Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:29, курсовая работа
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. В связи с этой проблемой необходим поиск таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.
Введение……………………………………………………………………...6-7
Теоретическая часть
Понятие с мотивах и мотивации……………………………..8-11
.Понятие о мотивах учения младшего школьника………….....11-14
Возрастные особенности развития мотивационной сферы младшего школьника…………………………………………..14-15
Классификация мотивов учения…………………………........15-18
Широкие социальные мотивы…………………………….......18-19
Роль эмоций, интересов в мотивации учения……………......19-25
Отметка в мотивации учения младшего школьника………...25-26
Познавательная потребность и мотивы учения……………...26
Мотивы, связанные с содержанием учения………………….26-28
Мотивы, связанные с процессом учения……………………..28-32
Формирование учебной мотивации…………………………..32-34
Практическая часть
2.1. методики проведения исследования……………………………..35-37
2.2. анализ результатов исследования………………………………..37-41
Заключение…………………………………………………………………...42
Список использованных источников……………………………………….43
Приложение 1………………………………………………………………...44-45
Приложение 2………………………………………………………………...46
Дети младшего
школьного возраста рассуждают так:
«Надо учиться, чтобы потом хорошо
работать, хочу быть шофером», «Я хочу
быть врачом, чтобы лечить людей, а
для этого надо много знать», «Учусь,
чтобы быть культурным». Подобные рассуждения
говорят о том, что школа и
семья создают у ребенка
Надо отметить, что мотивы самосовершенствования и самоопределения выступают для младшего школьника как «понимаемые» и связаны с далекими целями. Однако эта перспектива очень далекая, а младший школьник живет по преимуществу сегодняшним днем.
В связи с
той значимостью, которую младшие
школьники придают мотивам
Список использованных источников
1. Тебе нравится в школе?
- да; не очень; нет.
2. Утром всегда с радостью идешь в школу или хочешь остаться дома?
- с радостью; хочу остаться; по-разному.
З. Если учитель сказал бы, что завтра в школу приходить не обязательно, ты пошел бы или остался?
- да, пошел; не знаю; остался дома.
4. Тебе нравится отмена уроков?
- нет; по-разному; нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы не было домашнего задания?
- нет; не знаю; хотел бы.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе были только перемены?
- нет; не знаю; да.
7. Ты часто рассказываешь о
школе своим родителям и
- часто; редко; не рассказываю.
8. Ты бы хотел менее строгого, другого учителя?
- мне нравится наш; точно не знаю; да.
9. У тебя в класс много друзей?
- да; мало; нет.
10.Тебе нравятся твои
- да; не очень; нет.
Анализ анкетных ответов: за 1-й ответ - 3 балла, за второй - 1 балл, за третий - 0 баллов.
20-24 - хорошая школьная мотивация
15-19 - положительное отношение к школе
10-14 - низкая школьная мотивация
менее 10 баллов - негативное отношение к школе.
Ключ: 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Бланк ответов для выявления осознанности круга мотивов, побуждающих ребенка учиться.
Ф.И.О.
Для чего ты учишься ? |
Да «+» |
Нет « -» |
1. Учусь, так как на уроке |
||
2. Учусь, так как заставляют |
||
3. Учусь, так как хочу больше знать. |
||
4. Учусь, чтобы потом хорошо |
||
5. Учусь, чтобы доставить |
||
6. Учусь, чтобы не отставать от товарищей. |
||
7. Учусь, так как нравиться |
||
8. Учусь, так как хочу быть культурным человеком. |
||
9. Учусь, чтобы не опозорить |
Информация о работе Исследование мотивов учения детей младшео школьного возраста