Исследование страхов у детей 6-7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование наличия страхов у детей 6-7 лет.
Объект исследования: особенности психоэмоционального развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: страхи детей 6- 7 лет.
Задача исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования страхов у детей в дошкольном возрасте.
Методы исследования:
Теоретико-методологический анализ литературы.
Методика М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».
Тест тревожности Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амена.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности психического развития детей 6-7 лет. 5
1.1 Общая характеристика эмоциональной сферы детей 6-7 лет. 15
1.2 Причины и особенности возникновения страхов у детей 6-7 лет. 23
Глава 2. Методы и организация исследования………………………………...31
2.1 Результаты проведенного исследования…………………………………32
Заключение………………………………………………………………………36
Приложение……………………………………………………………………...37
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая. Не удалять..docx

— 123.81 Кб (Скачать файл)

Так же в дошкольном возрасте у ребенка формируется логическое мышление. Ребенок начинает рассуждать уже более абстрактными понятиями (жизнь, смерть). Размышляя над каким  – либо абстрактным вопросом, ребенок  формирует и совершенствует логическое мышление.

Пиаже Ж. выделял еще одну особенность мышления дошкольника – анимизм, то есть приписывать неодушевленным предметам человеческие черты. В этом можно согласится с Пиаже Ж., и считать, что в этом главную роль играет прежде всего воображение и культ игры. По мере взросления у ребенка пропадает эта особенность. Как правило, к школе эти анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя не исчезают совсем.

К началу школьного обучения все виды психической деятельности совершенствуются, прежде всего, из-за усвоения новых знаний, расширения кругозора и словарного запаса.

Психическое развитие ребенка  предполагает и изменение его  потребностей и мотивов поведения. Главная потребность дошкольника  – войти в мир взрослых и  действовать совместно с ними. Но в реальности такие функции  ребенок выполнить не может. Вследствие этого ребенок находится в  противоречивом состоянии, с одной  стороны потребность быть как  взрослый, а с другой ограниченные реальные возможности удовлетворения этой потребности. В таком случае дети начинаю удовлетворять свои потребности через игру. Они моделируют взаимоотношения между людьми, виды поведения как у взрослых в  игровой деятельности. Специфика  игровой деятельности в дошкольном возрасте состоит в том, что она  связана, прежде всего, с трудом. У  этих видов деятельности одна потребность  – потребность быть похожим на взрослого и принимать активное участие в их жизни. Трудовая деятельность развивается в нескольких направлениях [7, стр. 55]: во-первых, происходит усложнение ее компонентов, а во-вторых, это усложнение ведет к новым видам форм труда.  Совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, навыков. Старшие дошкольники ставят цель труда основе представлений. Они спокойно могут выполнять задания после словесной инструкции взрослого.  С возрастом научаются планировать не только свою, но совместную трудовую деятельность со сверстниками. Да и сами трудовые действия становятся более точными, правильными, быстрыми. В процессе такой деятельности ребенок следит за своей работой, то есть у него развивается функция самоконтроля.  Стремясь быть похожим на взрослого ребенок расширяет рамки общения с ними. В таком случае общение происходит по поводу познавательных, нравственных или личностных проблем. Стоит отметить, что ребенок общается по таким поводам не только с родителями, близкими людьми, но и с посторонними людьми. Таким образом активно общаясь со взрослыми дошкольник интенсивно развивает навыки общения со сверстниками, вследствие чего происходит освоение коммуникативных навыков, опыта и умений.

Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.[7, стр. 37]. Если в раннем возрасте ребенок считает себя взрослым, то старший дошкольник, наоборот, считает  себя маленьким. Это осознание приходит с пониманием своих реальных возможностей и способностей. Ребенок понимает что взрослые владеют большими знаниями, навыками, опытом, и, поэтому осознает что для того чтобы быть взрослым необходимы знания и к концу дошкольного  возраста у ребенка появляется желание  пойти в школу, то есть проявляется  потребность в познании. Между  познавательными процессами устанавливаются  тесные связи, которые все больше осознаются, приобретая произвольный характер.

Бытовая деятельность в  дошкольном возрасте так же испытывает некие изменения. Ребенок начинает понимать и принимать требования взрослых более объективно. Осознав, что взаимодействие между людьми в социуме происходит по некоторым  правилам, он начинает им подчиняться. Например, ребенок расширяет круг культурно – гигиенических навыков. Дети правильно ведут себя за столом, следят за своим внешним видом. Развитие культурно – гигиенических навыков  образуют систему поведения в  быту. В следствии этого у ребенка проявляются свои привычки при бытовой деятельности, он соблюдает культурно-гигиенические правила по своей инициативе, а не по требованию взрослого.

Вывод. В данной главе были изложены особенности психического развития детей – дошкольников. Если в пред дошкольном возрасте и раннем возрастах психические процессы только формируются, то к дошкольному возрасту, они практически сформированы и находятся на стадии совершенства. Восприятие дошкольника уже становиться не только не хаотичным, но осмысленным и целенаправленным. Ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве окружающего мира, но пространство времени у него еще страдает.

Внимание детей 6-7 лет, развивается  большими темпами, формируется и  совершенствуется. Повышается уровень  распределения, объема, концентрации, устойчивости внимания.

Именно в этом возрасте совершенствуется память, то есть она  становится произвольной. В раннем возрасте у ребенка преобладали  непроизвольная, и зрительно-эмоциональная  виды памяти, то есть ребенок запоминал  то, что у него вызвало интерес, либо произвело впечатление. В старшем  дошкольном возрасте ребенок осознанно  пытается что-то запомнить, даже в том  случае, если это не вызывает у него интереса.

Совершенство речи проявляется, прежде всего, в том, что у ребенка  расширяется словарный запас, коммуникативные  навыки. Дошкольник начинает использовать абстрактные понятия, что так  же влияет и на процесс мышления. Мышление старшего дошкольника переходит на новую ступень. Если в более раннем возрасте оно было наглядно – действенным, то к 6 -7 годам мышление становиться наглядно образным, то есть ребенок уже  оперирует образами. Более того в этом возрасте начинает свое формирование и логическое мышление.

Важная потребность ребенка  в таком возрасте – это взаимодействие со взрослыми и стремление быть на них похожим. Свою потребность ребенок реализует через общение со взрослыми на личностные темы и копирование их действий в сюжетно-ролевой игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

 

Эмоции играют важную роль в жизни человека, как взрослого так и ребенка. Эмоции – это субъективное, оценочное отношение к реальной или воображаемой действительности[5, стр. 82]. В дошкольном возрасте происходит такая тенденция как усложнение содержания эмоционального фона. В возрасте 6-7 лет ребенок учиться понимать не только собственные чувства, но и эмоции других людей, в основном родителей, близких. Различать эмоции ребенок может непосредственно по внешнему признаку человека, а именно по его мимики, жестам, громкостью голоса. Огромное значение при понимании эмоции других имеет наличие языковых обозначений. Развитие у ребенка способностей говорить об эмоциях является не просто овладениям соответствующего термина, но и овладениями способностей межличностного общения:[6, стр. 52] чем выше уровень коммуникации об эмоциональных состояниях, тем ребенок более успешен в усвоении названия эмоций и более активно ссылается на свои переживания. В этом возрасте ребенок может сочувствовать, переживать за не только реального человека, но и героя сказки, мультфильма, кино. Ребенок может несколько раз просить перечитать одну и ту же сказку, пересматривать любимый мультфильм, искренне сочувствуя персонажам. Более того он начинает видеть в персонажах знакомых и близких, а главного героя сопоставлять с собственной личностью. Стоит отметить, сильное чувство переживания и сочувствия вызывают у ребенка именно положительные герои (которых он чаще всего сопоставляет с собой), но бывает так, что ребенок начинает и переживать за отрицательного героя, которому по сюжету пришлось не сладко. Бывает так, что при прослушивании сказки или просмотре мультфильма, ребенок, догадываясь о том, что сейчас с главным героем произойдет, что-то дурное просит остановить чтение, выключить мультфильм, не желая знать, чем же закончится действие. В таких случаях дети часто начинают придумывать свой, альтернативный конец произведения с более позитивным окончанием. Также в процессе игры ребенок может передавать свои эмоции по сюжету, идентифицируя себя с персонажем в игре.

По мере взросления эмоции дошкольника становятся более глубокими, осмысленными. Но все - таки нужно выделить то, что несдержанными остаются те эмоции, которые связаны с физиологическими потребностями (голод, жажда, сон и прочее). Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах развития основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

В этом возрасте у ребенка  также начитает, в большой мере провялятся чувство долга, которое  начало закладываться еще в раннем возрасте.[2,стр. 74]. Потребность в  положительных эмоциях со стороны  других людей определяет поведение  ребенка. Эта потребность порождает  сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть  и др.

На развитие эмоций оказывает  влияние психологическая атмосфера  в семье. Если в семье благополучная  атмосфера и ребенок чувствует  любовь, поддержку и заботу со стороны  родителей то он испытывает чувство  благополучия и защищенности. В такой атмосфере ребенок растет активным, жизнерадостным, уверенным в себе. Все это будет способствовать формированию таких качеств как доброжелательность, желание помочь другим людям и других положительных качеств. В этом возрасте для ребенка самые важные люди – это родители и в целом семья, поэтому раньше всего начинает чувствовать любовь, ласку, сочувствие именно к близким людям. На этой почве может возникнуть и новое для ребенка чувство – чувство ревности, когда, как ему может показаться, родители уделяют внимания больше его брату, сестре или другому ребенку. В таком случае ребенок не будет чувствовать себя уверенно, у него появиться ощущение отчуждения, он может замкнуться в себе или начать «заслуживать любовь» родителей, что скажется крайне негативно на его эмоциональную сферу.[2, стр. 97]. В эмоциональной сфере детей, родители которых не интересуются ими и не контролируют их, отмечаются – низкая самооценка, неуверенность в себе, низкий уровень экспрессии и импрессии. У ребенка формируется недостаточное самопринятие, что проявляется в следующем: снижение самооценки сопровождается у ребенка негативным отношением к себе; развитие агрессивного поведения .Если же  родители чрезмерно усердствуют в удовлетворении потребностей ребенка, стремятся предвосхитить любые его желания и идут у него на поводу, то у ребенка не формируется четкого и ясно представления о эмоциях. Эмоциональная сфера таких детей характеризуется рядом особенностей. Собственные эмоции у них дифференцируются слабо. К переживаниям других ребенок также не чувствителен. Ему сложно предположить, что испытывает кто-либо в той или иной ситуации. Такие дети гипертрофированно радуются и удивляются, демонстративно рыдают, не обращая внимания на уместность или неуместность столь бурного проявления эмоций. На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Таким образом, можно предположить, что детско-родительские отношения оказывают чрезвычайно большое влияние на развитие дошкольника, и в отношении эмоциональной сферы это влияние оказывается, практически решающим.

В это время дошкольник может испытывать эмоции не только к человеку. Он может их испытывать к растениям, животным, своим игрушкам, одежде, погоде. Например, он может пожалеть сломавшуюся игрушку и разозлиться  на мороз, за то, что он не дал ему  погулять.

Нужно отметить, что отношение  со сверстниками играют важную роль на развитие эмоций и поведение дошкольника. В этом возрасте ребенку важно  общение с подобными ему. Ребенок начинает испытать чувство грусти, отчужденность и тоски, если сверстники не принимают его и он становиться изгоем.  В этом возрасте ребенок может привязаться к как к одному сверстнику, так и к нескольку поочередно. Для него важно испытывать чувство дружбы с ребенком того же возраста.[2, стр. 85]. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Усложнение деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его права и интересы. Детям нелегко усвоить правила взаимоотношений, и они нередко на первых порах применяют их формально, не понимая особенностей данного конкретного случая. Овладение правилами взаимоотношений происходит только в результате опыта, получаемого детьми в практике изменения, нарушения и восстановления этих правил. На мой взгляд, это нужно ребенку прежде всего для игровой деятельности, а так же для чувства защищенности, чтобы не чувствовать себя отделенным от общества.

В дошкольном возрасте ребенку  не чуждо чувство прекрасного. Ребенок начинает замечать и восхищаться красотой музыки, красок, природных явлений. Причем чем больше у ребенка знаний об окружающем мире, тем чувство прекрасного у него сильнее.  Ребенка может вдохновить и восхитить снежинка, упавшая ему на рукавицу или летний закат солнца.

По мере взросление ребенка  меняются и его внешние проявления эмоций. Если в раннем возрасте ребенок  открыто выражал эмоции на различные  обстоятельства (например, злился, плакал из-за негативных ситуаций или отсутствия физиологических потребностей), то дошкольник уже может сдерживать свои бурные, резкие эмоции. В  таком  возрасте ребенок может сдержать смех, слезы и даже скрыть свои страх. Это связано прежде всего с тем, что ребенок начинает принимать устоявшиеся правила общества, в котором живет  и понимать в каких случаях можно открыто показать свои переживания, а в каких не стоит. Это очень сложно для ребенка, ведь такие резкие эмоции как крик, плач, смех связаны с работой врожденных механизмов мозга, и ребенок не только учиться их преодолевать в зависимости о  ситуации, как говорилось выше, но и использовать их намеренно, тем самым показывая окружающим о свое эмоциональное состояние. В целом можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок не выдает эмоциональных вспышек по незначительным поводам. Его эмоциональная сфера становится все более уравновешенной и гладкой.

Информация о работе Исследование страхов у детей 6-7 лет