Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:40, курсовая работа
Целью работы является изучение психологического климата в подростковой группе
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение социально-психологическому климату в подростковой группе
2. Исследовать особенности психологического климата в подростковой группе
3. Подобрать методики, позволяющие исследовать психологический климат подростковой группы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ 6
1.1 Понятие психологического климата 6
1.2 Особенности психологического климата группы в подростковом возрасте 8
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 16
2.1 Методики для изучения психологического климата в классе 16
2.2 Формирование благоприятного психологического климата классного коллектива 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ 6
1.1 Понятие психологического климата 6
1.2 Особенности психологического климата группы в подростковом возрасте 8
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 16
2.1 Методики для изучения психологического климата в классе 16
2.2 Формирование
благоприятного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
ВВЕДЕНИЕ
Взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста.
Особая роль в жизни каждого человека принадлежит школьным годам, классу, эмоционально-психологическому климату класса. Учителям хорошо известно, что есть классы, куда идёшь с ощущением радости, работа в них вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений. Но есть и такие ученические группы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать.
Почти в каждой школе встречаются классы, куда учителя отправляются вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. В запущенных случаях дело может закончиться массовым отказом учителей вести занятия в конкретном классе. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми. Возникает вопрос: если дело не в успеваемости, то в чём? В учительской можно услышать: «в этом классе ужасный климат», «жуткая атмосфера» и т.п.
Как утверждают специалисты,
и свидетельствует практика, эмоциональное
благополучие в классе - одно из важнейших
условий развития личности школьника.
В современной психологической
науке под психологическим
Оптимальное управление социально-психологическим
климатом в любом (в том числе
школьном) коллективе требует специальных
знаний и умений от педагогического
состава. В качестве специальных
мер применяются: научно обоснованный
подбор, обучение и периодическая
аттестация преподавательского состава;
комплектование первичных коллективов
с учетом фактора психологической совмес
Целью работы является изучение психологического климата в подростковой группе
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
Методы исследования: беседы, наблюдения; анкетирование, приемы психодиагностики, математические и статистические методы обработки результатов.
Работа написана на основе изучения работ исследователей и социальных психологов, изучавших проблемы взаимоотношения личности и коллектива, а также климата группы: А.С. Макаренко, Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца, Г.М. Андреевой и др
Методики опробованы на базе МБОУ «СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинской области» в 10 классе
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ
В подростковом возрасте дети включаются в различные виды общественно полезной деятельности, что значительно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Однако для благоприятного формирования этих качеств необходимо создание в коллективе соответствующего психологического климата как важного звена в межличностном взаимодействии людей и их социализации в обществе.
КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-
Природа СПК: стремление людей быть принятыми и найти свое позитивное отражение в других людях, расширить и защитить свое личное пространство от влияния, симпатии и антипатии как скрытые потребности в обладании субъективно ценными характеристиками (свойствами и качествами), эмоциональное и когнитивное заражение, целесообразность конструктивного сосуществования. В процессе формирования СПК влияние макросреды является более значимо. В этом случае СПК задается из вне и носит формализованный характер, степень его благоприятности носит чисто условный характер. Степень влияния локальной макросреды в большей степени определяется традициями, символикой, внутренней культурой, которая формируется сначала в неформальных отношениях подростков, а потом приобретает официальную значимость.
С понятием СПК связаны такие характеристики группы как:
эмоциональная – преобладающий эмоциональный настрой (им и измеряют микроклимат);
волевая – готовность и способность противостоять трудностям и конструктивно вести себя в конкретной ситуации.
СПК рассматривали с нескольких позиций. Например, Шибутани Т. рассматривает СПК с позиции свободного выражения мнения, демократии управления, удовлетворенностью принадлежности и высокой степенью эмоциональной включенности и взаимопомощи. А Шивандрин Н.И. рассматривал СПК с позиции степеней свобод личности в группе, взаимного фасилитативного воздействия и эмоционального комфорта.
Несмотря на разницу подходов в определении СПК, все ученые определяют два элемента, которые в равной степени характеризуют его: 1) отношение людей к совместной деятельности (к цели, к процессу, к ролевым функциям и требованиям), 2) отношение друг к другу.
В отечественной психологии
СПК изучался как полифункциональный
показатель, который имеет следующие
характеристики: степень психологической
включенности человека в деятельность;
мера психологической эффективности
этой деятельности; уровень сдвига,
который происходит в структуре
психического потенциала коллектива;
стратегии и эффективность
Критерии оценки СПК: самовыражение,
эмоциональная напряженность (чем
она ниже, тем благоприятнее микроклимат)
Таким образом, важным этапом возрастного развития ребенка является переход к межличностному общению, которое ставится в центр интересов ребенка. Этим важным моментом и характеризуется переход на следующую ступень развития – подростковый возраст. Подросток стремиться быть в обществе, в среде сверстников и иметь там определенный авторитет, занимать определенное положение, на положение ребенка влияет не только роль и положение, но и психологический климат в группе.
Отношения в подростковой группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала.
Известно, что изменение сплоченности отражает специфику групповой динамики. Сплоченность определяется как степень, с которой члены группы хотят оставаться в ней, результирующая сил, удерживающих индивида в группе.
Так, на первой стадии развития
группы сплоченности как таковой
нет, члены коллектива не знакомы
или только что познакомились
друг с другом. Отсутствие сплоченности
отражается в том, что в группе
практически нет межличностного
общения, цели перед группой ставятся
извне и также извне
На следующей стадии в учебном коллективе появляются подгруппы, завязываются неформальные отношения между отдельными учениками. Как мы видим, на этом этапе формируется сплоченность, но она не распространяется на группу в целом, а лишь на отдельные ее составные элементы: пары, тройки. Такие подгруппы в школьном классе часто предопределены местом жительства: дети в школу и из школы добираются вместе, обсуждают какие-то темы, завязываются дружеские отношения. На этой стадии появляется чувство «мы», но это чувство включает в себя только сформированные пары и тройки.
На третьей стадии в группе актуализируется борьба за лидерство. В классе появляются нормы общения, члены коллектива самостоятельно решают возникающие трудности. Развитие группы на этом этапе может быть драматичным, если не один, а несколько лидеров претендуют на власть. В этом случае класс может расколоться на «группы поддержки» лидеров, между ними чаще всего возникает конфликт. Но даже если лидер один, еще не вся группа объединяется вокруг него. Чувство «мы» включает в себя не только ближайших друзей, но и отдельные группировки.
И, наконец, на четвертой стадии развития группы отмечается самая высокая сплоченность, которая проявляется во взаимопомощи, высокой привлекательности группы для ее членов, развитой неформальной структуре. Цели группы интериоризованы школьниками, класс выступает как единое целое. Ученики говорят «Мы», включают в это понятие весь класс, а не отдельную подгруппу.
Механизмом формирующего
влияния группы на ребенка является
психологический климат, а вернее,
социально-психологический
Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутри групповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими). В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп из других групп, в борьбе с которыми. Состав группы довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами, Примкнуть к группе без согласия вожака невозможно. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму - условные знаки, свои клички, обряды, - например, обряд «братания кровью». Подобные группы обычно образуют только из подростков мужского пола.
Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Состав группы нестабилен. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований необходимых для входа в неё.
В закрытых заведениях для подростков (спортивные лагеря, интернаты и т.д.), реакция группирования проявляется с особой силой и может быть причиной серьезных нарушений режима. В этих условиях, а также при семейно-педаготической запущенности реакция группирования может стать главным регулятором поведения подростка.
Информация о работе Исследование психологического климата в школьном коллективе