Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:29, курсовая работа
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. В связи с этой проблемой необходим поиск таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.
Введение……………………………………………………………………...6-7
Теоретическая часть
Понятие с мотивах и мотивации……………………………..8-11
.Понятие о мотивах учения младшего школьника………….....11-14
Возрастные особенности развития мотивационной сферы младшего школьника…………………………………………..14-15
Классификация мотивов учения…………………………........15-18
Широкие социальные мотивы…………………………….......18-19
Роль эмоций, интересов в мотивации учения……………......19-25
Отметка в мотивации учения младшего школьника………...25-26
Познавательная потребность и мотивы учения……………...26
Мотивы, связанные с содержанием учения………………….26-28
Мотивы, связанные с процессом учения……………………..28-32
Формирование учебной мотивации…………………………..32-34
Практическая часть
2.1. методики проведения исследования……………………………..35-37
2.2. анализ результатов исследования………………………………..37-41
Заключение…………………………………………………………………...42
Список использованных источников……………………………………….43
Приложение 1………………………………………………………………...44-45
Приложение 2………………………………………………………………...46
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ОГУ
Орский гуманитарно-
(ФИЛИАЛ)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
(Орский
гуманитарно-технологический
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Исследование мотивов учения у детей младшего школьного возраста.
Орский
гуманитарно-технологический
Руководитель работы кандидат пс. наук, доцент |
||
Д. П. Татарчук | ||
(подпись, дата) |
||
Исполнитель студент группы 10Пед(б)ПсО |
||
О.И. Терентьева | ||
(подпись, дата) |
Орск 2012
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ОГУ
Орский гуманитарно-
(ФИЛИАЛ)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
(Орский
гуманитарно-технологический
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии
Задание на курсовую работу
Исследование мотивов учения у детей младшего школьного возраста.
Исходные данные: Объект исследования - учебная деятельность младшего школьника. Предмет исследования - особенности мотивации на начальном этапе обучения. Цель - исследования изучение мотивов учебной деятельности младших школьников.
Перечень подлежащих разработке вопросов:
Перечень графического материала: диаграммы, таблицы
Дата выдачи задания «_30_»__сентября_2011 г.
Руководитель
канд. пс. наук, доцент ___________Д. П. Татарчук
Исполнитель
студент группы 10Пед(б)ПсО ___________ О. И. Терентьева
Срок защиты работы «____»_________________20____г
Аннотация
В данной курсовой работе рассматриваются теоретические вопросы по проблеме изучения мотивационной сферы учения ребенка младшего школьного возраста, а также приводится исследование по данной теме.
Структура данной КР выглядит следующим образом.
Первый раздел отражает теоретические основы и особенности мотивационной сферы учения ребенка младшего школьного возраста. Рассматриваются такие вопросы как: мотив и мотивация; мотивы учебной деятельности младшего школьника; формирование мотивации; так же рассматривается классификация мотивов учения и возрастные особенности развития мотивационной сферы учения младшего школьника.
Во втором разделе приведена практическая часть по заявленной проблеме. Исследование проводилось в МОУ СОШ №49 г. Орска на учениках 2 «Б» класса. Для определения уровня мотивации учения использовались следующие методики: анкетирование Н.Г. Лускановой, целью которой является определение уровня школьной мотивации, следующим методом исследования с целью выявления осознанности круга мотивов, побуждающих ребенка учиться, была создана экспериментальная ситуация.
Работа выполнена печатным способом на 46 страницах с использованием 17 источников, содержит 2 таблицы, 2 диаграммы и 2 приложений.
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1.
методики проведения
2.2.
анализ результатов
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….43
Приложение 1………………………………………………………………...
Приложение 2………………………………………………………………...46
Введение
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. В связи с этой проблемой необходим поиск таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.
Один из возможных вариантов является построение учебной деятельности через основы мотивации
Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.
Организуя изучение
и формирование мотивации, важно
не допускать упрощенного их понимания.
Изучение не следует рассматривать,
как только регистрацию учителем
того, что лежит на поверхности
и бросается в глаза («хочет»
или «не хочет» школьник учиться),
а следует строить как
Другой важной
стороной изучения и формирования мотивации
учащихся является обеспечение гуманных
отношений между учителем и учеником.
При этом главной задачей изучения
в школе является не отбор детей,
а контроль за ходом их психического
развития с целью коррекции
Очень важно
изучать и формировать
Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Целью данного исследования является: исследование мотивов учебной деятельности младших школьников.
Для выполнения данной цели, ставятся следующие задачи исследования:
Объектом исследования является: учебная деятельность младшего школьника. Предметом же исследования будут выступать особенности мотивации на начальном этапе обучения.
Гипотеза: в начальной школе у ребенка преобладают такие широкие социальные мотивы, как мотив самосовершенствования и мотив самоопределения.
В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном, регуляцию поведения [16,c.98] . Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти, понятия, включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [8,c.256].
Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта [11, c.167] . Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность; эмоционально-специфическая окрашенность.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиски ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение; называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения [5, c.91].
Известный, немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами[6, c.111].
Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют, друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Информация о работе Исследование мотивов учения детей младшео школьного возраста