивы учения……………...26
    9. Мотивы, связанные с содержанием учения………………….26-28
    10. Мотивы, связанные с процессом учения……………………..28-32
    11. Формирование учебной мотивации…………………………..32-34
  2. Практическая часть

2.1. методики проведения исследования……………………………..35-37

2.2. анализ результатов исследования………………………………..37-41

Заключение…………………………………………………………………...42

Список использованных источников……………………………………….43

Приложение 1………………………………………………………………...44-45

Приложение 2………………………………………………………………...46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время в современной  школе по-прежнему достаточно остро  стоит задача повышения эффективности  обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую  ученики должны освоить. В связи с этой проблемой необходим поиск таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.

Один из возможных вариантов  является построение учебной деятельности через основы мотивации

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной  сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление  ее реального уровня и возможных  перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются  новые ее резервы, поэтому подлинное  изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель  сравнивает полученные результаты с  тем исходным уровнем, который предшествовал  формированию, и с теми планами, которые  были намечены.

Организуя изучение и формирование мотивации, важно  не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности  и бросается в глаза («хочет»  или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение  учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. На самом деле формирование мотивов  учения - это создание в школе  условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к  учению; осознания их учеником и  дальнейшего саморазвития им своей  мотивационной сферы. Учитель при  этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная  сфера учащихся, а стимулирует  ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Другой важной стороной изучения и формирования мотивации  учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе.

Очень важно  изучать и формировать мотивацию  не только у неуспевающих и трудновоспитуемых  учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника  надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной  сферы (цели в ходе учения, переживания  в процессе учения).

Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в  такие условия и ситуации развертывания  активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались  бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений  самого ученика.

Целью данного исследования является: исследование мотивов учебной деятельности младших школьников.

Для выполнения данной цели, ставятся следующие задачи исследования:

  • изучить литературу по данной теме;
  • изучить и охарактеризовать особенности мотивационной сферы учебной деятельности;
  • рассмотреть методики диагностики мотивации учебной деятельности ;
  • исследовать мотивацию учебной деятельности детей;
  • обработать полученные результаты исследования и сделать выводы ;

Объектом исследования является: учебная деятельность младшего школьника. Предметом же исследования будут выступать особенности мотивации на начальном этапе обучения.

Гипотеза: в начальной школе у ребенка преобладают такие широкие социальные мотивы, как мотив самосовершенствования и мотив самоопределения.

 

 

 

  1. теоретическая часть.

 

    1. понятие о мотивах и мотивации.

     В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном, регуляцию поведения [16,c.98] . Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти, понятия, включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

     Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [8,c.256].

     Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта [11, c.167] . Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность; эмоционально-специфическая окрашенность.

Представление о мотивации возникает  при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиски ответов на вопросы  типа «почему?», «зачем?», «для какой  цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ  на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

     Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение; называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения [5, c.91].

     Известный, немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами[6, c.111].

     Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют, друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Информация о работе Исследование мотивов учения детей младшео школьного возраста