Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:30, курсовая работа
Цель работы: исследование наличия страхов у детей 6-7 лет.
Объект исследования: особенности психоэмоционального развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: страхи детей 6- 7 лет.
Задача исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования страхов у детей в дошкольном возрасте.
Методы исследования:
Теоретико-методологический анализ литературы.
Методика М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».
Тест тревожности Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амена.
Введение 3
Глава 1. Особенности психического развития детей 6-7 лет. 5
1.1 Общая характеристика эмоциональной сферы детей 6-7 лет. 15
1.2 Причины и особенности возникновения страхов у детей 6-7 лет. 23
Глава 2. Методы и организация исследования………………………………...31
2.1 Результаты проведенного исследования…………………………………32
Заключение………………………………………………………………………36
Приложение……………………………………………………………………...37
Список используемой литературы 39
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
<Новосибирский
государственный
ИФМИП
Помыткина Валентина Евгеньевна
КУРСОВАЯ РАБОТА
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ
У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ
Научный руководитель:
канд.пед.наук, доцент кафедры специальной психологии
КАРДАШ ЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
НОВОСИБИРСК 2011
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Особенности психического развития детей 6-7 лет. 5
1.1 Общая характеристика эмоциональной сферы детей 6-7 лет. 15
1.2 Причины и особенности возникновения страхов у детей 6-7 лет. 23
Глава 2. Методы и организация исследования………………………………...31
2.1
Результаты проведенного
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список используемой литературы 39
Актуальность. Одной из наиболее значимой проблемы психики в старшем дошкольном возрасте являются страхи. В этом возрасте ребенок очень чувствителен и поэтому подвержен страхам. Литературы по этой теме в настоящее время немного и стоит отметить, что при таком актуальном вопросе стоящим перед нашим обществом, новой литературы не появляется. Но, тем не менее, существует литература, выпущенная относительно недавно, и она может отвечать требованием поставленной проблемы. Особенно бы хотелось выделить А. И. Захарова, который написал ряд книг по детским страхам, и впервые в мировой и отечественной практике показал актуальность, предпосылки возникновения и дальнейшего развития страхов у детей. Также Занков Л. В выделяет этапы развития психической деятельности дошкольника, Любина Г. И. писала о развитии именно эмоциональной сферы детей, в частности дошкольников. Наше общество и научно-технический прогресс постоянно растут, изменяются и улучшаются, а страхи в детском возрасте, как психическое явление, прогрессируют и могут остаться у человека на всю жизнь, при отсутствии или не правильной коррекции. Вот почему эта проблема так актуальна в современном обществе. Ведь при правильном подходе, вниманию к этой проблеме можно устранить страх ребенка, для того чтобы он вырос психически здоровой и социально адаптированной личностью.
Цель работы: исследование наличия страхов у детей 6-7 лет.
Объект исследования: особенности психоэмоционального развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: страхи детей 6- 7 лет.
Задача исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования страхов у детей в дошкольном возрасте.
Методы исследования:
Гипотеза: возникновение и развитие страхов активно происходит в дошкольном возрасте и имеет свои особенности.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Одни из факторов для развития личности ребенка составляет развитие психической сферы. Дело в том, что именно дошкольный возраст ребенка определяет интенсивное развитие сенсорной, эмоциональной и интеллектуальной сферы. Вообще интеллектуальная сфера ребенка условно делиться на: восприятие, память, внимание, мышление и воображение.
Восприятие у детей дошкольников 6-7 лет, при нормальном интеллекте осмысленно и целенаправленно. В этом возрасте идет развитие произвольного восприятия, то есть ребенок целенаправленно рассматривает и наблюдает за какими-то вещами или явлениями. Обычно к тому возрасту, ребенок хорошо воспринимает цвета, различает геометрические фигуры. Дошкольник начинает правильно ориентироваться в пространстве и использует в своём словарном запасе слова, указывающее на пространственные отношения. Основная трудность восприятия, проявляющаяся в этом возрасте – это восприятие времени. Дело в том, что ребенок 6 – 7 лет плохо ориентируется во времени, ему сложно определить продолжительность какого-либо действия. Еще одна проблема восприятия у дошкольников, которую также стоит отметить, это восприятие величины предмета. Обычно в этом возрасте ребенок имеет представление только о величине предметов, если сопоставляет из друг с другом. Без сравнения восприятие величины страдает
Внимание у детей - дошкольников достаточно бурно развивается. Различают два вида внимания – внешнее и внутреннее. Внешнее направлено на сосредоточение объектов, явлений окружающей среды, наблюдения за действиями взрослых. Внутреннее внимание направленно на сосредоточение собственных мыслей, представлений, рисующихся в сознании ребенка. Если внешнее внимание формируется у ребенка с младенческого возраста, то внутреннее, как раз активно развивается именно в дошкольном возрасте. Между тем стоит отметить важнейшие характеристики внимания, преобладающее у детей дошкольников. Прежде всего – концентрация. Концентрация - это способность удерживать сосредоточение на одном или нескольких объектах или явлениях. У детей дошкольного возраста концентрация не велика. Ребенок может легко отвлекаться от предмета внимания, вследствие этого концентрацию следует развивать.
Объем внимания – способность
охватывать несколько и удерживать
несколько объектов сосредоточения.
У детей дошкольников объем внимания
несколько увеличен по сравнению
с детьми 4-5 года, у которых он
равен одному объекту. Дошкольник
же способен сосредотачиваться уже
на трех объектах. При этом нужно
учитывать некоторые
Устойчивость внимания определяется той продолжительностью времени, которой ребенок может концентрировать внимание. У дошкольников устойчивость внимания выше, чем у детей младшего школьного возраста. При этом отмечается, что дети устойчиво будут выполнять даже те задания, которые для них не представляют интереса.
Распределение внимания –
способность к сосредоточению на
нескольких объектах сразу и одновременно.
В дошкольном возрасте распределение
внимания развито слабо и
Память детей дошкольного возраста начинает приобретать осмысленность, то есть становиться произвольной. Обычно к этому возрасту непроизвольная, механическая и зрительно-эмоциональная память развиты хорошо. Делая усилия к осмысленности запоминания ребенок тренирует произвольную память. Немов Р. С. Выделяет два этапа перехода от непроизвольной к произвольной памяти[1, стр. 69]. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т. е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для памяти действия и операции. Далее он отмечает, что совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития его памяти. [1, стр. 56] Между тем, стоит отметить, что дети - дошкольники без труда запомнят то, что вызвало у них интерес, либо они сами хотели запомнить что-то. Это все способствует смысловому запоминанию. При отсутствии активной умственной работы, а лишь посредствам механического запоминания, процесс становления смысловой памяти будет затянут.
Кроме того, двигательная память
дошкольника также подвержена изменениям.
Движения становятся сложными, включают
несколько компонентов. Движения осуществляются
на основе сформированного в памяти
зрительно-двигательного
Речь дошкольника. Процесс совершенствования речи у детей 6 – 7 лет связан прежде всего с общением со взрослым. Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Изменяется взаимоотношение двух сигнальных систем, соотношение между словом, с одной стороны, и наглядными образами и непосредственными действиями, с другой. Если речь ребёнка раннего возраста связана, главным образом, с тем, что он воспринимает и делает в данный момент, то дошкольник, помимо этого, начинает понимать и сам вести разговоры о вещах более отдалённых, которые он может себе лишь вообразить, лишь мысленно себе представить. Услышав новое слово, ребенок стремится понять его, найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаниях. Для дошкольника важна не отнесенность слова к определенной категории, а его применение в конкретной жизненной ситуации. На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитательном работы, ребёнок практически усваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи. Дошкольник не заучивает грамматических правил, не заучивает их определений, он даже не знает, что такое союз, предлог, род, падеж. Он овладевает всем этим практически, слушая речь взрослых, сам разговаривая с окружающими в быту, в играх и, занятиях. По мере накопления опыта речевого общения у ребёнка образуются неосознанные эмпирические языковые обобщения, формируется так называемое чувство языка. Ребёнок не только сам начинает правильно говорить, но замечает малейшую ошибку в речи других, хотя и не может объяснить, почему так нельзя говорить. Физиологической основой чувства языка является динамический стереотип, складывающийся на уровне второй сигнальной системы под влиянием опыта речевого общения с окружающими. В дошкольном возрасте возникает и саморегулятивная функция. Речь ребенка все больше включается в его деятельность, выполняя функцию планирования, что приводит к выделению в деятельности старшего дошкольника двух моментов: принятия решения и планирования его практического выполнения. Речь перемещается с результата деятельности на ее начало, не только фиксируя этот результат, но и предваряя его
Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление ее новых форм - контекстной и объяснительной.[7, стр. 133]. Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. У старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной. К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь. Использование каждой из них зависит от задач и условий его общения с окружающими. Объяснительная речь - самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание. Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия. Новые формы речи обеспечивают содержательность общения со взрослыми и сверстниками, осмысление своего опыта.
Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте.
Всё это побуждает ребёнка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний. У дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. В 6-7 лет она становится произвольным самостоятельным процессом. В этом случае ребенку важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник.
Мышление как высшая ступень человеческого познания включает в себя все виды психической деятельности (восприятие, внимание, память, речь), которые взаимно дополняют друг друга. У детей дошкольного возраста начинает складываться наглядно – образное мышление на основе уже сформированного наглядно – действенного[2, стр. 32] В этом возрасте ребенок уже осмысленно ставит перед собой познавательные цели, устанавливает причинно-следственные связи между свойствами предметов, явлений. Познавательный интерес ребенка приводит к тому, что он начинает усваивать новые знания, а это благотворно сказывается на процесс развития мышления, поскольку усвоение нового требует развития таких мыслительных операций как анализ, синтез, обобщение, сравнение и абстракция. Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове. У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо - родовых признаков. Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия. Первоначально ребенок, хотя и оперирует общим положением, обосновать его не может или дает случайные обоснования. Постепенно он переходит к правильным выводам.[7, стр. 199]
К концу дошкольного детства у детей развивается умение решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых физических и других связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях.[3.с,56.]
Основной вид мышления дошкольника – это образное мышление. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, - перемещение предмета, его использование или изменение. Младшие дошкольники решают некоторые задачи при помощи проб. В среднем дошкольном возрасте при решении более простых задач, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме.[4.с,48]