Исследование психологического климата в школьном коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение психологического климата в подростковой группе
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение социально-психологическому климату в подростковой группе
2. Исследовать особенности психологического климата в подростковой группе
3. Подобрать методики, позволяющие исследовать психологический климат подростковой группы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ 6
1.1 Понятие психологического климата 6
1.2 Особенности психологического климата группы в подростковом возрасте 8
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 16
2.1 Методики для изучения психологического климата в классе 16
2.2 Формирование благоприятного психологического климата классного коллектива 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 27

Файлы: 1 файл

психологичекий климат.docx

— 78.47 Кб (Скачать файл)

 

    1. Определение индекса групповой сплоченности Сишора.

Групповую сплоченность - чрезвычайно  важный параметр, показывающий степень  интеграции группы, ее сплочения в  единое целое - я определил с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная-5). Вопросы приведены в Приложении 2.

 

    1. Оценка психологическойатмосферы в группе.

Оценка психологической атмосферы в коллективе я проводилс помощью метода семантического дифференциала (бланк методики в приложении 3)

Инструкция к  тесту: «В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак «х», тем более выражен этот признак в вашем коллективе».

Обработка и анализ результатов  теста: ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «х», тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная). На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Уровень удовлетворенности атмосферой в коллективе:

  • 10-30 баллов – высокий;
  • 31-50 – средний;
  • 51 – 80 – низкий.

Высокий уровень характеризуется доброжелательной атмосферой в коллективе, где учащиеся не боятся высказывать свое мнение, свободно самовыражаются, не испытывают давление со стороны отдельных групп подростков, в том числе лидера группы, могут открыто заявить о своих желаниях, намерениях и чувствах при обсуждении общих коллективных проблем. Также соблюдается сознательная внутригрупповая дисциплина, что говорит об удовлетворенности принадлежностью к группе, соблюдается достаточная информированность членов группы о ее задачах и текущем состоянии дел, высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи при возникновении состоянии фрустрации у кого-либо из членов группы, принятие на себя ответственности за состояние дел каждым членом группы.

Средний уровень удовлетворенности психологической атмосферой в коллективе отражает зависимость удовлетворенности/неудовлетворенности от конкретной ситуации, в которой находится группа. При благоприятной внешней ситуации группе свойственны стабильность, доброжелательность и сплоченность, однако при сложных внешних условиях группа стремительно разбивается на группировки, склонна к конфликтам, в том числе открытым, игнорирует желания и интересы отдельных ее членов. Кроме того, средний уровень является наиболее распространенным в подростковых группах, так как очень явно выделяются лидеры (ведущие) и ведомые.

Низкий  уровень говорит об неудовлетворительной психологической атмосфере, характеризующейся высокой конфликтностью, соперничеством, наличием агрессивных тенденций, подавлением со стороны референтной группы учащихся остальных членов группы, их стремление навязать свои правила. Также группа имеет следующие характеристики: отсутствие сплоченности, доброжелательности, возможности действовать открыто преследуя определенные цели, наличие разрозненных группировок, нестабильность группы, отсутствие внутригрупповой дисциплины, зависимость от мнения референтной группы.

 

2.2 Формирование благоприятного  психологического климата классного коллектива

 

Для формирования благоприятного климата  классов я выбрал апробированный в Украине групповой поведенческий тренинг Н.П. Аникеевой. Мнения. Это упражнение я применял на первых занятиях как вводное для более серьезных упражнений. Для каждого из присутствующих все ребята по очереди называют одно-два из присущих им положительных качеств, что сразу создавало необходимую доброжелательную обстановку. После повторения первой его части (положительных характеристик) и небольшого перерыва ребята по очереди называют по одному отрицательному качеству для каждого из присутствующих. Для того чтобы это чреватое известной напряженностью упражнение не привело к парафразу ситуации, описанному В. Тендряковым в повести "Ночь после выпуска", я рекомендовал неприятные характеристики оформлять метафорически - "волк- одиночка", "ежик в тумане" и другие.

Интервью. У каждого из членов класса все желающие по очереди берут интервью. Тема его произвольная, но не слишком личная. Количество задаваемых вопросов не превышало 5-7. Я контролировал, чтобы по возможности через это упражнение прошли все ребята. Для того чтобы вызвать необходимую раскованность у "интервьюируемого", на первых этапах занятия я предлагал им отвечать с частичной откровенностью или "в маске" - не за себя, а за кого-то другого. Весьма эффективным для "раскачки" оказалось интервьюирование "в ролях": и спрашивающие, и отвечающие говорили не от своего лица, а от имени какого-то персонифицированного персонажа: Учителя, Инопланетян, Бэтмена, Винни-Пуха. Это интервью стало прекрасной разминкой перед более сложными играми и упражнениями. Видение других.

  1. Один из членов группы садится спиной к аудитории. Его задача - подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих.
  2. Называется один из участвующих в занятиях. Вся группа вместе должна восстановить его поведение, настроение, самочувствие и высказывания с определенного момента занятия или с самого его начала.

Мимика и жесты. В этом упражнении каждый из участвующих в занятиях должен с помощью мимики и жестов:

    1. Продемонстрировать два противоположных состояния (горе и радость, усталость и бодрость, любовь и ненависть и т. п.);
    2. Передать, другому неизвестное тому задание (вымыть посуду, убрать помещение и т. п.; для этого участники разбиваются на пары, и тому из ее членов, который должен передать задание, вручается письменный текст; естественно, что содержание записки другому неизвестно).

Во всех случаях сравнивается и  обсуждается то, что предполагалось одним, и то, что было понято другим. Варианты выполнение задания:

      1. Только при помощи жестов;
      2. Только при помощи мимики;
      3. При помощи и мимики, и жестов.

Двойной диалог. Двое участвующих в упражнении получают задание вести диалог следующим образом. После того как первый выскажет какое-то мнение, второй должен сначала дословно повторить все, что было сказано, и лишь после этого высказать свое мнение. Первый также должен по возможности дословно повторить выступление второго, а затем продолжить обсуждение. Продолжительность подобного диалога - 5-7 минут. Присутствующие на игре фиксируют количество искажений, допущенных участниками. Результаты упражнения обсуждаются присутствующими (желательно, чтобы через это упражнение прошли все).

Инсценировка. Участники разбиваются на пары и получают задание подготовить инсценировку какого-либо небольшого произведения с двумя действующими лицами (басня "Ворона и Лисица"). Один из них - "режиссер" - должен объяснить второму - "актеру" - трактовку образа и способы вхождения в него. После окончания инсценировки группа обсуждает работу пар, обращая первоочередное внимание на логику и особенности воздействия "режиссера".

Театр. Выбирается небольшое, хорошо известное участвующим литературное произведение (сказка "Репка") и выделяется группа, по численности равная количеству действующих лиц. Им предлагается сымпровизировать, представив в соответствующих образах то, что произошло после окончания этого произведения (в варианте "Репки" я предлагала участвующим, собравшись за столом, вспомнить о том замечательном дне, когда все они "тащили удивительную репку"). После окончания спектакля проводилось его обсуждение с участием не только зрителей, но и актеров.

Живая картина. Группе участников предоставляется репродукция жанровой картины русского или зарубежного художника. Их задача - "оживить" картину, инсценировав изображенную на ней ситуацию.

Оживший портрет. Каждый из участников получает репродукцию портрета, созданного русским или зарубежным художником. Задача каждого - "оживить" портрет, не только приняв его позу и выражение лица, но еще и произнеся сначала несколько реплик, а по мере тренировки - и монолог за изображенного на портрете.

Чувство другого. Из группы выделяются двое. Их задача: медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться - всею три раза подряд.

"Телепатия". Выделяются два партнера. Первый из них становится спиной ко второму на расстоянии 2 - 3 метров. Второй, пристально глядя в затылок первому, в какой-то момент должен дать ему мысленный приказ оглянуться. Задача первого - всем своим существом почувствовать второго.

Для того чтобы присутствующие знали, в какой именно момент посылается приказ, второй партнер может в  этот момент пошевелить пальцем.

 Пересказ. Предварительно ребятам дается задание: подготовить трехминутное выступление на произвольную тему. После того как выступления подготовлены, задействованные в упражнении члены группы разбиваются на пары. Один из них произносит подготовленную речь, которую второй участник парного взаимодействия должен внимательно выслушать, с тем, чтобы после окончания выступления за 30 секунд пересказать все то основное, что в нем было. "Жюри" из оставшихся членов группы и сам выступавший оценивают полноту и точность пересказа, после чего участники взаимодействия меняются местами. В заключение - коллективное обсуждение упражнения.

В конце формирующего эксперимента в качестве инструмента для проведения исследования по выявлению улучшения  психологического климата классного  коллектива была использована методика “эмоционально-психологический климат” Карповой Г.А. Суть метода: подростки оценивают по полярным шкалам свой класс и отношения между одноклассниками.

Мной были полученные данные. На основе данных выяснилось, что в 10 классе благоприятный психологический климат. На основе результатов исследования можно дать следующие рекомендации:

  • Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.
  • Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.
  • Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Следует выделить следующие  факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и  стиль руководства.

Важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное  выражение собственного мнения при  обсуждении вопросов, касающихся всего  коллектива (класса, группы); отсутствие давления преподавателей на учеников и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов ученического коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из учеников; принятие на себя ответственности за состояние дел в классе каждым из ее членов и пр. Таким образом, характер психологического климата подросткового коллектива в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием социально- психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.

Социально-психологический  климат зависит от стиля управления. В своей деятельности по оптимизации социально-психологического климата класса педагогам следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива. Педагог может влиять на атмосферу, а, изменяя ее, улучшая ее, и каждый раз воссоздавая ее в благоприятных характеристиках, он, конечным порядком, создает климат, как длительную и устойчивую атрибутику группы.

Неблагоприятное состояние ребенка препятствует свободному развитию его ценностных отношений. Поэтому педагог, прежде всего, направляет свои профессиональные усилия на создание психологической атмосферы группы.

Важным фактором благополучия психологического климата являются отношения учителя с группой воспитанников, что выражается в стиле руководства группой и стиле педагогического общения

Полученные результаты были обсуждены на малом педсовете 10-х  классов и непосредственно с  классными наставниками, а также  на классном часе с учащимися 10 касса. В этом я вижу практическую ценность моего исследования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 2007. – 195 с.
  2. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 2007. – 63 с.
  3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 2004. – 83с.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 2005. – 352 с.
  5. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 2003. – 274с.
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 2006. – 528 с.
  7. Волков ИМ. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – М.: Просвещение, 2005. - 88 с.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 2004. – 374с.
  9. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с.
  10. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2006. – 288 с.
  11. Дик Н.Ф. Классные часы и нетрадиционные уроки – Ростов н/Д: "Феникс", 2004. – 384 с.
  12. Дик Н.Ф. Классные часы в школе. – Ростов н/Д: "Феникс", 2003. – 416 с.
  13. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 2004. – 174 с.
  14. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 164 с.
  15. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315 с.
  16. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М.: Академия, 2006. - 350 с.
  17. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 2007. – 195 с.
  18. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – М.: Издательство Петербургского Университета, 2007. – 256 с.
  19. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 2007. – 212 с.
  20. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. – 147 с.
  21. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - М.: ЛГУ, 2007. – 168 с.
  22. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 2006. – 64 с.
  23. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2005. – 176с.
  24. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - .247 с.
  25. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2008. -688 с.
  26. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 2003. – 256 с.
  27. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2007.- 117с.
  28. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 2007. – 147 с.
  29. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 2007. – 179с.
  30. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 512 с.
  31. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений? 1998.-640c.
  32. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2007. – 529 с.
  33. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 671 с.
  34. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 2007. -508 с.
  35. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2005. – 114с.
  36. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: Вопросы психологии, 2005. – 32 с.
  37. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 2007.- 161 с.

Информация о работе Исследование психологического климата в школьном коллективе