Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:30, курсовая работа
Цель работы: исследование наличия страхов у детей 6-7 лет.
Объект исследования: особенности психоэмоционального развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: страхи детей 6- 7 лет.
Задача исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования страхов у детей в дошкольном возрасте.
Методы исследования:
Теоретико-методологический анализ литературы.
Методика М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».
Тест тревожности Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амена.
Введение 3
Глава 1. Особенности психического развития детей 6-7 лет. 5
1.1 Общая характеристика эмоциональной сферы детей 6-7 лет. 15
1.2 Причины и особенности возникновения страхов у детей 6-7 лет. 23
Глава 2. Методы и организация исследования………………………………...31
2.1 Результаты проведенного исследования…………………………………32
Заключение………………………………………………………………………36
Приложение……………………………………………………………………...37
Список используемой литературы 39
Так же в дошкольном возрасте
у ребенка формируется
Пиаже Ж. выделял еще одну особенность мышления дошкольника – анимизм, то есть приписывать неодушевленным предметам человеческие черты. В этом можно согласится с Пиаже Ж., и считать, что в этом главную роль играет прежде всего воображение и культ игры. По мере взросления у ребенка пропадает эта особенность. Как правило, к школе эти анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя не исчезают совсем.
К началу школьного обучения все виды психической деятельности совершенствуются, прежде всего, из-за усвоения новых знаний, расширения кругозора и словарного запаса.
Психическое развитие ребенка
предполагает и изменение его
потребностей и мотивов поведения.
Главная потребность
Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.[7, стр. 37]. Если в раннем возрасте ребенок считает себя взрослым, то старший дошкольник, наоборот, считает себя маленьким. Это осознание приходит с пониманием своих реальных возможностей и способностей. Ребенок понимает что взрослые владеют большими знаниями, навыками, опытом, и, поэтому осознает что для того чтобы быть взрослым необходимы знания и к концу дошкольного возраста у ребенка появляется желание пойти в школу, то есть проявляется потребность в познании. Между познавательными процессами устанавливаются тесные связи, которые все больше осознаются, приобретая произвольный характер.
Бытовая деятельность в
дошкольном возрасте так же испытывает
некие изменения. Ребенок начинает
понимать и принимать требования
взрослых более объективно. Осознав,
что взаимодействие между людьми
в социуме происходит по некоторым
правилам, он начинает им подчиняться.
Например, ребенок расширяет круг
культурно – гигиенических
Вывод. В данной главе были изложены особенности психического развития детей – дошкольников. Если в пред дошкольном возрасте и раннем возрастах психические процессы только формируются, то к дошкольному возрасту, они практически сформированы и находятся на стадии совершенства. Восприятие дошкольника уже становиться не только не хаотичным, но осмысленным и целенаправленным. Ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве окружающего мира, но пространство времени у него еще страдает.
Внимание детей 6-7 лет, развивается большими темпами, формируется и совершенствуется. Повышается уровень распределения, объема, концентрации, устойчивости внимания.
Именно в этом возрасте совершенствуется память, то есть она становится произвольной. В раннем возрасте у ребенка преобладали непроизвольная, и зрительно-эмоциональная виды памяти, то есть ребенок запоминал то, что у него вызвало интерес, либо произвело впечатление. В старшем дошкольном возрасте ребенок осознанно пытается что-то запомнить, даже в том случае, если это не вызывает у него интереса.
Совершенство речи проявляется, прежде всего, в том, что у ребенка расширяется словарный запас, коммуникативные навыки. Дошкольник начинает использовать абстрактные понятия, что так же влияет и на процесс мышления. Мышление старшего дошкольника переходит на новую ступень. Если в более раннем возрасте оно было наглядно – действенным, то к 6 -7 годам мышление становиться наглядно образным, то есть ребенок уже оперирует образами. Более того в этом возрасте начинает свое формирование и логическое мышление.
Важная потребность ребенка в таком возрасте – это взаимодействие со взрослыми и стремление быть на них похожим. Свою потребность ребенок реализует через общение со взрослыми на личностные темы и копирование их действий в сюжетно-ролевой игре.
Эмоции играют важную роль в жизни человека, как взрослого так и ребенка. Эмоции – это субъективное, оценочное отношение к реальной или воображаемой действительности[5, стр. 82]. В дошкольном возрасте происходит такая тенденция как усложнение содержания эмоционального фона. В возрасте 6-7 лет ребенок учиться понимать не только собственные чувства, но и эмоции других людей, в основном родителей, близких. Различать эмоции ребенок может непосредственно по внешнему признаку человека, а именно по его мимики, жестам, громкостью голоса. Огромное значение при понимании эмоции других имеет наличие языковых обозначений. Развитие у ребенка способностей говорить об эмоциях является не просто овладениям соответствующего термина, но и овладениями способностей межличностного общения:[6, стр. 52] чем выше уровень коммуникации об эмоциональных состояниях, тем ребенок более успешен в усвоении названия эмоций и более активно ссылается на свои переживания. В этом возрасте ребенок может сочувствовать, переживать за не только реального человека, но и героя сказки, мультфильма, кино. Ребенок может несколько раз просить перечитать одну и ту же сказку, пересматривать любимый мультфильм, искренне сочувствуя персонажам. Более того он начинает видеть в персонажах знакомых и близких, а главного героя сопоставлять с собственной личностью. Стоит отметить, сильное чувство переживания и сочувствия вызывают у ребенка именно положительные герои (которых он чаще всего сопоставляет с собой), но бывает так, что ребенок начинает и переживать за отрицательного героя, которому по сюжету пришлось не сладко. Бывает так, что при прослушивании сказки или просмотре мультфильма, ребенок, догадываясь о том, что сейчас с главным героем произойдет, что-то дурное просит остановить чтение, выключить мультфильм, не желая знать, чем же закончится действие. В таких случаях дети часто начинают придумывать свой, альтернативный конец произведения с более позитивным окончанием. Также в процессе игры ребенок может передавать свои эмоции по сюжету, идентифицируя себя с персонажем в игре.
По мере взросления эмоции
дошкольника становятся более глубокими,
осмысленными. Но все - таки нужно выделить
то, что несдержанными остаются те
эмоции, которые связаны с
В этом возрасте у ребенка также начитает, в большой мере провялятся чувство долга, которое начало закладываться еще в раннем возрасте.[2,стр. 74]. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.
На развитие эмоций оказывает
влияние психологическая
В это время дошкольник
может испытывать эмоции не только
к человеку. Он может их испытывать
к растениям, животным, своим игрушкам,
одежде, погоде. Например, он может пожалеть
сломавшуюся игрушку и
Нужно отметить, что отношение со сверстниками играют важную роль на развитие эмоций и поведение дошкольника. В этом возрасте ребенку важно общение с подобными ему. Ребенок начинает испытать чувство грусти, отчужденность и тоски, если сверстники не принимают его и он становиться изгоем. В этом возрасте ребенок может привязаться к как к одному сверстнику, так и к нескольку поочередно. Для него важно испытывать чувство дружбы с ребенком того же возраста.[2, стр. 85]. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Усложнение деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его права и интересы. Детям нелегко усвоить правила взаимоотношений, и они нередко на первых порах применяют их формально, не понимая особенностей данного конкретного случая. Овладение правилами взаимоотношений происходит только в результате опыта, получаемого детьми в практике изменения, нарушения и восстановления этих правил. На мой взгляд, это нужно ребенку прежде всего для игровой деятельности, а так же для чувства защищенности, чтобы не чувствовать себя отделенным от общества.
В дошкольном возрасте ребенку не чуждо чувство прекрасного. Ребенок начинает замечать и восхищаться красотой музыки, красок, природных явлений. Причем чем больше у ребенка знаний об окружающем мире, тем чувство прекрасного у него сильнее. Ребенка может вдохновить и восхитить снежинка, упавшая ему на рукавицу или летний закат солнца.
По мере взросление ребенка меняются и его внешние проявления эмоций. Если в раннем возрасте ребенок открыто выражал эмоции на различные обстоятельства (например, злился, плакал из-за негативных ситуаций или отсутствия физиологических потребностей), то дошкольник уже может сдерживать свои бурные, резкие эмоции. В таком возрасте ребенок может сдержать смех, слезы и даже скрыть свои страх. Это связано прежде всего с тем, что ребенок начинает принимать устоявшиеся правила общества, в котором живет и понимать в каких случаях можно открыто показать свои переживания, а в каких не стоит. Это очень сложно для ребенка, ведь такие резкие эмоции как крик, плач, смех связаны с работой врожденных механизмов мозга, и ребенок не только учиться их преодолевать в зависимости о ситуации, как говорилось выше, но и использовать их намеренно, тем самым показывая окружающим о свое эмоциональное состояние. В целом можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок не выдает эмоциональных вспышек по незначительным поводам. Его эмоциональная сфера становится все более уравновешенной и гладкой.