Исследование мотивов учения детей младшео школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. В связи с этой проблемой необходим поиск таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...6-7
Теоретическая часть
Понятие с мотивах и мотивации……………………………..8-11
.Понятие о мотивах учения младшего школьника………….....11-14
Возрастные особенности развития мотивационной сферы младшего школьника…………………………………………..14-15
Классификация мотивов учения…………………………........15-18
Широкие социальные мотивы…………………………….......18-19
Роль эмоций, интересов в мотивации учения……………......19-25
Отметка в мотивации учения младшего школьника………...25-26
Познавательная потребность и мотивы учения……………...26
Мотивы, связанные с содержанием учения………………….26-28
Мотивы, связанные с процессом учения……………………..28-32
Формирование учебной мотивации…………………………..32-34
Практическая часть
2.1. методики проведения исследования……………………………..35-37
2.2. анализ результатов исследования………………………………..37-41
Заключение…………………………………………………………………...42
Список использованных источников……………………………………….43
Приложение 1………………………………………………………………...44-45
Приложение 2………………………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2 курс.docx

— 132.25 Кб (Скачать файл)

    Второй путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой "форме" побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Это механизм формирования "сверху вниз".

     Такой путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования, примера. Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда, в которой живет и действует ученик, взгляды, убеждения, традиции, принятые в этой среде.

    Как указывает Л.М. Фридман, учитель в своей воспитательной работе должен использовать для формирования у учащихся нужной мотивации оба этих пути. Кроме того, на формирование мотивации оказывают влияние содержание учебных предметов, организация учебного процесса, внеклассной и внешкольной работы, личность учителя и многие другие факторы (например, отношения семьи ученика к учению, к воспитанию и еще многое другое). "...Особо подчеркнем фактор традиций школы, характер жизни в школе, интерес учителей к процессу воспитания учащихся, увлеченность их этим трудным и сложным делом. Ведь равнодушие одних учителей не менее заразительно, чем увлеченность других".

 

  1. Практическая часть.

2.1 методики изучения мотивации  учебной деятельности младшего  школьника.

Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме показал, что в настоящее время имеется  достаточно большое число методик  для диагностики мотивации учения младших школьников и программ для  её формирования и развития.

             Каждая из предложенных методик достаточно информативна, компактна и проста в употреблении (в том числе и для педагога, не имеющего специальное психологическое образование). Возможны индивидуальный и групповой варианты диагностики.

Изучение  мотивационной сферы учения проводилось  во 2 «Б» классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» г. Орска.

Первой методикой исследования является анкетирование Н.Г. Лускановой,  целью которой является определение уровня школьной мотивации. Автор методики отобрала 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию (Приложение 1).

Для возможности дифференциации детей  по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивался в 3 балла;
  • нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивался в 1 балл.
  • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивался в 0 баллов.

 Оценки в 2 балла не были  включены, т.к. математический анализ  показал, что при оценках в  3, 1 и 0 баллов возможно более  жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией:

1. 25-30 баллов (максимально высокий  уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких  познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания педагога.

    2. 20-24 балла – хорошая  школьная мотивация. Подобные  показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

3. 15-19 баллов – положительное  отношение к школе, но школа  привлекает больше вне учебными  сторонами (внешняя мотивация).

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4. 10-14 баллов – низкая школьная  мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное  отношение к школе, школьная  дезадаптация. Такие дети испытывают  серьезные трудности в школе:  они не справляются с учебной  деятельностью, у них не складываются  взаимоотношения одноклассниками,  с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.                                                                                   

     Второй методикой исследования с целью выявления осознанности круга мотивов, побуждающих ребенка учиться, была создана экспериментальная ситуация. Детям читался рассказ:

«Однажды на перемене в школе  между ребятами завязался разговор о том , для чего они учатся . «Я считаю своей обязанностью ходить в  школу учиться» , - сказала Галя . «А мне нравится в школе писать , считать и получать хорошие отметки» , - сказал Яша . «А я люблю думать , рассуждать на уроках» , - заявил серьезно Коля . «Каждый из нас должен стать  культурным и развитым человеком , а  для этого необходимо учиться» , - сказала Даша .

Ваня вдруг заявляет , что обязательно  поступит в авиационный институт и будет строить новые самолеты .

Неожиданно раздается тихий  голос Вали : «А меня мама заставляет ходить в школу . Она говорит , что  я иду на работу и ты иди в  школу  - это твоя работа» .

А что ты хочешь сказать ? Для чего ты учишься ? »

После того, как был прочитан рассказ, детям был предложен бланк, на котором предлагался готовый  перечень мотивов.(Приложение 2) Учащимся предлагалось выбрать то, что соответствует  его желаниям и интересам. По тому, какой вариант ответа выбирает испытуемый, определялся преобладающий мотив учения.

 

1. Учусь, так как на уроке  интересно(познавательный мотив).

2. Учусь, так как заставляют  родители (мотив избегания неприятностей).

3. Учусь, так как хочу больше  знать (познавательный мотив).

4. Учусь, чтобы потом хорошо  работать (мотив самоопределения).

5. Учусь, чтобы доставить радость  родителям (мотив благополучия).

6. Учусь, чтобы не отставать  от товарищей (мотив престижа).

7. Учусь, так как нравиться  учиться (узко-познавательный мотив).

8. Учусь, так как хочу быть  культурным человеком (мотив самосовершенствования).

9. Учусь, чтобы не опозорить  класс (мотив избегания неприятностей).

 

2.2 анализ полученных результатов  исследования.

В результате определения уровня школьной мотивации с помощью анкетирования Н.Г. Лускановой  были получены следующие результаты:

                                                                                                        Таблица 1

Количественный анализ учебной мотивации учащихся 2 класса

Фамилия, имя учащегося

Номера вопросов

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Азизова Диана

3

1

0

1

1

1

3

1

1

1

13

2

Буткевич Татьяна

3

1

0

1

0

0

3

1

3

3

15

3

Воропаев Дмитрий

1

0

1

1

0

3

1

3

1

3

14

4

Гордиенко Валерий

3

3

3

3

1

1

1

3

1

3

22

5

Дёмин Алексей

3

3

3

1

1

1

3

3

1

1

20

6

Зайнагабдинов Карим

3

1

1

1

0

1

1

1

1

1

11

7

Ибатуллин Евгений

3

1

1

1

1

1

1

3

3

3

18

8

Исангулов Данил

1

1

1

1

1

0

1

3

1

3

13

9

Калашникова Дарья

3

1

3

3

1

1

1

3

1

1

18

10

Ким Денис

3

1

3

1

1

0

3

3

1

1

17

11

Кистерская Юлия

3

3

3

3

3

3

1

3

1

3

26

12

Кузнецов Кирилл

3

1

0

3

3

3

1

3

3

1

21

13

Малаземов Павел

3

3

1

1

1

1

3

3

1

3

20

14

Николаев Кирилл

3

1

1

0

0

3

3

3

3

3

20

15

Порфиров Георгий

1

1

1

0

1

0

3

3

1

3

14

16

Сагитов Даниил

1

3

3

1

1

3

1

3

3

3

22

17

Сапунова Анастасия

3

3

3

3

3

3

1

3

3

3

28

18

Таран Юлия

3

1

1

1

3

1

3

3

3

3

22

19

Тишковский Глеб

3

3

1

3

1

1

1

3

1

3

20

20

Токарчук Анна

3

3

1

1

1

1

1

3

3

3

20

21

Усманов Рамиль

3

3

3

1

3

3

3

1

3

3

26

22

Шегай Денис

3

1

3

1

3

3

3

3

1

3

24

23

Шилова Алина

1

1

1

1

3

1

1

3

1

3

16

24

Шилов Станислав

1

1

1

0

0

3

1

0

3

3

16

           Всего баллов:

63

42

42

35

31

35

48

67

43

60

466


       

         Анализ  полученных данных, представленных  в таблице 1, показывает, что у  20,8% детей низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Такие дети испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Как показало анкетирование, у большинства школьников (25%) наблюдается положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще посещают ее, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нравится красиво одеваться, иметь красивые ручки и тетради. Немаловажны для них и «красивые» отметки, но такие дети проявляют интерес к предмету только перед контрольной работой или срезом. У 41,6% школьников мы выявили хороший уровень мотивации учения, что свидетельствует об их успешности в школьной жизни и в учебном и общественном аспектах. Дети, которые отличаются высокими показателями мотивов, составили 12,5% от общего количества испытуемых. Детей с негативным отношением к школе в ходе исследования выявлено не было.

                                                                                   

  Диаграмма 1

 

  

Во второй методике, целью которого было выявление круга осознанности мотивов, побуждающих ребенка учиться, были получены следующие результаты:

Полученные результаты представлены в таблице 2

 

                                                                                                        Таблица 2

Фамилия, имя, учащегося 

Учусь, так как(чтобы)

 

Интересно

Заставляют родители

Хочу  больше

 знать

Потом  хорошо

работать

Хочу доставить радость родителям

Не отставать от товарищей

нравится

Быть культурным

Не опозорить класс

1.

Азизова Диана

 

+

             

2.

Буткевич Татьяна

+

     

+

   

+

 

3.

Воропаев Дмитрий

             

+

+

4.

Гордиенко Валерий

   

+

+

         

5.

Дёмин Алексей

+

   

+

         

6.

Зайнагабдинов Карим

           

+

 

+

7.

Ибатулин Евгений

+

     

+

       

8.

Исангулов Данил

 

+

             

9.

Калашникова Дарья

+

     

+

       

10.

Ким Денис

   

+

       

+

 

11.

Кистерская Юлия

     

+

 

+

+

   

12.

Кузнецов Кирилл

       

+

   

+

 

13.

Малаземов Павел

           

+

+

 

14.

Николаев Кирилл

+

     

+

+

     

15.

Порфиров Георгий

       

+

     

+

16.

Сагитов Даниил

   

+

+

+

       

17.

Сапунова Анастасия

   

+

+

       

+

18.

Таран Юлия

   

+

+

         

19.

Тишковский Глеб

+

           

+

 

20.

Токарчук Анна

   

+

+

         

21.

Усманов Рамиль

   

+

+

+

 

+

   

22.

Шегай Денис

+

   

+

     

+

 

23.

Шилова Алина

+

     

+

       

24.

Шилов Станислав

   

+

 

+

   

+

 

Всего:

                 

 

По ответам детей и их выбору мы определили следующий круг мотивов:

     Познавательные  мотивы(- непосредственно связанные с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний. Таких учеников побуждало стремление узнать новые факты, преодолевать трудности в процессе познания, овладеть знаниями, способами действий, искать суть явлений, стремление проявлять познавательную активность: рассуждать, преодолевать препятствия при решении задач; ребенка увлекал сам процесс решения, а не только получаемые результаты. Познавательный мотив преобладал у 20 человек из 24, что составило 83,3%.

     Мотивы самоопределения - связаны с пониманием значения знаний для будущего, стремление учеников быть развитым. Этот мотив преобладал у 9 человек из 24, что составило 37,5%.

     Мотивы самосовершенствования - выражались в стремлении у детей быть культурными, получить развитие в результате учения, направленность на самостоятельное совершенствование способов получения дополнительных знаний. Этот мотив преобладал у 8 человек из 24, что составило 33,3%.

     Мотивация благополучия, состояла в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, их признание, получить одобрение, заслужить похвалу учителя или родителей и достойное вознаграждение за свой труд. Этот мотив преобладал у 10 человек из 24, что составило 41,6%.

     Престижная  мотивация побуждала ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым или занять достойное место среди товарищей. Таким ученикам характерен ндивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным. Этот мотив преобладал у 2 человек из 24, что составило 8,3%.

     Мотивация  избегания неудачи- дети старались избежать недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.). Она сопровождалась тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придавала их учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Этот мотив преобладал у 6 человек из 24, что составило 25%.

 

Диаграмма 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается  не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые  переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении  между собой.

В данной работе были исследованы мотивы учения школьников начальной школы. Было выявлено, что наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы — результат социальных влияний.

Информация о работе Исследование мотивов учения детей младшео школьного возраста