Исследование психологического климата в школьном коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение психологического климата в подростковой группе
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение социально-психологическому климату в подростковой группе
2. Исследовать особенности психологического климата в подростковой группе
3. Подобрать методики, позволяющие исследовать психологический климат подростковой группы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ 6
1.1 Понятие психологического климата 6
1.2 Особенности психологического климата группы в подростковом возрасте 8
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 16
2.1 Методики для изучения психологического климата в классе 16
2.2 Формирование благоприятного психологического климата классного коллектива 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 27

Файлы: 1 файл

психологичекий климат.docx

— 78.47 Кб (Скачать файл)

Реакцией группирования  может быть объяснен тот известный  факт, что подавляющее большинство  правонарушений у подростков совершается  в группе. В группе сверстников, как  правило, подросток приучается к  курению, алкоголю или, что самое  ужасное, может начать принимать  наркотические препараты. Впоследствии от наркотической или алкогольной  зависимости избавиться без помощи врача почти невозможно.

В обстановке спортивного  лагеря для подростков с нарушениями  поведения быстро складываются спонтанные группы. Лидерство в них обычно добиваются подростки, судя по описанию, с выраженными гипертимными чертами - шумные, чересчур активные, всегда готовые вступить в драку, легко вскипающие, общительные подростки. С воспитателями у них устанавливаются враждебные отношения. Но эти подростки в группе завоевывают власть. В дальнейшем они поддерживаются свою власть руками «адъютанта».

Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический климат, а вернее, социально-психологический климат группы.[31]

Социально-психологический  климат группы - это система отношений, влияющих на самочувствие личности и  тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а, значит, и развития личности, Он слагается  из устойчивых отношений группы к  человеку, к делу, объединяющему  членов группы, к руководителю группы, а также к событиям, происходящим в группе и ее пределами,

Социально-психологический  климат - чрезвычайной сложности и  тонкости феномен, существующий благодаря  динамике выражаемых отношений, идущих от одного субъекта к другому. Отношенческое поле климата группы всегда в движении - как некое электромагнитное поле, как световое пространство, заполняемое волнами световых лучей.

Климат группы благоприятен, если названные отношения позитивны. Мера благоприятствия группового климата обусловлена уровнем положительных отношений. Неблагоприятным становится психологический климат, как только одно из этих ключевых отношений принимает свое негативное направление. Если дело неинтересно, если руководителю не доверяют, если неуважительны по отношению друг к другу, если каждый или большинство несет в себе антиобщественную направленность, то климат группы становится разлагающим фактором, тормозящим развитие каждого из группы, в том числе, и того, кто выбивается в лидеры.

Социально-психологический  климат складывается в течение некоторого времени деятельного существования  групп, рождаясь как устойчивое образование  из многократного воспроизведения  социально-психологической атмосферы, которая, в отличие от климата, неустойчива  и сиюминутна, летуча и переменчива, Для установления климата необходимо время и некоторая история  жизнедеятельности группы. Атмосфера - непосредственная психологическая  реакция в виде самочувствия группы жизненный агент (тревога, повышение  общего тонуса и др.).

Педагог может влиять на атмосферу, а, изменяя ее, улучшая  ее, и каждый раз воссоздавая ее в благоприятных характеристиках, он, конечным порядком, создает климат, как длите льну ю и устойчивую атрибутику группы.

Назовем характеристики социально-психологического климата, благоприятного для личного  развития:

  • доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;
  • защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;
  • работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;
  • инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного «Я»;
  • мажор и оптимизм как устремление группы к радостным перспективам.

Аналогичны характеристики неблагоприятного климата группы: агрессивность, незащищенность, леность, пассивность, пессимизм, унылость, инертность.

Данные характеристики определяют состояние ребенка в группе, а  ключевые отношения в группе обусловливают  формирование ценностных отношений  ребенка. Первое и второе тесно связаны. Неблагоприятное состояние ребенка препятствует свободному развитию его ценностных отношений. Поэтому педагог, прежде всего, направляет свои профессиональные усилия на создание психологической атмосферы группы.

Психологический климат продолжает свое воздействие и тогда, когда  в группе нет педагога. Вот почему А.С. Макаренко замечал, «воспитание  протекает «когда нас нет дома». Социально-ценностный климат группы - это каждодневное воспроизводство  ценностных отношений вне зависимости  от присутствия либо отсутствия педагогического  контроля, когда дети в полной мере субъекты проявляемых отношений. Тайна  влияния психологического климата  прячется в свободе субъектного  выражения и, следовательно, в практике ценностного утверждения.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль над ней осуществляется в максималистских  формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

Перечисленные отроческие ориентации в общении, конечно же, в целом  совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.

При всей ориентации на утверждение  себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

Главное, что эти слова  присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге.

Конечно же, многое в вербальных и невербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живет подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам  вообще. Есть категория подростков, которая весьма чутко относится к родному слову и стремится к очищению и развитию собственной речи. Им претит пошлость, подчиняющая себе общение со сверстниками через сленг и невербальные агрессивные формы коммуникации. Чувствительность к пошлости одних подростков и нечувствительность других ставят их в отношения конфронтации или безмолвного отчуждения друг от друга. Начинается и в этой сфере разделение на «своих» и «чужих».

Диапазон подростковых ориентаций в общении велик и многообразен, как сама окружающая среда. Однако на эти ориентации оказывает сильное воздействие потребность в сверстнике, в чувстве «Мы», страх перед возможным одиночеством. Самое трудное в отрочестве - чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно: подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым.

      Выявлено, что "предпочитаемые"  и  "отверженные"  подростки   в  классе отличаются разными  системами ориентаций. "Предпочитаемые" в большей  степени ориентированы  на совместную деятельность. Когда  они осознают  угрозу  утраты  статуса,  их  стратегия  поведения   становиться  активной и деятельность  приобретает более интенсивный,  целенаправленный,  организованный  характер. Ученики с неблагоприятным  положением в классе  фиксированы  главным  образом на  взаимоотношениях  со  сверстниками.  В  случае  угрозы  их  и  без  того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на  ситуацию  и даже готовы  вовсе  разорвать  отношения  со  сверстниками.  Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что  их  нарушения, сопровождающиеся стойкими   состояниями   тревоги    и    психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов

      Как популярные, так и  непопулярные  школьники   отличаются  по  уровню социального  развития личности. Первые демонстрируют  более зрелые  подходы  к  анализу  конфликтов.  Они   анализируют  ситуации  достаточно  объективно   и рассматривают   их  даже  несколько   отстраненно.   Восприятие   событий   у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной  ситуации.  Они либо уходят  от  решения,  либо,  ориентируясь  на  сиюминутный   результат,   не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.

      Взаимосвязь  статуса и успеваемости учащихся  имеет свое психологическое основание.  Успеваемость  для  школьников   выступает   показателем   уровня  интеллектуальных и волевых свойств  личности. Хорошие отметки  выступают   как социальная оценка компетентности  учеников в различных  областях  знаний,  их ответственности, целеустремленности,  общительности,  а  именно  это   высоко ценится в группах школьников.

      Также, экспериментально  выявлено, что чем ниже успеваемость  того,  кто оценивает отличников, тем эти оценки выше, а отношение   –  доброжелательнее. Соответственно,  чем   значительнее   собственные   достижения   в   учебной  деятельности, тем ниже оценка, которую  эта группа учащихся дает  отличникам. У учащихся средних и старших  классов школы  выявлена  тенденция   расхождения статусов в различных  сферах взаимодействия. Чем выше  у  подростка  положение  в системе межличностных отношений  в неформальной компании, тем   оно  ниже  в коллективе класса, разумеется, при условии различного  уровня  развития  этих групп.  Подростки, стремясь повысить  в школе свой статус, но не  обладая для этого достаточными  социально приемлемыми средствами,  сплошь   и   рядом реализует свои  цели  неадекватными способами,  привнося   в   общение   с одноклассниками нормы и "ценности"  компании  – зачастую  имеющей характер асоциальной ассоциации, - которые, как они надеются, обеспечат им  признание среди соучеников.

      Потребность  в приобретении  и  поддержке   статуса  –  одна  из  важных  социальных  потребностей.  Невозможность   занять  определенное  положение  в структуре групповых отношений или угроза  утраты  имеющегося  статуса  может вызывать  состояние  "аффекта  неадекватности".  Это  явление  возникает   у подростков в том случае,  когда  высокие  притязания  в  какой  –  то  сфере деятельности не могут быть  подкреплены  реальными  достижениями.  При  этом негативные эмоциональные реакции зачастую обращены  на  тех,  кто  указывает ученику на его промахи, -  "виноватыми"  оказываются  все,  но  не  он  сам. Аффект неадекватности в подобных ситуациях  наблюдается  у  школьников  всех возрастных групп, как у успевающих, так и у  слабых  учеников.  Переживаемое ими чувство неудовлетворенности проявляется в агрессии, в  отказе  выполнять требования учителя, в демонстративном нарушении дисциплины.

 

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ШКОЛЬНОМ  КОЛЛЕКТИВЕ

 

2.1 Методики для изучения психологического  климата в классе

 

Исследование проводилось  на базе МБОУ «СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области» .

Был рассмотрен психологический  климат в  старшем подростковом возрасте (10 класс).

Наблюдение проводилось  мной при посещении школьных уроков, и при непосредственном общении  с учениками на классных часах  в сотрудничестве с классными  руководителями

    1. Определение психологического климата класса.

Как уже упоминалось, психологический  климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер взаимного сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет "психологической атмосферы" - также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место  в относительно небольшие отрезки  времени и которая в свою очередь  создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива. Для общей  оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива я воспользовался картой-схемой А. Н. Лутошкина. В левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат класса, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств определяется с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа от +3 до - 3 (Приложение 1).

Используя схему, читаются сначала  предложение слева, затем - справа и  после этого знаком "+" отмечается в средней части листа та оценка, которая наиболее соответствует  истине. При этом надо иметь в  виду, что оценки означают: + 3 - свойство, указанное слева, проявляется в  коллективе всегда; + 2 - свойство проявляется  в большинстве случаев; + 1 - свойство проявляется достаточно часто;

0 - ни это, ни противоположное  (указанное справа) свойства не  проявляются достаточно ясно  или то и другое проявляются  в одинаковой степени;

  • 1 - достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
  • 2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
  • 3 - свойство проявляется всегда.

Чтобы представить общую  картину психологического климата  коллектива, я сложил все положительные  и отрицательные баллы. Полученный результат послужил условной характеристикой  психологи-ческого климата большей или меньшей степени благоприятности.

Информация о работе Исследование психологического климата в школьном коллективе